Партнерские проекты. РАМТ

Между утопией и идеалом

Алексей Владимирович Бородин для нашего театра значит больше, чем режиссер (даже интересный), больше чем худрук (даже успешный), больше, чем мастер многих актерских курсов, из которых вышли давно уже выдающиеся актеры, а новая смена наступает на пятки. Он – и то, и другое, и третье – и что-то еще, что, может быть, важнее, чем состоятельность в театральном деле.

Книга Натальи Старосельской «Алексей Бородин: из вчера в завтра»
Книга Натальи Старосельской «Алексей Бородин: из вчера в завтра»

Камертон правильно выбранного и правильно проходимого пути – единственно правильного (камертон ведь не предполагает отклонений хоть на полтона). Можно пропустить какую-нибудь премьеру в РАМТе (попробуй все успеть, если одновременно в театре играется до семи спектаклей!). Но невозможно представить себе даже не театральную Россию, а самое себя без этого человека. Счастливо улыбающегося – на премьерных поклонах. Серого от гнева в коридорах суда по театральному делу («Я посмел унизить себя надеждой!»). Сосредоточенно ищущего ответ во время интервью, чтобы «дойти до самой сути». Иронично- доброжелательного во время вступительных экзаменов – в предвкушении, как будет учить этих угловатых еще, переволновавшихся донельзя вчерашних детей.

Автор книги «Алексей Бородин: из вчера в завтра» Наталья Старосельская тоже не представляет себя без его присутствия. Эту формулу театра, который позволяет остановить и сделать ощутимым мгновение настоящего по пути из вчера в завтра, режиссер выводит в каждом своем спектакле и разговоре. Юбилей Бородина всегда соседствует по времени с юбилеем РАМТа (театр всего лишь на 20 лет старше) – и нам все труднее отделить одно от другого.

Но до прихода в него Алексей Владимирович точно прожил еще одну жизнь: детство в богатом доме русского Китая: с машинами, слугами, феерическими домашними праздниками и мечтой о незнакомой родине, которую не видели ни родители, ни дети; русский язык, который стал путеводной звездой, приведшей их в СССР, полдома в подмосковном Пушкине, знакомство с российским театром, несколько попыток войти в него (сначала через театроведение, затем – режиссуру) – и точное ощущение судьбы, которая могла привести только сюда, хотя Бородины могли уехать из Китая в любую точку мира. 

Наталья Старосельская дает своим читателям возможность пролистать раритетную (всего 300 экземпляров) книгу «Семейные хроники», написанную членами семьи Алексея Владимировича и им самим, которая содержит в себе немало авантюрных, исторических, трагических и забавных сюжетов и позволяет через призму вековой истории одной семьи посмотреть на историю страны. Страсть к историческим параллелям и рифмам Алексей Владимирович пронесет через всю жизнь, не раз признаваясь, что стал бы историком, если бы не театр.

Автор книги «Алексей Бородин: из вчера в завтра» вообще предстает очень старательным читателем: главной книги Бородина «На берегах утопии», многочисленных рецензий на его спектакли, исторических и философских трудов – ко всему этому при желании можно вернуться отдельно. Но, конечно же, она пишет о «своем Бородине», лишь упоминая о до-РАМТовском периоде (недолгой работе в Смоленске, которому Бородин обязан ярлыком формалиста и фактическим запретом на профессию на несколько лет, а затем счастливом периоде в Кирове, где сложилась его творческая команда на всю жизнь). Но все спектакли «бородинского» периода в жизни ЦДТ, а потом РАМТа автор пересмотрела не по одному разу и постаралась увидеть в послужном списке Алексея Бородина не просто набор названий, но единое сочинение со своей структурой, логикой и циклами (исторический, романтический и так далее).

В отдельный цикл она заключает спектакли, которые появились после грандиозной трилогии «Берег утопии» Тома Стоппарда. «Нюрнберг» Эбби Манна, «Демократию» Макса Фрейна, «Проблему» снова Тома Стоппарда (нашедшего в Бородине своего режиссера) она называет «Берегом утопии»-4, 5. Приключения идей, эволюция общественной мысли, вечная «беременность» любой идеи своей противоположностью – совсем, казалось бы, нетеатральные сущности. Но Алексей Бородин с азартом доказывает обратное. Через чувство – к мысли. Через возвышенные эмоции – к постановке проклятых вопросов, у которых не может быть однозначных ответов. Из вчера в завтра.