Тексты
Обзоры

Медлячок, чтобы все заплакали

Ежегодно Эхо Большого Детского фестиваля раздается в разных российских регионах. В мае его услышали жители Ижевска – столицы Удмуртской Республики. Рассказывает Александрина Шаклеева.

Ежегодно Эхо Большого Детского фестиваля раздается в разных российских регионах. В мае его услышали жители Ижевска – столицы Удмуртской Республики. В программе – образовательные мероприятия (мастер-классы по сценречи и сценическому движению, курсы по фандрайзингу и менеджменту и т.д.), встречи с писателями и презентации новинок книжного рынка для детей и подростков, показы спектаклей, мультфильмов и кино, а также режиссерская лаборатория. На этот раз она прошла в Государственном театре кукол Удмуртской Республики, а ее темой стал документальный театр.

Работа с документалистикой в лабораторном формате на сцене театра кукол – задача для молодых постановщиков нетривиальная. Но, забегая вперед, скажем, что режиссеры рисковать не стали и работали с артистами в живом плане, ни одной куклы за время лаборатории на сцене не появилось.
Эскиз «Выпускной»
Первая команда: режиссер Ильдар Хуснуллин, драматург Дина Сафина и художник Анастасия Шафикова – выбрали для своего исследования феномен выпускного. Они предложили ученикам 11-х классов ижевских школ заполнить анкеты, а их ответы были частично использованы в пьесе, написанной Диной Сафиной. Для драматурга это не первое обращение к документу. Она соавтор многих спектаклей Театральной площадки MON в Казани, работающих с личным опытом горожан («Чын татар», «Децентрализация» и др.).

Сюжет пьесы «Выпускной» незамысловат – влюбленная парочка выпускников утром пытается восстановить события праздника. На сцене, украшенной разноцветными воздушными шарами, представлена вся палитра масочных школьных персонажей: красавица, хулиган, отличница, директриса с бесконечными бюрократическими речами, которые буквально переходят в сплошное «бла-бла-бла». Режиссеру удалось воссоздать атмосферу выпускного с ее весельем, безумными танцами до упада и романтическими медлячками под попсовые хиты, напитками, которые разливают вчерашние детишки у себя под столами. Основная проблема эскиза в его драматургической композиции. Сосредоточившись на самой ситуации выпускного, режиссер и драматург упустили героя и конфликт. Весь эскиз – длинная экспозиция с чередой ассоциативно наслаивающихся сцен-воспоминаний. К финалу выпускники встречают рассвет, рассуждая о будущем (именно в этих монологах угадывается документальный материал) и переменах, которые их ждут.
Эскиз «Это для тебя»
Режиссер Тимур Шарафутдинов работал в компании режиссера по пластике Анны Демидовой над эскизом «Это для тебя», обратившись к необычному для театра кукол жанру плейбек-театра.

Плейбек-театр – форма театра импровизации, в которой зрители рассказывают собственные истории, а актеры воспроизводят их на сцене в режиме реального времени. Жанр возник в Америке в 1975 году, а его название – сокращение от фразы «We are playing your stories back to you» («Мы играем ваши истории, возвращая их вам»).

Шарафутдинов серьезно занимается плейбеком, реализуя проект «ТЮЗ. Контакт» в Тверском ТЮЗе. На этапе эскиза в Удмуртском театре кукол постановочная команда сосредоточилась на тренингах и импровизации как способе существования артистов. Такой подход – безусловная удача для труппы театра, получившей возможность в лабораторном формате прокачать свои навыки.

Сценическое пространство аскетично: черный кабинет с шестью стульями – по количеству актеров, вешалка с одеждой и электронное пианино. Артисты выходят на сцену в черной тренировочной форме, как во время репетиций и тренингов. Это позволяет лишить их ярких индивидуальных черт, за счет чего зрителю проще идентифицировать себя с исполнителями. Драматургия эскиза тоже предельно проста: она определяется инструкцией, озвученной ведущим (в его роли выступил сам Шарафутдинов) для актеров и зрителей. После небольшой разминки, в которой артисты продемонстрировали, как работает импровизация, зрителям предложили поделиться своими историями на тему «Встреча». Заданный актерами тон – легкости, непринужденного веселья, ситуации капустника – поддержали и зрители. Никто не стремился перевести эскиз в драматическое русло, рассказывая исключительно забавные случаи из жизни: про первую влюбленность, детские драки, походы и путешествия. Актеры визуализировали услышанное от зрителей одним из методов импровизации – сочиняли этюды, пели песни, изображали в виде застывших скульптур. Выступления сопровождались музыкальным аккомпанементом – фортепианной импровизацией.
После каждой зарисовки зрители делились впечатлениями о том, какой они увидели свою историю со стороны. Плейбек – отличный инструмент работы как с широкой зрительской аудиторией, так и с подростками. Он позволяет выстроить пространство для открытого доверительного общения, для тесного обмена энергией – того, что важно и нужно любому подростку. Эскиз показал широкие перспективы жанра на сцене репертуарного театра. Во время обсуждения режиссер обозначил возможности работы с куклой и расширение тематического спектра плейбека.

Оба эскиза, так или иначе, обращались к ностальгическим чувствам зрителей. Первый через обобщение, погружение в атмосферу выпускного, второй – через возвращение зрителям памятных для них моментов. Оба манифестировали важность каждого прожитого мгновения, даже самого простого и ничем, на первый взгляд, не примечательного.

По правилам лабораторий Эхо-БДФ театр-организатор имеет право определить дальнейшую судьбу показанных эскизов. Театр кукол Удмуртской Республики дал «зеленый свет» на полноценную постановку эскиза Тимура Шарафутдинова «Это для тебя» в сезоне 2024/25. Надеемся, что репетиционного времени хватит на то, чтоб усложнить форму, и вывести на сцену куклу – это было бы по-настоящему любопытно.