Тексты
Портреты

Попова и дети: серьезно и просто

Режиссер Вера Попова пока еще не слишком хорошо известна жителям столицы. Не ассоциируется ее имя и с театром для детей и подростков. Между тем выпускница Мастерской Сергея Женовача, неоднократная номинантка на премию «Золотая маска» недавно стала одной из немногих главных режиссеров-женщин в стране (в 2020 она возглавила Лысьвенский театр драмы им. А. Савина), а в своем творчестве постоянно обращается к молодежным темам. И после очередной ее премьеры, адресованной в первую очередь подросткам, «Недоросль» решил подробнее рассказать об этом удивительном режиссере.

Фото: Дмитрий Дубинский

«Море. Звезды. Олеандр» в Театре на Соборной

Зрители собираются на сцене. Освещение выключается, и в полной темноте два женских голоса, доносящихся с разных краев первого ряда, начинают считать: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь…». Потом актрисы встают и при свете одних лишь телефонных фонариков начинают выяснять отношения друг с другом. Постепенно мы догадываемся, что высокая блондинка (Екатерина Вишневская) и брюнетка пониже ростом (Екатерина Волкова) – это не два разных человека, а одна-единственная героиня, которая просто разговаривает сама с собой. И делает она это не потому, что сошла с ума, а потому что оказавшись в «непонятной» ситуации, пытается найти выход и решить, как быть дальше. Собственно, на протяжении часа, что идет спектакль, мы только и делаем, что наблюдаем за ее метаниями, сомнениями и размышлениями вслух, постепенно узнавая, что именно произошло и почему ей не спится теплой летней ночью.


Спектакль «Море. Звезды. Олеандр»

В стереопьесе Марии Малухиной «Море. Звезды. Олеандр» шестнадцатилетняя Даша невольно становится свидетельницей преступления: парень, в которого она влюблена, пытается изнасиловать другую девчонку, Алису, а та, отбиваясь, случайно убивает его. Девочки никогда не дружили, более того, Даша всем сердцем ненавидела соперницу, и теперь ей надо выбрать: то ли помочь Алисе, то ли молчать в тряпочку и тем самым, возможно, потопить ее окончательно. И если у драматурга Даша принимает однозначное решение, то в спектакле Поповой финал остается открытым, и намерение пойти найти Алису – пока всего лишь намерение. Подобные качели, постоянное балансирование между, отсутствие однозначности – не просто приметы фирменного почерка режиссера, но и ключ к слишком прямолинейной и очевидной пьесе, в которой по большому счету ничего не происходит.

Погрузив зал в темноту (еще один из любимых ее приемов), Попова как будто транслирует зрителям идею о том, что все зыбко, невидимо, неразличимо и смутно, никто не прав и не виноват, просто так сложились обстоятельства. Более того, простенькая в общем-то история взросления превращается в настоящий экзистенциальный триллер, где и после финала непонятно, а был ли Дима и вместе с ним попытка изнасилования, убийство и так далее. В репликах формально обращающихся друг к другу, а на самом деле к самим себе героинь появляются объем и глубина, они не просто ищут выход, а ставят главные вопросы бытия. Прямого обращения к публике нет, но каждому присутствующему на сцене (а это весь зал) невольно приходится ответить себе на вопрос, как он или она поступили бы в этой ситуации. И судя по реакции зрителей, остросовременный, актуальный, по-настоящему молодежный спектакль о том, что может произойти с каждым, просто необходим Рязани. Остается надеяться, что он проживет долго и, возможно, еще обрастет мясом в виде обсуждений с подростками.

«Детские спектакли» в Прокопьевске, Челябинске и Петербурге

Спектакль «Соль минор»

После своей первой премьеры в Рязани – городе, в котором она провела юность и теперь дебютирует как режиссер – Вера замечает, что на самом деле ставит спектакль для подростков далеко не впервые. Первый – вспоминает она с улыбкой – был почти десять лет назад, в 2012 году в Прокопьевске, где она тогда работала. Назывался он «Соль минор» и целиком состоял из детских историй и воспоминаний юных актеров – студентов первого выпуска местного колледжа искусств. В спектакле был минимум текста и максимум игры, много шуток, пластики и воздуха. Вера рассказывает, что вообще-то задумывала его как спектакль для взрослых, но после того, как из постановки убрали два довольно травматичных эпизода (решенных, как всегда у Поповой, метафорично и без надрыва) он окончательно стал «детским» и неизменно вызывал восторг у маленьких зрителей. Интересно, кстати, что именно с этого «спектакля-вербатима» началось ее сотрудничество с постоянными соавторами – художником Лешей Лобановым (он оформлял в том числе и постановку в Рязани) и композитором Романом Столяром.

Спектакль «Пиранья»

В 2013 году уже в Челябинском Молодежном театре Вера поставила «Дневник 12-летнего. «Пиранья» по реальному дневнику 12-летнего Андрея Руденко из Ростова-на-Дону. По счастливому стечению обстоятельств автор оказался сыном известного драматурга: с разрешения сына она отправила его записки на драматургический конкурс «Евразия», где «Пиранья» и стала лауреатом. Попова выбрала эту пьесу, еще когда участвовала в лаборатории «Молодые режиссеры – детям», а потом логичным образом продолжила работу над «Пираньей», когда ей предложили полноценную постановку в Челябинске. Но репетиции, как это часто с ней бывает, Вера начала не с разбора текста, а с реальных воспоминаний, своих и актеров, на сей раз о школьных годах. В результате родились этюды, которые и вошли в спектакль вместе с прекрасной белой лошадью и работой в двух «плоскостях»: на балконе и сцене, так что зрители и артисты успевали за два недолгих действия побыть по разные стороны рампы.

Спектакль «ПодростОК»

Следующим подходом к «подростковой» теме стал «ПодростОК» по пьесе Вячеслава Дурненкова, задуманный как первая часть трилогии, посвященной реальным жителям Прокопьевска: тинейджерам, тем, кому за 30, и ветеранам. На сей раз уже не сама Вера компоновала истории актеров – жителей Прокопьевска, но специально приглашенный профессиональный драматург, известный своим умением работать с документальным материалом. В итоге получилось «интервью в сценах и монологах», которое в формате пресс-конференции рассказывало эпизоды из жизни самых обычных современных горожан, в том числе паренька, сбежавшего из дома, чтобы найти своего папу, и разыскивающих его мамы и отчима. Спектакль получился очень живой и местами дико смешной, особенно когда речь шла о конфликте поколений и работе нашей доблестной полиции.

Спектакль «Билли Каспер» / Фото — Александр Коптяев

Наконец, после долгого перерыва, постановки главным образом «взрослых» спектаклей (среди них особенно выделяются иммерсивный «В сторону белого КАМАЗа» на первом фестивале «Точка доступа»; номинированный на «Золотую маску» «Черный монах» в Кудымкаре; получившие «Золотой софит» инклюзивные «36 драматических ситуаций» в Небольшом драматическом театре и сайт-специфический «Мергасовский» о жителях Мергасовского дома в Казани) и участия в лабораториях по пьесам для детей и подростков (тут можно вспомнить эскиз по тексту Дарьи Уткиной и Ирины Васьковской «Макаки, пицца и деструкция», показанный в январе 2016 года на Новой сцене Александринского театра в рамках второй лаборатории «Новая пьеса для детей»), в 2019 году Вера выпустила спектакль, который петербургские критики и зрители признали «одним из лучших спектаклей для подростков» (см. рецензию Анны Самсоненко в «Петербургском театральном журнале»).

Речь о «Билли Каспере» в Камерном театре Малыщицкого, который, к счастью, идет там до сих пор (хоть и не очень часто) и который можно посмотреть, если заранее спланировать культурное путешествие из Москвы (не такая уж глупая идея, учитывая, сколько достойных спектаклей для молодежной и семейной аудитории в самых разных питерских театрах, от больших государственных до независимых маленьких). Сама Попова считает никогда не шедшую на нашей сцене «Пустельгу для отрока» Барри Хайнса лучшей книгой, написанной о подростках и для подростков. Но так как даже самый выдающийся роман на сцене не поставишь, инсценировку истории про простого английского парня из шахтерского городка Вера попросила сделать Алексея Житковского, еще одного своего постоянного соавтора и драматурга из Омска, живущего в провинциальном Нижневартовске. 

Житковский, известный, с одной стороны, своей любовью к социальной тематике, а с другой, человеколюбием и юмором, создал куда менее мрачный текст, чем, например, фильм «Кес» англичанина Кена Лоуча, поставленный по тому же материалу. А Попова «раздала» роли Каспера всем четырем актерам (Нику Тихонову, Никите Кузьмину, Андрею Жилину и Юлии Мен), участвующим в спектакле. Таким образом, из остросоциальной и довольно мрачной истории про изгоя, которому ничего хорошего в жизни не светит, родилась полная поэзии и лирики исповедь подростка, который есть в каждом из нас, – не про тяготы жизни, ощущение одиночества, беспутную мать и ее ухажеров-алкоголиков, а про мечту, свободу и птицу счастья, способную безо всякого предупреждения прилететь к любому. Получилось нежно и в чем-то даже обнадеживающе, – как всегда у Поповой.

Так что если вам хочется глубокого разговора о пубертате и жизни вообще, но при этом не хочется «чернухи», насилия и назидательности, поезжайте в Рязань, Питер или Лысьву, где Вера сейчас ставит легендарные американские «Жареные зеленые помидоры»! А мы будем надеяться, что рано или поздно ее спектакли, неважно для детей или взрослых, можно будет увидеть и в Москве.