Разговоры
2020-12-28 13:20 Интервью

Андрей Маймусов: «Творчество не остановить!»

Даже в странном, изменившем всю нашу театральную жизнь, 2020 году нельзя прерывать традиции, — решили в Севастопольском ТЮЗе. И пусть в онлайн-формате, но провели в конце декабря свой фестиваль «Сказочное королевство»! Об этом важном для театра проекте и насыщенной жизни Севастопольского ТЮЗа мы поговорили с его директором Андреем Маймусовым. В Севастополе ищут новые подходы к классике, ставят такие современные истории как «Дневник кота-убийцы» и ищут помещения для театра, надеются на новое здание.


Недоросль: Андрей, как ваш театр переживает период изоляции от зрителей?

Маймусов: Нас, как и все театры в России, «отправили на карантин» в марте. Накануне мы основательно «разогнались». Собственно, в Севастопольском ТЮЗе всегда была насыщенная жизнь. Когда ты мчишься на большой скорости, и внезапно срабатывает стоп-кран, это, конечно, вызывает шок. Но мы быстро переключились в онлайн-формат, транслировали спектакли по ТВ и в соцсетях. Наша молодежь и ведущие артисты включились в проекты в новом формате — творчество остановить сложно. Кто-то записывал музыкальные композиции, кто-то — литературные, артисты организовывали читки, проводили мастер-классы. Получилась разноплановая, яркая программа, мы стали лидерами по онлайн-контенту в Севастополе. В июле нас открыли, мы начали показывать спектакли, соблюдая все соответствующие рекомендации. Но с середины октября до 15 января мы снова закрыты для зрителя. Продолжаем работать, выпустили две премьеры. Будем ждать, когда сможем показать их публике.

Недоросль: В декабре вы провели фестиваль «Сказочное Королевство» в формате онлайн…

Маймусов: Такой год — все подстраиваются под обстоятельства. Онлайн-жизнь стала обыденной, сегодня это наша данность. Мы не хотели прерывать сложившуюся фестивальную традицию и решили провести «Сказочное королевство» в онлайн-формате. Три года подряд мы принимали участников в нашем театре, на нашей сцене. За три года познакомились со многими коллективами. География постоянно расширялась, фестиваль становился известнее. Есть театральная дружба, которая расширяет твои личностные границы, есть уже сложившиеся отношения, театры-побратимы. Важно находить единомышленников. Чувство сплоченности увеличивает внутренний потенциал.

Недоросль: Обычно вы принимали гостей в июне?

Маймусов: Да, обычное время проведения фестиваля с 1 по 7 июня. Но летом 2020 года наша работа еще была приостановлена, тогда мы перенесли фестиваль на начало декабря. Понимали, что только осенью театры откроют, они будут выпускать спектакли и наверстывать запланированное на время где «случилась» пандемия. Начало декабря казалось хорошим периодом для «Сказочного Королевства». Но ситуация повторилась, и театр снова закрыли для публики. Было принято решение, что даже в 2020-й год необычной судьбы, история фестиваля не должна прерываться, и его проведение состоится в онлайн формате.

Недоросль: Состав участников изменился?

Маймусов: Театр — живое искусство, смотреть его надо здесь и сейчас. Коллективы, чьи спектакли были отобраны для фестиваля в июне, не все согласились на онлайн-формат в декабре. В связи с чем мы заново объявили прием заявок для онлайн фестиваля. Пришло больше 30 заявок. Эксперты отобрали 10 постановок. Формат онлайн дал нам возможность встретиться с театрами из географически далеких регионов. Афишу фестиваля украсили спектакли Якутска (Республика Якутия/Саха), Барнаула (Алтайский край), Перми, Петрозаводска (Республика Карелия), Екатеринбурга… Прежде мы с ними не встречались, и приехать к нам им было бы затратно. Случилось удивительное расширение границ. Пусть в онлайне, но нам важны такие встречи.

Недоросль: Особенность «Сказочного Королевства» в том, что у вас постоянно работает детское жюри. Как оно формируется?

Маймусов: Да, начиная с первого фестиваля, одновременно с профессиональным взрослым жюри, трудится и детское. Юные театралы, члены жюри, смотрят спектакли, записывают свои впечатления. Все заметки по каждому спектаклю мы публикуем в социальных сетях театра. В финале проводится обсуждение, итогом которого становится выбор лучшего спектакля — по мнению детского жюри. Это отдельная номинация. Ежегодно куратором детского жюри является Ирина Кузнецова (заведующая музыкальной частью театра), она формирует состав жюри из учеников театральных студий, юных корреспондентов, активных зрителей.

Подсказать, как ориентироваться в мире


Недоросль: Как в Севастопольском ТЮЗе формируется репертуар?

Маймусов: Наш художественный руководитель Людмила Оршанская, стоявшая у истоков СевТЮЗа, при составлении планов новых постановок основывается на формировании общего настроения у наших зрителей. Репертуар — это посыл к поколению, трансляция определенных ценностей. Театр не навязывает их, не действует примитивно, а только подсказывает, как ориентироваться в мире. Говоря простым языком, очень важно выбрать материал, который брал бы зрителя за душу. К нам приводят деток с 3-х лет, для них мы играем сказки. Серьезно занимаемся подростковой темой. Обращаемся к современной драматургии, хотим, чтобы спектакли были созвучны времени. На данный момент наш основной вектор — классика на сцене детского театра. Произведения великих русских писателей, изучаемые в рамках школьной программы.


Недоросль: Кто ставит у вас спектакли?

Маймусов: В штате театра два режиссера, которые совместно с художественным руководителем прокладывают основные направления формирования и реализации репертуарной политики. И для создания современного контекста и расширения театральной палитры, для новых постановок мы привлекаем молодых, творчески дерзких, талантливых режиссёров. В 2020 из приглашенных режиссёров такие имена: Леонид Прокофьев, Юлия Каландаришвили, Василий Заржецкий, Василий Сенин. До пандемии успели выпустить спектакль «Дневник кота-убийцы»: благодаря своей необычной форме, он стал настоящим прорывом.

Недоросль: У вас этот спектакль решен в необычном жанре?

Маймусов: У нас «Дневник кота убийцы» стал мюзиклом! Юлия Каландаришвили собрала замечательную команду: художник спектакля Евгения Платонова, автор инсценировки, текстов песен и композитор Анна Агапова. Премьеру мы показали в марте, перед закрытием на карантин. Подростки сразу увлеклись этой яркой, смелой работой. Может, она слегка провокационная по названию, но добрая по сути, по тому энергетическому посылу, который идет со сцены в зал.

Недоросль: Спектакль выбран для участия в фестивале «Арлекин» в 2021 году…

Маймусов: Для нас это большой шаг, высокий уровень, это Национальная премия. Прежде мы никогда в таком фестивале не участвовали. Надеемся, что будем выглядеть достойно — хотелось бы показать наш театр критикам, театроведам, драматургам, поделиться с ними своим творчеством, узнать их мнение о себе.

Художественный руководитель СевТюза Людмила Оршанская и директор Андрей Маймусов

Живой разговор о классике


Недоросль: Как в Севастопольском ТЮЗе работают с классикой?

Маймусов: Обсуждая с режиссерами новую постановку, акцентируем, что должны быть выявлены моменты, созвучные современному миру, сегодняшнему зрителю. Расскажу про один спектакль — постановка по «Герою нашего времени» Лермонтова у нас называется «Печорин», она сделана в формате сторителлинга. Такую форму выбрал режиссер из Петрозаводска Леонид Прокофьев. Школьники были в восторге, а учителя после просмотра призадумались: образ Печорина не совпал с их представлениями об этом герое. Режиссёр представил Печорина именно как героя нашего времени! И вышел на обсуждение со зрителями после спектакля совместно с заведующим литературной частью. Когда учителя увидели, как школьники отреагировали на постановку, какие они потом написали сочинения, их отношение к спектаклю поменялось. Мы сделали еще одно обсуждение в рамках учительского клуба, цель которого — вовлечение педагогов в процесс сотворчества, обсуждения художественного видения режиссером произведения и какие ценности они транслируют и выводят на первый план. Живой диалог — ключ сотворчества театра и зрителя. Спектакль трижды был показан до карантина и сразу после открытия, летом, в школьные каникулы учительница с классом пришли на «Печорина» второй раз. Освежить впечатления и поучаствовать в дискуссии. У школьников много вопросов, а театру важно слышать своего зрителя.

Недоросль: О чем обычно расспрашивают на обсуждениях?

Маймусов: Ребят цепляет сюжет, действия персонажей, почему герои ведут себя определенным образом. Обычно у тех, кто играет главные роли, спрашивают, насколько им близки их персонажи. Интересуются, как бы артисты сами поступили на месте героев. Зрители пропускают историю через себя. Думаю, это часть социализации — примерять на себя образы героев.

В поиске помещений


Недоросль: В Севастополе в теплые месяцы много туристов. Они ходят к вам в театр? Как вы работаете со зрителями, учитываете ли большое количество гостей?

Маймусов: Мы ведем продажи и через кассу, и через интернет. Сейчас до 50% билетов наши зрители покупают онлайн, это удобно и выгодно. Во время туристического сезона к нам приходят гости из других городов и регионов России, судя по впечатлениям в книге отзывов. Но в особую группу приезжих не выделяем.

Недоросль: Севастопольский ТЮЗ расположен в здании бывшего кинотеатра. У вас своеобразное пространство?

Маймусов: Наш зал очень компактный, всего на 200 мест. Работать на базе бывшего кинотеатра сложно. В планах в федеральной целевой программе стоит постройка нового здания для Севастопольского ТЮЗа. Когда это случится не знаю, дата переносилась уже несколько раз… Надеемся, его построят, и у нас станет больше помещений, условий для персонала. Пока как-то приспосабливаемся, но нам не хватает площадей. Моя директорская задача — эти площади найти. Нужна театрально-производственная база разместить наши цеха и мастерские. Другая болевая точка — склады. Для хранения материальной части наших спектаклей нужны помещения…

Недоросль: Еще вы ведете ремонты в основном здании?

Маймусов: За те 4 года, что я служу в театре, мы отремонтировали все помещения, кроме зрительного зала. Преобразилась входная группа, зрительское фойе, туалетные комнаты и закулисная часть, зона работы обслуживающего персонала. Залом займемся в ближайшем будущем. Смета уже подготовлена, эскизы сделаны. Стараемся создать условия для комфортного посещения зрителями нашего театра.

Недоросль: Главные задачи сейчас связаны с бытом, материальной базой.

Маймусов: Улучшение материальной базы условий труда коллектива — это, конечно, важная задача. Но самая главная — это творческая составляющая. Театр ведёт насыщенную творческую жизнь. Мы не остановились в пандемию, постоянно создаем контент для онлайна. В будущем хотелось бы чаще выезжать на гастроли. В последние годы мы участвовали в Больших гастролях, побывали в Москве, в Рязани, ездили в Липецк, Старый Оскол, Воронеж. Были участниками фестивалей в Москве, Ульяновске. В этом году стали номинантами Большого детского фестиваля под руководством Сергея Безрукова. Спектакль «Бах-бах-бах» стал одним из 16 лучших драматических спектаклей для детей со всей страны. Мы участники федеральной программы партии «Единая Россия» «Культура малой Родины», в рамках которой осуществляем постановки по русской классике и современной драматургии. И надеемся на дальнейшую поддержку! И еще одна из главных задач — продвижение театра и становление как части большой российской театральной семьи.