Тексты
Обзоры

Что нам эти сказки?

В середине апреля в петербургском Театре «На Литейном» прошла вторая часть лаборатории «Литейная перспектива», но теперь к ней прибавилась приставка «Дети». Неожиданным тематическим ключом проекта стали русские авторские сказки, безопасные и гарантирующие зрительский интерес. Как в современном мире их можно прочесть и интерпретировать? Попытки найти ответы были у режиссеров Ленары Гадельшиной, Екатерины Шиховой, Ивана Пачина.
Эскиз Ленары Гадельшиной назывался «Городок в табакерке», но режиссер добавила другие произведения В. Ф. Одоевского: «Пёстрые сказки с красным словцом», «Просто сказка», а задал тон действию «Сентиментальный вальс». Атмосфера спектакля получилась благостной и бесконфликтной. Автор-ученый-отец Ириней Модестович Гомозейка (Игорь Милетский) со своей дочкой Машей (Дариной Одинцовой) смотрит по своей сказке «домашний спектакль», который представляют некие артисты: один выразительно читает «Просто сказку» о Колпаке, другие разыгрывают ее перед ширмой. Но дочка прерывает представление, ей не хочется видеть страдания Колпака. Взамен этой истории отец представляет чертеж нового изобретения – музыкальной табакерки. Артисты, рассмотрев рисунок (будто новый сценарий) расходятся, не понимая, как в нем играть. Затем история следует тексту «Городка в табакерке», т.е. Маша засыпает и попадает в городок Динь-Динь.

Что есть музыка? – вопрос, который волновал и самого писателя (как известно, он изучал музыкальное искусство), поэтому обращение в эскизе к этой теме логично. Живое звучание создавали Игорь Смирнов (фортепиано) и Петр Ильяш (скрипка), а дополняли всевозможные перкуссии и обычные бытовые предметы, на них играли артисты. Эстетический разбег исполняемых композиций большой: от вальса самого Одоевского до арии Горбуна из «Нотр-Дам де Пари», правда тексты песен переделаны сообразно сюжету сказки, например, на мотив «Quizás» Молоточки (Максим Зауторов и Николай Красноперов) пели о своей нелегкой судьбе – как жалко колокольчик, по которому приходится стучать. Тут же Молоточки танцевали фламенко, а затем за столом ритмично стучали стаканами. Известные мелодии вызывают улыбку у взрослой аудитории и уравнивают все произведения, ведь не важно какая музыка, главное, ее присутствие в жизни.

Действие чередованием песенных номеров и диалогов напоминает мюзикл (этому жанру будет принадлежать и третий эскиз в лаборатории). Незатейливая история проходит легко и с юмором. Персонажи подаются артистами комично, при помощи пары штрихов-характеристик: Колокольчики (Елизавета Павлова и Зоя Будний) подружки-близняшки разговаривают хором, Валик-надзиратель (Сергей Мосьпан) постоянно засыпает в кресле-качалке, Царевна-пружинка (Полина Васильева) капризна и властна, стоит выше всех на платформе и долго растягивает блестящую пружину. Ее-то и отнимет Маша, тем самым сломав механизм. Отец Маши мягким голосом лишь посоветовал дочери изучить механику. «Но что такое музыка?» – спросила Маша, в ответ ей сыграл скрипач.
Эскиз «Черная курица»
Эскиз «Черная курица» поставлен Екатериной Шиховой по одноименной повести А. Погорельского, правда вторая часть названия про «подземных жителей» отброшена, т.к. играют только экспозицию повести, до того момента, как главный герой Алеша попадает в подземное царство. Как было замечено на обсуждении, в эскизе не было нравоучительства, которое есть в повести, но главные обстоятельства истории пока не даны, следовательно, прописным истинам неоткуда вырасти.

Окружающий Алешу мир детально обрисован: художник Екатерина Гофман создала разные двери и окна с огромными крыльями, композитор Виталий Корбесашвили сочинил мистическую музыку, сопровождавшую спектакль, а режиссер обогатила исходную ситуацию.

Актрисы Любовь Ельцова и Светлана Шаврова появляются первыми из темноты зала, высвечивая огромными фонарями зрителей в поисках мальчика. Актрисы и кухарки, гувернантки и столетние голландки, это, в сущности, те мистические силы, которые контролируют житейский процесс и волшебный мир. Интригующее начало вязнет в долгой интермедии прений голландок из-за гадания по книжке, рецепта готовки курицы, и т.д. Затем тот самый мальчик пребывает на вокзальную платформу в сопровождении родителей. За Алешей (Антон Сиданченко) так же из зала на сцену бегут отец (Евгений Тележкин) и мать (Ольга Иванова), таща большой чемодан. Отец максимально отдален от сына, даже говорит на другом языке – на французском. Порыв Алеши напоследок обнять отца пресекается, лишь мама в этой истории любит сына и не скрывает этого, поэтому именно она станет той самой черной курицей в фантазии главного героя. Сцены взаимоотношений с одноклассниками (Александр Леднев, Игорь Ключников, Юрий Свирко), учителем (его играет так же Евгений Тележкин), учительницей (Алена Шмонина) узнаваемы, дополняют представление о мире, из которого сбежит Алеша, но куда, узнать не удастся – эскиз прерывается, когда Алеша входит в волшебные двери, откуда льется поток света.

«Птичья» тема раскрывается в виде шуток и комментариев, например, о том, что ученики «не ощипаны» (правил не знают), наставлений, дескать «яйца курицу не учат», а сами учащиеся на уроке исполняют танец маленьких лебедей, под соответствующую музыку. Образ птицы проявился и в более серьезном ключе: одинокий Алеша последует за пролетающей белой птицей (проекция ее возникнет на парящих «дверных» крыльях) в те самые двери-портал. Непроизвольно появляются ассоциации из современного культурного поля от Гарри Поттера и его приключений в школе магии до «Мальчика и птицы» Миядзаки. Восприятие само достраивает и обогащает историю, ведь темы детского одиночества, сложностей взаимоотношений с ровесниками актуальны и нуждаются в проговаривании.
Эскиз «Ключик из золота»
Третий эскиз «Ключик из золота» по известной повести А. Н. Толстого создан Иваном Пачиным. Постановка тоже обрывается на самом интересном месте, но основные темы и режиссерский ход ясны. Предваряет спектакль стихотворный пролог, который содержит ключ – «Мы вместе открыли театр, друзья!». Все представление – это процесс создавания театра. История Буратино – лишь повод для того, чтобы ощутить сценическую магию, познакомиться с этим видом искусства.

Артисты в костюмах, будто собранных на скорую руку, практически все время присутствуют на площадке, то играют, то наблюдают за коллегами, сидя сбоку на стульчиках, подсказывают слова, имитируют звуки и порой не скрывают своего отношения к персонажам, ситуациям. Папа Карло (Сергей Шапошников) этакий актер старой школы, со значительными паузами, реакциями, Буратино, по театральной традиции, играет актриса (Александра Жарова) она существует на контрасте с Карло – будто не играет, говорит, как подросток, движения непоседливы, благодаря этому создается комизм пары. Лиса Алиса (Аглая Гершова), Кот Базилио (Александр Майоров) и Дуремар (Александр Безруков) ярко характерны, предстают и в иных образах: сверчка, крысы, мальчика. Мальвина (Ася Ширшина) и Пьеро (Павел Путрик) выполняют и функции слуг просцениума, помогая создавать необходимые эффекты, например, как полено летает и бьет Папу Карло.

Стремительное развитие событий в эскизе держит внимание, джазовый темп подгоняет, игровые-комические ситуации чередуются с незатейливыми, но забавными песнями, предваряющими действия (Стихи – Полины Коротыч, музыка – Ренат Шавалиев). История стремительно закручивается и обрывается, когда трио (Буратино, Мальвина, Пьеро) убегает от режиссера Карабаса Барабаса (перед этим разыгрывая множество истинно театральных ситуаций). По заверениям героев, в следующей серии будет хороший финал. И на это надеешься, пока сидишь в зале, пока видишь, как легко играючи все можно преодолеть.

Режиссеры при помощи старых известных сказок создали комфортную обстановку для разговора с юной аудиторией на волнующие ее темы. Постановщики не убрали флер прошлого, а скорее превознесли его, при этом найдя ключик к современным детям.