Произнося имя Виктора Платонова – заслуженного художника Российской Федерации (2000), лауреата Всероссийской национальной театральной премии «Золотая Маска» (1995/1996), невольно вспоминаешь самую искреннюю из возможных, фантастическую улыбку, которой этот человек приветствует тебя в стенах родного Московского детского театра теней, где с 2019 года занимает пост художественного руководителя, на многочисленных фестивалях театров кукол по всей России, куда его приглашают в качестве почетного гостя и члена жюри, или на одной из его премьер. Эта же счастливая радость узнавания случается всякий раз, когда видишь то, что он делает в театре, как художник-постановщик, сценограф или бутафор. Подделать ее невозможно.
В интервью газете «Экран и сцена» Виктор Леонидович признается, что руководство театром, которое он принял три года назад, стало естественным продолжением театральной традиции: «Наш театр родился благодаря художнице Екатерине Зонненштраль в 1930-е. Мой предшественник, предыдущий художественный руководитель театра – прекрасный художник Александр Крупенин» («Главное не закисать», выпуск от 5 июня 2020). За плечами ВЛ на этот момент – годы работы в качестве главного художника во множестве театров, в числе которых – Оренбургский областной театр кукол, Ижевский государственный театр кукол, Московский театр-студия «Человек», но впервые – художественное руководство. Попытка увидеть театр целиком, выстроить его, наполнить жизнью и смыслами, как привычный макет театральной декорации. Задача важная и непростая.
Единственный в России государственный репертуарный теневой театр существует без малого 80 лет и ищет возможности говорить с современным зрителем на его языке, не допустить разрастания временной пропасти. При художественном руководстве Виктора Леонидовича продолжается первый в России Международный фестиваль театров теней «ShadowFest», посвященный одному театральному жанру, а в 2021 состоялась первая лаборатория теневого театра, в результате которой режиссерами были созданы четыре эскиза с элементами теневого театра.
Еще один повод покинуть театральные мастерские (в смысле прямом и переносном) – преподавание. Виктор Леонидович много лет ведет семинары технологов театров кукол в рамках театральных форумов, проводимых СТД РФ – в театрах кукол всех федеральных округов нашей страны. От Сочи до Владивостока он собирает в тесных мастерских или театральных фойе несколько единомышленников и решает сложные практические задачи, рассказывает о новых технологиях, о новых материалах, с помощью которых можно упростить работу провинциального технолога – к огромному огорчению, человека часто без профильного образования, но с огромным энтузиазмом. Встречи эти всегда тихие и долгие, только слышно, как ВЛ шуршит маркером по ватману и рассказывает, рассказывает. Не было такого знания, которым он бы не хотел поделится, такого опыта, который бы не хотел передать дальше. Кроме практических занятий, если позволяет время, всегда – теория, подкрепленная библиотекой видеоматериалов, посвященных театру кукол, каждую из записей которой ВЛ вдумчиво комментирует и поясняет – как изготовлен тот или иной сложный механизм, как он приводится в движение.
В 2016 году преследуя те же цели – поддержать, направить, дать стимул к профессиональному росту и развитию технологам в регионах – совместно с Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ задумывается Лаборатории конструкторов и технологов театров кукол на базе Московского театра «Тень», в рамках которой участники (не более 6, иначе пропадает прелесть индивидуальной работы) создают куклу согласно выбранной теме: планшетку, теневую или куклу-робота. Важно то, что ВЛ работает гибко, точечно, с запросом и умениями каждого, дает возможность раскрыться человеку со скромным опытом, или, напротив, может предложить настоящую головоломку.
От художественного руководства и педагогической работы хочется вернуться к главному. В Московском детском театре теней идут три спектакля ВЛ: «Ваня Датский» (режиссер Наталия Лебедева, 2018),«Как мы с папой ходили в лес за елкой» (режиссер Лариса Волкова, 2018), «Так и не написанная история» (режиссер Лариса Волкова, 2021). Театр теней не только не сужает и не обкрадывает возможности художника, диктуя ему необходимость работать исключительно в заданной системе координат (или по крайней мере непременно использовать элементы теневого театра для решения каких-либо сцен), а дает, на мой взгляд, повод к серьезному размышлению, тревожит фантазию. Создавать беспримерные по сдержанности и аскетизму спектакли, выдержанные стилистически, и при этом сохранять живой интерес к происходящему у маленького зрителя. Черные фигурки и источник света, черные фигурки и источник света. Вот где задача!
«Так и не написанная история» / фотограф Наталья Шведова
«Так и не написанная история» (художник-постановщик Виктор Платонов, художник по куклам Мария Бохан) – премьера 2021 года. В основу спектакля легли рождественские рассказы Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и «Свадьба», объединенные темой нищего, обездоленного ребенка. В спектакле очень точно воссоздана мрачная и возвышенная атмосфера Петербурга XIX века, который говорит с нами строчками Мандельштама: «В Петербурге мы сойдемся снова, словно солнце мы похоронили в нем…».
Крохотных теневых кукол на заднике можно различить, только когда они приближаются к уличным фонарям, напоминающим догорающие спички. Прохожие на мгновение появляются и снова исчезают во мраке, будто их вовсе не бывало. Сменяющие друг друга сюжеты – рождественской елки в богатом доходном доме, ярморочной площади с театром петрушки и дрессированным медведем и, наконец, церкви, на ступенях которой виднеется хрупкий силуэт молодой девушки в подвенечном платье, не смотря на всю свою внешнюю красоту, создают впечатление тягостное, почти гнетущее. В сценографии Виктора Леонидовича кукольный город противопоставляется самому Достоевскому в живом плане (Виктор Скрябин), одновременно побуждая к творчеству, но при этом забирая последние жизненные силы. И если писатель в этом спектакле еще хранит надежду на перемену участи, то герои его рассказов почти отчаялись.
«Ваня Датский» / фотограф Алексей Ерохин
В спектакль «Ваня Датский» художник работает не только с театром теней, но и с планшетными куклами. В этой истории больше цвета и света, едва уловимой природной, первозданной красоты, которую художник постарался отразить в сценографии. «У Архангельского города, у корабельного пристанища, у лодейного прибегища» –сценография идет точно по первым строкам одной из так называемых северных легенд, собранных Борисом Шергиным. Русский север – мудрый, величественный неспешный, раскинувшийся на планшете сцены город, изготовленный в необычайной подробности с множеством мелких деталей. Небольшая сцена дает возможность зрителю их рассмотреть. Улицы разрезаются частоколом лодок, которые лежат кверху дном. Главный герой по имени Иванушко кажется на их фоне почти великаном.
Кукла голубоглазого, хорошенького мальчика возникает в правой части сцены, с первых мгновений ребенок увлечен своим деревянным кораблем, не обращает внимание на происходящее вокруг. Светлые пряди падают на лоб, отвлекая от игры. Материал сказки провоцирует на неожиданные пространственные решения, и вся сценография разделяется на три уровня: городской макет, о котором говорилось выше, мир людей, где живет честная вдова Аграфена Ивановна и ее соседи, а над всем этим – на высоком заднике, высвеченном голубым светом – мир юношеской мечты. Именно на языке театра теней в «Ване Датском» говорится о путешествии, в которое отправляется главный герой: мелькают диковинные домики, купола католических храмов, и путь маленького кораблика, который любовно смастерил Ваня, тоже происходит там, высоко, в голубой дали.
В ГАЦТК им. Образцова ВЛ в двухтысячных выпускает три спектакля: «Свадебка» (режиссер Евгений Ибрагимов, 2011), «Большое путешествие: драконы, демоны, герои» (режиссер Екатерина Образцова, 2014) и «Али-Баба и сорок разбойников» (режиссер Борис Константинов, 2014). Три контрастные, не похожие друг на друга работы. Постановки в ГАЦТК – это в какой-то степени возвращение к колыбели, желание ученика, прошедшего путь до мастера, вернуться к истокам с щедрыми подарками – своим опытом и своим мастерством. Именно здесь, будучи студентом вечернего отделения Московского художественного театрально-технического училища (бутафорский факультет, кукольное отделение, педагог В.Б. Флиорин), ВЛ работал вместе с Верой Конюховой над спектаклем «Дон Жуан» (режиссер Сергей Образцов, 1976), разрабатывая механику куклы главного героя. В 2015/16 годах в театре открылась выставка «Дон Жуан». История постановки», приуроченная к 40-летию со дня премьеры, где можно было рассмотреть этих изящных кукол с тонкими запястьями и большими глазами.
«Как мы с папой ходили в лес за елкой» / фотограф Владимир Стерлин
О спектакле «Большое путешествие: драконы, демоны, герои» хочется сказать отдельно по причине того, что это настоящий праздник театрального художника, возможность поработать с масштабами, различными фактурами и системами кукол. Спектакль-энциклопедия мирового кукольного театра, листая которую зритель знакомится с культурным наследием Китая, Индии, Греции, Израиля, Вьетнама, Бразилии, Сицилии, Японии, Германии и России, но в первую очередь – с самой театральной куклой. В спектакле, лишенном текста (за исключением нескольких сцен), художник самостоятельно расставляет изобразительные акценты, точно знаки препинания в едином тексте. Необходимость соблюдения исторической правды (кукла должна быть именно такой, какой была задумана когда-то своими создателями много веков или даже тысячелетий назад) и отсутствие линейного сюжета не мешает целостному высказыванию художника-постановщика, а, наоборот, делает его более уверенным, зримым, ощутимым. Рождается яркий, динамичный спектакль, которому немедленно становится тесно на сцене, и светящиеся китайские драконы, и куклы театра Бунраку, и всадники в золоченых доспехах с берегов Сицилии точно стремятся покинуть здание и продолжить свой танец под открытым небом. Это увлекательное путешествие становится гимном жизни – ее многообразию и красоте, а человекоподобные куклы и маски – красочным напоминаем об их создателе – человеке.
Вместо финала
В аэропорту города Ростова-на-Дону я с Виктором Леонидовичем и другими участниками форума стою в очереди на досмотр и спрашиваю (в полной уверенности, что это какие-то сувениры), что за бутыли с жидкостью он аккуратно раскладывает в ручной клади. В ответ он радостно, почти с гордостью отвечает: «Клей! Клей!» (оказывается, ростовские технологи подарили ему какую-то невероятную клейкую субстанцию с превосходными характеристиками), и снова улыбается. Объявляют начало посадки.
С Днем рожденья, Виктор Леонидович! Будьте здоровы!