Тексты
Обзоры

Бог где-то в лесу

С 8 по 16 октября в Екатеринбурге прошел фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». В программе были заявлены четыре спектакля для детей. Расскажем, какие темы исследовали в них режиссеры, которые еще не забыли, что значит быть ребенком.

Фото: Афанасьева Инна

Фестиваль «Артмиграция» в 2022 году впервые оправдал свое название – «мигрировал» из Москвы в Екатеринбург, заодно объединив в себе две программы – для взрослых и для детей. И, как оказалось, спектакли 6+ и 12+ способны отзываться во взрослых зрительских сердцах ничуть не хуже (а где-то – даже и лучше), чем их «оппоненты» с совершеннолетней маркировкой.

Кто здесь главный экспонат


Фото: Афанасьева Инна / спектакль «Сказки волшебного дерева»

Открылась детская программа спектаклем «Сказки волшебного дерева» Пермского театра кукол. Режиссер – Саша Хромов, художник – Мария Матвеева, композитор – Анна Булгакова.

Посреди сцены – столб, словно увенчанный перевернутым гнездом. Напоминает торшер, который включают детям, чтобы не было страшно спать в темноте. Вокруг него на стульях с колесиками «порхают», размахивая широкими полами халатов и распевая песню, три сказочницы. У каждой на груди горит огромный спиральный знак – узор, используемый многими народам мира как символ солнца, мира, вселенной. Это – три птицы: Гамаюн, Сирин и Алконост (Елена Хазанова, Татьяна Смирнова, Ольга Янкина). В русской мифологии это райские птички с головами дев, обладающие неземным пением.

Правда, связали их вместе совсем не песни, а совместный быт. Птицы поочередно достают «музейные экспонаты» – прялку, кочергу, горшки, деревянные ложки, коромысло, плетеную корзину, рубель (зубчатая доска, с помощью которой стирали наши прапрабабушки). Соединение этих предметов рождает новых персонажей. Ловкость рук и фантазия зрителей – и вот горшок с ложками становится головой свинки, плетеная корзинка с кочергами – коровой, два сложенных рубеля – зубастой пастью волка, который вот-вот съест прыгающего по жердочке желтый колобка-клубок. 

До самого конца спектакль держится лишь на одной режиссерской задумке – создании метафорического ребуса, который предлагается разгадать зрителям. При этом управляют предметами персонажи в полном молчании, даже без привычных «кукольных» озвучиваний – «ух, бух, иии-эх».

В этом неразговорчивом повествовании перед зрителями ставится еще одна непростая задачка в духе «крокодила» – угадать, где в этом тягучем потоке заканчивается одна молчаливая сказка и начинается другая. Для этого требуется особая усидчивость и внимательность, что, как оказалось, бывает довольно сложно удержать на протяжении часа не только школьникам, но и взрослым. 

Рецепт от страха


Фото: Афанасьева Инна / спектакль «Книга всех вещей»

Томский ТЮЗ представил на фестивале постановку «Книга всех вещей» по повести Гюса Кейера. В ней раскрываются такие сложные проблемы, как насилие в семье и отношения ребенка с Богом. Последнюю тему, пожалуй, не изучал еще ни один российский театр. Поставил спектакль режиссер Артем Устинов, художник – Игорь Каневский, художник по свету – Наталия Гара.

Девятилетний Томас (Тимофей Абаскалов) живет с мамой, папой и сестрой (Владимир Хворонов, Ольга Ульяновская и Наталья Гитлиц) в маленьком голландском городке. Его жизнь полна запретов и ограничений – отец, ревностный католик, требует строго соблюдать все религиозные обряды. За неверно понятую строчку в молитве он сразу же расчехляет ремень. Поднимает он руку и на супругу, которая пытается защитить детей.

«Бога нет, раз он допускает это и не наказывает отца», – к такому логическому заключению приходит Томас. Но если зажмурить глаза и очень-очень попросить, от всего сердца, а не чужими словами из молитвенника, то Иисус (Роман Колбин) придет. В видении Томаса он оказывается полной противоположностью своего библейского прототипа – выглядит совсем не строгим или замученным, а расслабленным хипстером, любящим потягивать кофе из «Старбакс». И, удивительно дело, когда такой покровитель рядом, Томасу уже становится не так тяжело – есть с кем поговорить. Однако помочь беде мальчика Иисус не может. 

Поэтому Томасу приходится брать все в свои руки. В первую очередь, нужно перестать бояться. Так мальчик начинает дружбу с женщиной, которую все в городке считают ведьмой, и пишет признания в любви девочке-калеке – в нее он влюбился сразу, как только увидел на улице. Остается преодолеть последний страх – перед отцом-тираном. 

Томас решается пойти ему наперекор по всем библейским заветам, устроив дома настоящие египетские казни. Вот он представляет, как дом заполоняют жабы, скачущие по дому теннисными мячиками. За окрашенную красным сиропом воду в аквариуме, где заперты рыбки-воздушные шарики, ему крепко достается – и кажется, что все его старания напрасны. Однако смелость мальчика в конечном итоге поднимает дух и укрепляет веру – нет, не в Бога, а веру в себя и свои силы – всей семье, которая тоже больше не может продолжать жить в домашнем аду.

Столь сложные для восприятия темы: насилия в семье, религии и преодоления страха, – режиссер Артем Устинов преподносит зрителям играючи, не нагнетая обстановку излишними подробностями, например, не делая натуралистичными сцены порки и избиений. 

Тимофей Абаскалов с легкостью играет ребенка – не кривляясь и не пытаясь скопировать детские повадки. Актер так убедительно передает эмоции девятилетнего мальчика, что совершенно забываешь, что на сцене находится взрослый человек.

За смену пространства в постановке с минимумом декораций (пианино, деревья и лестница) отвечает свет. В счастливые моменты влюбленности он льется с «неба» как божественная благодать, в минуты расправы – «скукоживает» сцену до неуютной коробки, в минуты единения с Богом – светит единым лучом надежды. В том числе надежды на то, что даже самый трусливый тиран способен измениться к лучшему. 

Когда я снова стану маленьким


Фото: Афанасьева Инна / спектакль «Мальчики»

Еще один спектакль – «Мальчики» по произведению Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер» – на «Артмиграции» представил Новосибирский театр «Глобус». Режиссер – Артем Терехин, сценография и костюмы – Екатерина Угленко, художник по свету – Елена Алексеева.

Спектакль можно назвать ностальгической одой по ушедшему советскому детству – веселому, с настоящей дружбой, футболом во дворе и запусканием воздушных змеев. Идеальным, как зеленый газон, которым покрыта вся сцена, и складным, как легкая детская песенка в исполнении слаженного оркестра.

Повествование ведется от лица уже взрослого героя – грустного Гены (Владимир Дербенцев), одетого в джинсы и куртку. На сцене он смотрит со стороны на себя (Александр Липовской) и своих друзей. Компания характерных героев словно сошла с экрана типичного советского фильма о крепкой дружбе – есть тут и ранимый молчун (Алексей Корнев), и задира (Денис Васьков) и ботаник (Роман Исаченко).

История начинается со знакомства Гены со слепым мальчиком Владиком (Станислав Скакунов), который изо всех сил старается выглядеть обычным – притворство ему успешно удается. Физический изъян не мешает Владику запросто влиться в компанию мальчишек и даже вдохновляет Генку на выбор будущей профессии – тот решает стать врачом и непременно вылечить слепого друга. 

Все разрешается благополучно без лишнего героизма – Владику делают операцию, и мальчик наконец-то может увидеть своих друзей и любимого воздушного змея.

Слишком приторную обстановку разбавляет дуэт «карапузов» в шортах и панамках (Алексей Архипов, Александр Петров), которые вносят долю абсурда, со взрослой интонацией размышляя о философских вещах и природе поговорок и скороговорок. Например, кто такой Грека и почему он сунул руку в эту самую реку, чем огреб большие проблемы.

Но, как всегда и бывает в жизни, один момент навсегда разрывает счастливую пуповину детства. Трагический финал со случайной смертью героя, которую ты не ждал, переводит приятную ностальгическую ноту на ноту горькую. Потеря лучшего друга становится символом потери не только детства, но и веры в справедливость самой жизни, которая порой подкидывает непосильные испытания. Может, оттого так грустен взрослый Гена?

С гибелью ребенка кажущийся поначалу смешным пафос переходит в разряд героического, наивность в недостижимый высокий идеал, на который взрослому человеку уже просто не хватает запала, он слишком слаб. Получается, что вместе с детством у каждого умирает внутренний ребенок – и кто сказал, что эта потеря совсем не страшна?

 Один простой вопрос


Фото: Афанасьева Инна / спектакль «Где здесь я?»

Завершил детскую программу «Артмиграции» спектакль «Где здесь я?» Тверского ТЮЗа. Режиссер – Павел Макаров, художник по свету – Эмиль Авраменко. Пьесу для постановки написала драматург Гуля Насырова, сочинив историю на основе мировой классики – произведений Гессе «Демиан», Ведекинда «Пробуждение весны» и Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Через призму «нетленки» театр попытался взглянуть на современных подростков и их проблемы. Отцы и дети, идентификация себя, я в социуме, как добиться любви и внимания, смысл жизни – все эти тревожащие молодые сердца темы кочуют из века в век.

Спектакль играют всего четыре артиста (Инна Волкова, Сергей Зюзин, Алексей Пучков, Дарья Астафьева), меняющие от сцены к сцене своих персонажей. Вот подросток пытается влиться в крутую компанию, делая отвратительные ему самому вещи, но «своим» он так и не становится. А вот девочка задает маме вопрос о том, как появляются дети. Мать заминает неудобную тему – и это замалчивание в итоге приведет к трагедии. Как приводит себя к трагедии и доведенный до истощения строгими родителями ученик, решающий, что даже одна маленькая ошибка непростительна. 

Сценография спектакля аскетична, практически эскизна. Декораций здесь нет, что позволяет играть спектакль на любой площадке, даже в офисе – наверное, потому он так идеально вписался в маленький зал Ельцин Центра. Из реквизита – пианино, пара бочек, две гитары, книги со светящимися светодиодами внутри, картонное детское платьице, остов кровати и малярный скотч.

Фото: Афанасьева Инна / спектакль «Где здесь я?»

Сценографическая мобильность хоть и понятна, но смешение деталей вводит в ступор. Подсознательно пытаешься найти художественную закономерность между искусственно вырезанным платьем и книгами со спрятанными светодиодами, но размышления о единой природе и логичности появления вещей заводят в тупик. Со временем начинает казаться, что на импровизированную сцену просто выносят все, что случайно попадается под руку.

Несмотря на всю клиповость, у постановки четко прослеживается своя аудитория – родители с детьми-подростками. В идеале они должны смотреть спектакль вместе. Чтобы после просмотра первые смогли сказать своим чадам: «Да, я тоже человек, я тоже могу ошибаться, быть неидеальным родителем, чего-то бояться, но при этом всегда хотеть как лучше». А вторые: «Да, я тоже человек, я тоже могу ошибаться, быть не идеальным ребенком, но при этом знать, что ты всегда поддержишь меня и будешь на моей стороне». К задушевному разговору эта постановка идеально располагает.