Тексты
Обзоры

Да будут все существа прекрасны и станут светочами друг друга

Перед походом на этот спектакль задаешься рядом вопросов: что такое Сутра? Все ли удастся понять зрителю, не сведущему в буддизме? О чем будут говорить? Но возможность побывать в пустом вечернем Эрмитаже, и имя Яны Туминой в афише прерывают раздумья. И вот в промозглый вечер ты уже идешь в главное здание, открываешь тяжелую дверь и попадаешь на третий этаж вместе с такими же путниками.

Чтобы несколько просветить зрителей, сперва им предлагается прослушать специальный аудиогид и походить среди залов с артефактами Дальнего Востока и Центральной Азии. Получасовая экскурсия как раз и откроет завесу тайны, что такое «Сутра Золотистого Света». Об этом важном тексте расскажут емко, ведь его еще предстоит осознать в основной части. Главное, что эта Сутра содержит в себе намерения мира и покоя на земле, поэтому читающий становится миротворцем, обретает счастье и исцеление. Вокруг этого месседжа будет строиться весь спектакль-променад (как его определили создатели).

Исполненных знанием зрителей пропускают дальше – в запасники Эрмитажа, где содержатся памятники искусства из Центральной Азии. Оказавшись в залитом светом зале, сперва все будто дезориентированы: кружишься волчком среди таких же гостей, мелькают люди, портреты бодхиссатв и Будд. Но Будды тоже двигаются – встречают нас, кланяются, плавно проходят. Это артисты, которые как бы отдали свое тело персонажу с кукольной головой. Персонажи-Будды станут сопровождающими в путешествии к познанию, но каждую куклу артисты будут бережно через объятия передавать друг другу.
Само путешествие строго упорядочено.Здесь, в отличие от иных театральных проектов Эрмитажа, важно, в какой последовательности приходить к финалу и каким он будет. Эту последовательность создавала Яна Тумина совместно со студентами своей экспериментальной мастерской из РГИСИ. На этом русско-бурятском курсе одновременно учатся и артисты, и художники, и режиссеры.

Команда получилась многочисленной и указать хочется всех. В качестве режиссеров выступило четверо: Елизавета Анисимова, Андрей Бухашеев, Виктория Дугарон, Лариса Михайлова. В качестве художников трое: Екатерина Валеева, Анисия Иванова, Дарья Смольникова и двое художников-консультантов - Амир Ерманов и Кира Камалидинова.

Самая большая команда – артистов, их числится 18 человек: Аюр Аюшеев, Надежда Аюшеева, Баир Базаров, Валентина Будаева, Андрей Бухашеев, Екатерина Валеева, Виктория Дугарон, Го Жуйхань, Анисия Иванова, Даши-Нима Индраев, Артём Котляр, Пайрав Махмадулоев, Ирина Нечаева, Игорь Никитин, Ксения Новикова, Василий Таров, Владимир Шойненов, Ульяна Цаплева. Конечно, артисты появляются не все сразу, а поочередно входя в пространство истории.

Проходя по прямой эрмитажной галереи успеваешь увидеть девять эпизодов: в первом под названием «Шум» зрители, пришедшие с городского шума, рассмотрев Будд, встречают главного – Учителя (Александр Балсанов), который будет вести всех вперед, прокручивая колесо сансары. Он же разрешает ученику (Владимир Шойненов) в следующем эпизоде «Баланс» начать свой путь, который буквально выложен из камней. Помочь преодолеть препятствия должна бамбуковая палка в руках для баланса, но камень, возложенный учителем на голову ученику, утяжеляет задачу. Простоту метафоры пути к познанию восполняет существование артиста, который вначале заставляет зрителя поверить в то, что его миссия сложна, а затем, легко клоунадничая, чуть наклонит голову так, что камень с головы соскользнет, но Шойненов его ловко подхватит и поговорит по нему, как по телефону. Конечно, ученик дойдет до цели, и зрители выдохнут, когда бамбуковая палка удержится на башне из камней.
По дороге, но уже из крафтовой бумаги, двигалась актриса Жуйхань Го навстречу портрету знатной монглоки. Актриса будто пластически показывала жизненный путь этой дамы: от постепенного раскрытия, освобождения от лишних пут (снимание лишних слоев бумажной юбки), от появления ребенка до личного увядания. Жизнь девушки оказывается подобна цветку – краткий миг цветения и долгое угасание, дающее зерно для новой поросли.

В зале «Турфанский оазис» вырос кукольный театр, представляющий историю просветления Будды Шакьямуни. В ящике-домике проносятся плоские картинки, то демон Марра и его дочери-тени, то маленькие демоны, то грациозные олени. Один Будда – принц Сиддхартха недвижим. Его фигурка, сидящая по центру, стойко выдержит все испытания. Он нашел срединный путь, предвещающий душевное спокойствие и стойкость.

Но это спокойствие и мудрость необходимо передавать, и далее это будет делать Учитель. Ученики стайкой перемещаются по залу, двигая большие кубы под горловое пение Учителя. Он будто отсчитывает им время на исполнение задания – ребята складывают из кубов конструкции, да все не те. Негодующий Учитель даже пропоет: «что это такое?». Только когда ученики поймают общий ритм и так же запоют, то разгадают, чего хотел Учитель. Белая стенка из кубов – как чистый лист, на котором будет преподнесена мудрость – «Сутра Золотистого Света». Зрители услышат ее в записи и увидят проекцию анимации бесконечного кружения: колеса, волчка, танцоров-дервишей, планет и др. Идет по кругу сама жизнь. Она крутится без остановки по единственной траектории, в которую человеку нужно встроиться, а не сопротивляться.
Следующие два эпизода как раз об этой встраиваемости: парень и девушка, один в белом, другая в черном, как инь и янь, рисуют то самое колесо сансары, но будто наперегонки, торопясь пройти жизнь. В другом зале ученики проходят меж крутящихся занавесей, как бы постоянно воплощаясь. Снова прозвучит Сутра, как последнее наставление о ценности всего живого, пожелание благого существования.

В предпоследний зал зрители входят с осторожностью, стараясь не нарушить дум одиноко сидящего на чемодане человека. Он смотрит на древние фрески, высвеченные прожекторами, не замечая ничего вокруг. Затем встанет и внезапно обернется, пронзив взглядом публику. Из уст этого Странника (Игорь Никитин – студент фонда «Антон тут рядом») вырвется стихотворение Арсения Тарковского «И это снилось мне, и это снится мне», которое тоже о круговороте жизни и человеке в ее бурном потоке. Странник продолжит свой путь. Он стремительно перейдет в последний зал Востока, встанет на пороге, кинет напоследок взор на всех, произнесет: «Красиво у вас тут», и с лёгкостью устремится в зал европейского искусства. Зрителям удастся выловить взглядом его кружащуюся фигуру и затем робко пройти в последний зал, в котором среди песка можно найти мудрость для себя – свиточек с пожеланием.

Незатейливая структура этого театрального действия – постепенного прихода к мудрости, сделана тактично и аккуратно. Происходящее не давит назидательностью, согласуясь с самой сутью буддизма – мягкостью, отсутствием иерархичности, глубоким уважением ко всем живым существам. Кажется, обращение именно к этой религии и Сутре, как отражению ее, появилось неспроста. Философский взгляд Яны Туминой и ее необычного талантливого курса, выбрал ношу по силам. Возможно, создатели спектакля хотели помочь выйти к свету, напомнить, что мир в своей сути не жесток, если относится к нему с уважением. «Сутра Золотого Света» как маяк – яркая точка во тьме, к которой хочется стремиться среди темноты вечера.