Когда кто-то говорит мне “мой ребенок не любит театр” я страдаю. Серьезно! Страдаю прям физически! Передо мной сразу же встает картина, как мама пытается “заставить полюбить театр” какого-нибудь подростка. И как ребенок мается от скуки, когда смотрит сказку (а ему интереснее Майнкрафт) или когда его ведут на балет в три года…
А еще часто за этой фразой скрывается не ребенок, который “не любит театр”, а мама, которая в этом театре давно не была сама и не знает, что он разный, многоликий. Она вспоминает что-то страшное или унылое родом из своего детства и отправляет в театр дитятко исключительно с бабушкой, потому что сама предпочитает заняться чем-нибудь более интересным.
Последние 7 лет я старательно несу в массы идею того, что если вы не любите театр - вы просто еще не встретили свой спектакль или даже свой тип театра. Но возрастная категория 18+ верит в это с трудом, поэтому их я перестала убеждать. То ли дело дети! Дети от природы обожают театр! И все, что нам надо - это беречь эту любовь, поддерживать интерес, ни за что не заставлять куда-то ходить и относиться серьезно к выбору спектаклей, соотнося с интересами ребенка.
Но иногда так бывает, что ребенок уже отказывается идти в театр и родители не могут понять, что и где пошло не так. Тогда можно начать разговор о театре через книгу. Потому что не знаю как вы, но я со своими детьми в любой непонятной ситуации хватаюсь за книгу :)
Первая моя книга о театре появилась два года назад . Я написала и сама выпустила комикс “Дима и Лина в закулисье: Как устроен театр кукол” (при поддержке Союза Театральных Деятелей). В “Диме и Лине” я старалась сделать так, чтобы люди перестали думать о театре кукол стереотипами: что это только для малышей, что там нет серьезной литературы, что там только петрушечные куклы. И кажется, мне это удалось - по крайней мере, судя по отзывам на книгу в сети.
С “Димой и Линой” я пришла в издательство “Питер” к редактору Анисии Соколовой. И ей понравилось, как сделана книжка. Ася предложила мне сделать “все тоже самое, но только про театр в целом”. И отправила придумывать сквозного героя, который мог бы заинтересовать нашу целевую аудиторию - младших школьников.
Что любят все школьники, подумала я? И вспоминала - СТРАШИЛКИ! Дети обожают страшилки-пугалки, вампиров, вурдалаков и призраков. Поэтому я придумала главного героя, который вот уже много лет играет призрака отца Гамлета, и ему так осточертела эта маленькая роль, что он хочет найти другую и пускается ради этого в путешествие по разным театральным эпохам. Идея понравилась редактору и всему художественному совету издательства “Питер”, книгу утвердили к печати. Утвердили через два дня после рождения моей третьей дочери, поэтому писала я ее с младенцем на руках, что добавило ситуации некоторого драйва. Но получилась книга отличная, не смотря ни на что!
“БУ!” вот с чего начинается мой рассказ о театре. Это сразу подкупает детей, им интересен странный ворчливый герой-призрак. Читатели следуют за персонажем через всю историю театра - от вакханалий до театра в смартфоне. Текста не очень много, картинки (иллюстратор - Ярослава Мурашко) красивые. Дети сами не замечают, как получают самые полные знания о театре. Почти на уровне студентов театрального института! Кто такой Аристотель, что такое катарсис, почему Король Солнце танцевал в балетах, откуда пошла фраза “вернемся к нашим баранам”, почему Станиславский всему не верил, кто такой Мейерхольд, чем знаменит Бертольд Брехт и как играли спектакли в блокадном Ленинграде.
Больше всего я горжусь тем, что в книге “Театр. Нескучная история” упоминаются реальные современные театр и спектакли. Мне хотелось, чтобы читатели узнавали не только о каком-то старом искусстве, которое было когда-то давно. Мне хотелось, чтобы они видели - театр развивается вместе с нами, находит новые формы. И мы можем даже сходить и посмотреть на это прямо сейчас, как закроем книжку. Я упоминаю в книге спектакли IMPRESSARIO, Мобильного Художественного театра, Pop Up театра. На иллюстрации попал один из недавних спектаклей фестиваля “Точка доступа”. Поэтому хоть книга и имеет маркировку 6+, но взрослые, которые будут читать эту книгу с детьми, обязательно узнают что-то новое и полезное (и даже, возможно, захотят куда-то сходить).
Что еще сказать про книгу?
Она красивая. Ее приятно держать в руках.
А еще она понятная. Большинство книг о театре для детей, которые я знаю, устроены по принципу азбуки. На мой вкус такой формат совсем не вовлекает детей, которые лучше предпочтут вместо книжки посмотреть мультфильм или поиграть в компьютерные игры. В этом месте хочется ввернуть отзыв, который пришел мне на днях от мамы, чей первоклассник к театру более, чем холоден. Перед сном они читали книгу “Театр. Нескучная история” и не могли пойти спать, пока не дошли до конца. А на утро мальчик изрек: “Если ты мне опять запретишь Майнкрафт, я знаю, что буду делать. У меня теперь есть классная книжка”.
Что тут добавить? Малыш, спасибо тебе! Я всегда знала, что театр лучше собаки, ой, Майнкрафата. Никакая компьютерная игра не в силах заменить спектакль. Просто иногда надо найти именно тот, который интересен конкретному ребенку и взрослому. А книга “Театр. Нескучная история” обязательно в этом поможет.