Партнерские проекты. БДФ

Игорь Колобов-Тесля: «Мы сразу хотели направить БДФ на регионы»

Программа Международного Большого Детского Фестиваля, появившегося в 2018 году, становится все разнообразнее и масштабнее, обрастает новыми проектами. Что дополнило ее в этом году, какие истории уже проверены и считаются «телом» БДФ, в чем особенность работы фестиваля с регионами? Узнали, чем живет проект, у исполнительного директора БДФ Игоря Колобова-Тесли.

Недоросль: Игорь, БДФ становится больше и больше, постепенно охватывая новые города… Так сразу планировалось, что проект выйдет далеко за пределы столиц?
Игорь Колобов-Тесля: БДФ задумывался как масштабная история, об этом говорилось еще на культурном форуме в Омске, где в 2018 году и родился наш фестиваль. Предполагалось, что проект объединит разные жанры, направления искусств для детей и подростков – театр, кино, анимацию, ледовые шоу, цирк. Конечно, мы не представляли всего масштаба, нам пришлось окунуться в новую историю и начать ее создавать. Как и любое дитя, фестиваль постоянно развивается. Одни направления выходят на первый план, другие уходят на второй. И, что больше всего радует, постоянно зарождаются новые проекты внутри фестиваля. Теперь они формируют «тело» БДФ.

Недоросль: И из чего «тело» БДФ сегодня складывается?
Игорь Колобов-Тесля: Получается, что это масштабная театральная, кино и анимационная программа. Думаю, что частью «тела» теперь станут БДФ-книги, у этого нового направления хорошие возможности для развития и масштабирования. И, конечно, частью БДФ стали питчинг, лаборатории, квест, которые проходят в различных регионах. ЭХО-БДФ - тоже «тело». А ледовые шоу, которые 3 года были постоянными участниками программы - сложный и дорогой формат, пока не понимаем, как его полноценно интегрировать в фестиваль, поэтому решили сделать паузу по ним. Мы попробовали, поработали с ними, но в рамки нашего фестиваля они не вписались. Цирк пока остается в БДФ, хотя жанр непростой, сложно придумать для него масштабирование. Вот с таким «телом» мы и подошли к 5 сезону фестиваля.

Недоросль: БДФ активно взаимодействует с регионами. Это было частью задумки?
Игорь Колобов-Тесля: Когда мы обсуждали, в каком формате будет проходить новый фестиваль, то поняли, что хочется направить его на регионы. Была даже идея проводить БДФ не в Москве и Петербурге, избалованных яркими событиями городах, а подальше от столиц. Мы даже ездили в некоторые регионы, смотрели площадки, но быстро стало ясно, что тогда получится слишком сложная логистика. Надо или делать совсем маленький фестиваль, чего нам не хотелось бы, или фокусироваться в Москве и Петербурге. Но именно из-за нашего стремления развивать региональную часть проекта возникло ЭХО-БДФ.

Недоросль: Расскажите про ЭХО-БДФ подробнее.
Игорь Колобов-Тесля: Идея появилась в 2019 году, она простая, но действующая и востребованная. Главное, проведя ЭХО-БДФ в регионах, мы видим его результат, его пользу для регионов. Проект организован по такому принципу: у нас есть победители фестиваля, это интересные, профессиональные, разноплановые работы, мы можем их достойно прокатить по стране, привезти в регион. Это касается и театральной, и кинопрограммы. Также ЭХО предполагает, что мы проводим в регионе питчинг. Везде свои запросы по темам. Если основной БДФ предполагает рамки: «для детей до 16 лет», то в регионе можно поставить задачу более точечно, поработать над бэби-театром или спектаклями для подростков, или сделать проект с музеями, с библиотеками. В итоге регион получает тот «продукт», какой ему сегодня нужен. Та же история с режиссерской лабораторией, впервые которую, как и питчинг, предложила делать Наташа Сергиевская (исполнительный директор региональных программ). Подобные проекты – хороший стимул для любого театра, встряска творческих мозгов, новые идеи. Мы тоже идем от запросов региона. К примеру, в Севастополе темой лаборатории стала популяризация науки.

Недоросль: Такое направление сейчас один из трендов.
Игорь Колобов-Тесля: Да, но в Севастополе с ним еще не работали. Они остались довольны проектом, скоро в ТЮЗе премьера спектакля «Путь (Циолковский)», родившегося в ходе лаборатории. В Калининграде нам сказали, что для театра актуальнее всего спектакли для подростков, причем постановки большой формы. Мы подбирали режиссеров для этих задач. И БДФ-питчинг, и лаборатория оказались гибкими формами. Еще один момент - в ЭХО-БДФ входит образовательная программа, мастер-классы для местного менеджмента учреждений культуры. В них могут поучаствовать специалисты из театров, ДК, библиотек, частных культурных проектов… Не всем удается выехать на культурные форумы, не везде бурлит жизнь. Мы спрашиваем, что нужно в том или ином регионе. К примеру, в Севастополе еще идет интеграция в российскую законодательную, экономическую систему. Это большой объем работы. У них был запрос на специалистов, которые помогут разобраться в экономических, юридических аспектах и в продвижении. Мы соответственно сформировали программу спикеров.

«Поженить» театры и книги

Недоросль: Что за направление БДФ-мастерские появилось в программе фестиваля?
Игорь Колобов-Тесля: Оно связано с детскими студиями – вокальными, хореографическими, театральными, цирковыми. Те, кто в них занимается - это же подрастающие кадры, те, кто потом захочет работать в театрах и музеях. Почему бы нам на них не обратить внимание. Мы уже несколько лет пытаемся воплотить в жизнь задумку, которой мешает коронавирус - привезти из регионов представителей студий в Москву и провести для них интенсивный семинар. Пусть профессиональные московские преподаватели дадут мастер-классы, а потом ребята выступят на столичной сцене. Из-за очередной волны пандемии пришлось все отменить. Теперь мы повезем педагогов в регионы, они встретятся с детьми и с руководителями студий, проведут мастер-классы.

Недоросль: В этом году у фестиваля появилось новое важное направление БДФ-книга…
Игорь Колобов-Тесля: Он родился благодаря Марии Орловой, известному книжному обозревателю и эксперту. Мы думали про книжки уже не первый год, искали пути соприкосновения. В 2021 году все сошлось. Запустили «пробный шар», он нам понравился. Пока программа была «лайт», не слишком масштабная, надеюсь, в следующем году она разрастется и станет больше. Пока Маша как куратор отобрала 20 книжек, из них детское жюри выбрало победителей. Также мы делали мастер-классы, встречи с авторами, читки… Программа вызвала интерес. Смысл в том, что фестиваль стал еще одной площадкой, где авторы могли бы «пожениться» с театрами. Все равно в основе большинства постановок - книжка.

Недоросль: Иногда и читателям надо помогать находить тексты?
Игорь Колобов-Тесля: Да, проблема соединения автора и читателя тоже существует, хотя, казалось бы, у нас проводится много книжных ярмарок. Все равно нужна помощь, ориентир для родителей, учителей - что же читать из современных авторов. Стереотипы, опасения, что современные авторы «не такие, пишут какую-то чернуху», никуда не делись. У нас по итогам этой истории выйдет альманах - рекомендации со стороны фестиваля. Он будет интересен и широкой, и профессиональной публике. Думаю, эта история может быть включена в ЭХО-БДФ. Не во всех регионах хорошо с книгами. Где-то есть частные магазинчики или фанатичная библиотека, желающая раскачать регион. А в некоторых городах только сетуют, что книжки никто не читает. Но на самом деле запрос на книги есть, так почему бы не помочь.

Недоросль: В чем отличие ЭХО-БДФ от других столичных программ, направленных на регионы?
Игорь Колобов-Тесля: Нам было принципиально не превратиться в копию проектов, построенных по принципу «москвичи приезжают в регион, что-то показывают и уезжают». Задача «Эха» – взбодрить регион, привлечь внимание общества, обыкновенного зрителя к искусству для детей и подростков. Если обычно публика не очень хорошо ходит на детские представления, мультфильмы, мероприятия в библиотеках, то мы своим фестивалем создаем ажиотаж. Повышается и интерес местных СМИ, которые не всегда объективно оценивают то, что происходит в регионе. Знаем, что в Севастополе нам удалось это сделать. Мы буквально не вылезали с местных радиостанций, телевидения, бесконечно раздавали интервью. Третий момент – обратить на направление внимание местного бизнес-сообщества. Мы живем в век экономики, всем нужно партнерство. Сложно найти бизнесмена, который вдруг завтра захочет поддерживать региональную библиотеку. Ему кажется, что дружить с нею или с театром кукол грустно и не принесет ему пользы. Наша задача - показать, что детское и подростковое искусство очень интересное. И сотрудничество будет полезно для всех.

Недоросль: Фестиваль становится событием и для местных властей?
Игорь Колобов-Тесля: Да, и это, возможно, самое важное. Мы все понимаем - если губернатор ходит в театр, то у театров региона появляется шанс на развитие. Наша задача - максимально вовлечь местную власть в организацию фестиваля. Это принципиальная позиция БДФ. Не то что мы приедем из Москвы, и все сделаем. Нет, мы всегда договариваемся о встрече на самом высоком уровне, подписываем соглашения и просим, чтобы региональная власть включалась в проект, была соорганизатором. Когда она участвует, то у них меняется отношение к тому, что происходит, чиновники начинают сами ходить по мероприятиям. В Севастополе мы убедились, что внимание властей повысилось, и некоторые вопросы, которые годами не сдвигались с мертвой точки, начали решаться. Конечно, не только благодаря нам. Но мы помогли сдвинуть тектонические плиты. И это прекрасно!

Наше жюри показывает, что нужно детям и подросткам сегодня

Недоросль: Как вы ощущаете – БДФ влияет на театральную жизнь страны?
Игорь Колобов-Тесля: Конечно, это мы чувствуем по количественным показателям. С каждым годом получаем больше и больше заявок со всей России. В 2021 их было за 400. Театры все активнее интересуются фестивалем, хотя нам трудно конкурировать с «Золотой Маской», ей уже больше 30 лет, она всем известна. Но люди с гордостью говорят, что участвовали в БДФ. Главное – мы заметили, что на спектакли фестиваля приходят режиссеры, специально приезжают директора театров. Смотрят, что у нас показывается, договариваются с режиссерами о постановках. Некий тренд, безусловно, фестиваль уже задает. Я считаю, чем больше фестивалей, тем лучше. У нас нет зависти к другим, мы за то, чтобы все проекты развивались. Прекрасно, что есть Территория.Kids, «Детский уикенд», «Маршак», «Гаврош», фестиваль Shadowfest, проекты в МТК, в театре Образцова. Они все работают на развитие детского театра. Мы даем возможность проявлять себя молодым режиссерам.

Недоросль: У вас необычное жюри – это не критики-эксперты, а дети.
Игорь Колобов-Тесля: Это наше отличие. Отбирают спектакли на фестиваль у нас профессионалы, эксперты. Мы формируем программу и заранее обсуждаем между собой, прогнозируем у каких постановок есть шансы на победу. Мы еще ни разу не угадали: детское жюри всегда голосует по-своему. В этом году среди музыкальных спектаклей победил Dark Лаборатории современной оперы KoOPERAция. Опера - сложный жанр, современная сложна вдвойне. На фестивале была экспериментальная работа. Мы после показа выслушали от учителей, мол, что вы творите, чего показываете. А подростки никуда не ушли, и детское жюри вдруг проголосовало за этот спектакль. Он непростой, но детям зашел. В прошлом году лучшим признали «Сочинение про Джобса». Результаты работы детского жюри - это ответ на вопрос, что нужно детям и подросткам сегодня.

Сохранить градус актуальности

Недоросль: Что-то уже известно про будущий год – появятся ли в фестивале новые направления или хватит дел по развитию прежних?
Игорь Колобов-Тесля: Сейчас сложно планировать, далеко не все планы в нынешних обстоятельствах реализуется. Коронавирус сильно сказался на фестивале, к счастью, в этом году мы успели сыграть почти все намеченные спектакли и провести мероприятия. Только в самом финале, в первых числах ноября, вынуждены были отменить ряд показов, перенести их в онлайн. Что будет через год, никто не знает. Но для БДФ он юбилейным, нам исполняется 5 лет. Хотелось бы сделать что-то масштабное, новое. У нас второй год подряд срочно переносится из Петербурга в Москву закрытие фестиваля, хотя изначально мы собирались делать его в рамках культурного форума. Пандемия путает нам все планы. А наше закрытие фестиваля – это не только церемония, это еще и выставка-ярмарка.

Недоросль: Ярмарка спектаклей?
Игорь Колобов-Тесля: Нет, некое пространство, где можно презентовать организации, связанные с искусством, сделать живую, интерактивную историю, которая будет интересна и профессиональному сообществу, и зрителям. Сейчас ее обсуждаем. Возможно, новые направления появятся. Пока рано загадывать – идет процесс обсуждения и формирования «скелета» нашего фестиваля-2022. Мы не гонимся за количественными показателями, они и так большие. Важно сохранить градус актуальности. Если фестиваль превратится в «болото», для нас это будет трагедией. Надеюсь, нас такое минует. Приложим для этого все усилия.


Беседовала Мария Симонова