Тексты
Портреты

Личное дело

«В возрасте пяти лет она пошла и самостоятельно записалась в школу», – написано в биографии Полины Стружковой на ее сайте. Дальнейшее перечисление мест обучения говорит о склонности к качественному образованию. Школа Ямбурга, Международная киношкола, курс Кудряшова в ГИТИСе, встреча с Вячеславом Кокориным, зарубежные мастер-классы. Конечно, есть в этом и элемент везения, но оно возможно только при верном целеполагании, что стало важно для Стружковой как режиссера, работающего преимущественно для юного зрителя.

Первый спектакль, который я увидел у Полины, – «Поход в Угри-Ла-Брек», поставленный в 2008 году в Нижегородском ТЮЗе. Он, среди прочих постановок, заставил театральное сообщество заговорить о молодом поколении режиссеров, которые приходят в театр для детей сознательно, понимая свою миссию, поднимая непростые темы, присматриваясь к европейским формам.

«Поход в Угри-Ла-Брек»
«Поход в Угри-Ла-Брек»

Пьеса Томаса Тидхольма стала у Полины Стружковой поводом для спектакля-бродилки. В Москве спектакль был показан в пространстве театра «Школа драматического искусства». Белоснежные небольшой буфет и просторный зал «Манеж», темные служебные переходы и, наконец, воздушное пространство у камина с большим окном, где главные герои – дети Хорек, Муравейка и собака Вздор – находили пропавшего дедушку. О смерти ни разу не говорили впрямую, но это было не избегание табуированного понятия, а понимание близких людей без слов. Не случайно одна из последних реплик дедушки: «Вовсе не обязательно все время разговаривать».

«Король Матиуш I»
«Король Матиуш I»

Из списка дальнейших работ может показаться, что Стружкова готова работать с любым пространством. Это так, но это не значит, что она к нему не требовательна и равнодушна. Напротив, в огромном зале новосибирского театра «Глобус» оказывается возможен предельно искренний разговор о власти на сказочном материале «Короля Матиуша I» Януша Корчака (2015). А в камерном пространстве на несколько десятков зрителей можно говорить о проблемах в масштабах истории страны, как в недавнем «Сахарном ребенке» (2020), созданном творческим центром «Среда» в Черной комнате ЦИМа по мотивам книги Ольги Громовой. Стеллажи с коробками, придуманные художником Ксенией Перетрухиной, – это архив, но не государственный и не то чтобы уютный, но домашний. Там обнаруживаются предметы и реплики, отобранные для постановки драматургом Полиной Бородиной.

«Сахарный ребенок»
«Сахарный ребенок»

«Король Матиуш I» поставлен в эстетике традиционного театра для детей, и Никита Зайцев играл там Матиуша как тюзовского мальчика. Важно оговориться, что это не оценочная характеристика роли, а тактика актерского исполнения: ребенок играется буквально.  В «Сахарном ребенке» актеры работают по-другому: Мария Тухарь существует отстраненно, но вдруг начинает заикаться, и это не речевая характеристика героини, маленькой девочки, а эмоциональное подключение исполнителя-исследователя к своему персонажу.

Несмотря на эту существенную формальную разницу, в обоих спектаклях работает тема нарушения границ – человеческого, интимного и государственного. И здесь же звучит мотив травмы, которую надо пережить в значении «жить дальше». Только сила личности, ее внутренняя работа помогает примириться персонажам со внешним злом, будь то маньяк в пьесе «За белым кроликом», написанной Марией Огневой на материале реальной трагедии (Творческий центр «Среда» в ЦИМе, 2019) или государственная машина в «Сахарном ребенке». В первом спектакле персонажи из прошлого носят костюмы из бумаги (художник Александра Дашевская), во втором на помощь актерам в рассказе приходят бумажные персонажи. Непрочный по сценическим меркам материал не случаен.

Стружкова в своих спектаклях дает ребенку равные права со взрослыми. Для начала на чувство, а потом и на гражданскую позицию. Одна из сильных сцен спектакля «Король Матиуш I» – как будто спонтанное, но тщательно спровоцированное обсуждение происходящего с реальными зрителями, прямо в зале, во время действия, перед снимающим напряжение антрактом. Обсуждение дает понять, что с правами приходят и обязанности.

«На острове Сальткрока»
«На острове Сальткрока»

Разговор во время действия со зрителем – косвенный и прямой – важная составляющая двух спектаклей Стружковой в ТО9, идущих в Новом пространстве Театра Наций: «Таинственная история с привидениями» по «Рождественской песне в прозе» Чарльза Диккенса (2017) и «На острове Сальткрока» Астрид Линдгрен (2020). Это подробное чтение старых, по-хорошему сентиментальных текстов. Актрисе Елене Дементьевой в обоих спектаклях помогает музыкант Вячеслав Жуков, он же наряду со своими инструментами отвечает за звучащий предметный мир, который здесь важен не менее текста. Это скромные вещи, представляющие свое время, которое не стоит забывать: например, диапроектор и каталожные карточки.

«Чук и Гек»
«Чук и Гек»

Семейная тема как повод поиграть со временем – историческим и сценическим – существовала и в спектакле «Чук и Гек» Новосибирского «Глобуса» (2011), идущем до сих пор с подзаголовком «советская сказка о театре». Он был придуман как «театр у микрофона», во время которого актеры воспроизводили все необходимые по ходу действия шумы. И это не ностальгия, а проверка возможностей ретро-приема.

В этом сезоне в РАМТе идет проект «Вслух», на котором читают хорошую современную литературу. Одна из книг в афише – «Доклад о медузах» Али Бенджамин в переводе Ольги Варшавер. Историю об осознанном молчании и чувстве вины Стружкова решила парадоксально, но точно: действие начинается как пресс-конференция медузологов. Героиня буквально отдает своим соседям по столу реплики, которые по сюжету могут помочь ей понять самое важное и становятся ее голосом и голосом остальных персонажей. Актеры читают текст внутреннего монолога героини, словно восстанавливая его по документам для презентации со смятого черновика среди фотографий невероятных обитателей океана.

«Доклад о медузах»
«Доклад о медузах»

«Доклад о медузах» – не просто читка или эскиз. Даже в подобном формате Полина продолжает говорить о беспокоящей ее теме проживания травмы, о возможной материализации памяти, о внимательном чтении в своем кругу. Исследование переживания в итоге позволяет сценически точно воспроизвести само переживание, к которому главная героиня относится как к исследованию. И этот подход близок и понятен режиссеру Полине Стружковой.

Мы писали о спектаклях Полины Стружковой в Красноярском ТЮЗе – http://nedorosl.com/tpost/k07e2vtss1-roman-s-tyuzom
Видео «Доклада о медузах» – https://www.youtube.com/watch?v=CHhoT_hZvFk