Недоросль: Лариса, как вообще возник Большой Детский фестиваль?
Вильясте: БДФ появился в 2018 году после того, как на экономическом форуме в Омске заговорили о том, что хорошо бы начать уделять внимание театрам для детей. Художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков присутствовал там, произнес горячую речь о необходимости поддержки именно детских театров, и непосредственно Дмитрий Медведев в итоге высказался о возможности выделения солидных сумм для этого. Средства выделялись на обновление и закупку оборудования для новых постановок, кресельные группы, покупку транспорта. Тогда же и возникла идея, что надо бы провести смотр, своеобразный срез спектаклей – по сути увидеть проекты и понять, как эти деньги используются. Таким образом и появился фестиваль.
Первой задачей было показать государству, что эти деньги уходят не в песок. Сергей Витальевич сразу предложил делать не только театральный фестиваль, это была его принципиальная позиция. Хотелось собрать лучшее, что делается для детей, посмотреть, что происходит по стране для детей и подростков в разных жанрах искусства. Нашей задачей стало собрать своеобразную рекомендацию родителям – что же хорошего можно посмотреть с детьми: на представления ходят семьями, а качество программ разное. Это и цирковое искусство, появилась на фестивале и кинопрограмма, которая подтвердила, что фильмов для всей семьи у нас как не было в последние годы, так и нет. С анимацией дело обстоит значительно лучше, но у проектов часто нет возможности выйти на большие экраны. Фестиваль помогает обнажить эти проблемы. И в какой-то момент стало понятно, что привезти лучшие работы и показать их в Москве – это прекрасно, но другие регионы тоже заинтересованы в сотрудничестве. Так появилось «ЭХО БДФ», для разработки проектов мы пригласили Наталию Сергеевскую с ее командой.
Недоросль: Как организуются эти региональные проекты?
Вильясте: Мы в «ручном режиме» работаем с регионами, выясняем, кто может и хочет принять победителей фестиваля, и после предварительных переговоров собираем программу – привозим спектакли, кино, анимацию. Вскоре появились прекрасные идеи, разработанные Наташей и ее командой: БДФПитчинг, БДФЛаб. Регионам нужны такие проекты, они ищут темы, идеи для постановок, возможности привлечения разных режиссеров. Это наша история так называемой «женитьбы» театров и режиссеров. Конкурсанты представляют проекты, а представители учреждений смотрят защиты и выбирают проекты для постановок на своих площадках. Мы счастливы, когда кто-то из участников питчинга сообщает нам, что их проект взяли в работу в определенном городе.
Недоросль: Какие регионы могут сотрудничать с БДФ? Нужны хорошие площадки, возможность вкладывать свои средства?
Вильясте: Конечно, регионам надо вкладываться. Часть расходов фестиваль берет на себя, но для широкой программы финансовое участие региона приветствуется и необходимо. Площадки, как и средства, тоже важны, но еще важнее заинтересованность руководителей учреждений и чиновников. Если регионам проекты действительно необходимы, то, как показывает практика, возможности находятся. Мы в рабочем режиме отсматриваем, где спектакли-победители можно показать, продумываем, как все будет организовано. Первое «ЭХО БДФ» было в Севастополе в августе 2021 года, этот проект получился пилотным. Мы готовили его два года. Понятно, что 2020 год все не вспоминают, так, словно его и не было. Но, в любом случае, велась долгая, кропотливая подготовительная работа. Выясняли и возможности, и потребности местного сообщества, как зрительского, так и профессионального. Из этого рождалась программа. Если делаем питчинг или лабораторию, то определяем направление, если образовательную программу (которую мы, кстати, организуем со Школой сценических искусств Г.Г. Дадамяна), то выясняем какие вопросы волнуют местных специалистов. От этого зависит, кого из преподавателей мы пригласим.
Сергеевская: Рано или поздно любая организация, дело, которое развивается, начинает превращаться в целую экосистему. Как mail.ru или Яндекс, которые являются не только сервисом для рассылки писем или браузером, но экосистемой, где есть доставка еды и все, что захочешь. Также и БДФ из смотра того, в какие новые проекты в каких театрах для детей и подростков вкладываются деньги, постепенно стал превращаться в более глобальную историю, где мы сами (оргкомитет Фестиваля) инициируем и способствуем появлению в России хорошего, качественного продукта для детей. Как это происходит? Сначала надо запустить некую «машину», вдохновить идеей. Для этого есть питчинг и лаборатория. Дальше, когда театр что-то создает, он может попасть на фестиваль, представить свою работу в Москве, стать лауреатом. Победители получают возможность включения в гастрольно-концертную программу «Большие гастроли» Росконцерта. Получается такой циклический круг – от создания до продвижения. В будущем, надеюсь, у нас появится более широкая международная программа и большой интернет-портал. У фестиваля хорошие перспективы для развития.
Питчинг заставляет четко излагать идеи
Недоросль: Как работает питчинг, один из первых шагов в этой системе?
Сергеевская: Каждый режиссер знает, как сложно договориться о сотрудничестве с театром. Отсылать письма с резюме почти бесполезно. Единственные способы – познакомиться с кем-то в неформальной обстановке или стать номинантом «Золотой Маски», тогда, возможно, тебя увидят. Причем это касается не только молодых, но и взрослых, профессиональных людей. К примеру, режиссер Яна Тумина при всей своей загруженности говорит, что многие свои проекты инициирует сама. Предложения не сыплются с неба. Поэтому и был нужен питчинг, чтобы создать платформу для предложений режиссеров. Самым эффективным бывает довольно большой питчинг, который проходит на закрытии БДФ в Москве. Туда приезжает столько директоров театров! Нам казалось, будет чудо, если хоть один проект реализуется, но по факту половина задумок находит отклик.
Недоросль: Можно примеры идей, воплотившихся в жизнь?
Вильясте: Из 11 участников прошлогоднего питчинга шесть сообщили нам, что они либо уже ведут работу над спектаклем, либо начнут ее в ближайшее время. Например, мы, Губернский театр, присмотрели для себя один из проектов. На питчинге нам очень понравилась защита режиссера Юрия Алесина, мы показали его идею худруку. А театру как раз был нужен проект для детей на Малую сцену. Обо всем сговорились, и в октябре этого года уже выпустили премьеру «Путешествие Мармелана».
Сергеевская: Мне еще очень нравится проект Анастасии Лаптинской, режиссера из Беларуси. Она защищала его онлайн, а главный режиссер Лесосибирского театра смотрел питчинг – тоже онлайн. Физически никого из них не было в Москве, но они друг друга встретили – и случилась постановка! Другой интересный пример – на лаборатории в Севастополе эскиз «Путь (Циолковский)» решил взять в свой репертуар СевТЮЗ. Также там был замечательный эскиз Анны Морозовой – бродилка, где занята почти вся труппа, большой, затратный проект. Мы взяли его в питчинг, и идеей заинтересовался Тверской ТЮЗ. Надеюсь, все сложится, и эскиз «доплывет» до театра. Маша Литвинова в прошлом году защищала на питчиге идею создания глобального спектакля про Вселенную – в итоге она его выпускает вместе с фестивалем «Вдохновение» и написала в фейсбуке текст, что БДФПитчинг помог систематизировать информацию, сделать презентацию и верно представить проект.
Вильясте: Да, питчинг заставляет четко, понятно излагать идеи, продумывать сроки. В голове все систематизируется, и запускать в работу такой спектакль потом легче. Удается и понять примерный бюджет работы, что тоже важно для театра. Тогда и договариваться о постановке легче.
Сергеевская: Еще мы каждому участнику делаем очень качественные видеовизитки. Обычно такого творческим людям не хватает. Они получают минутное портфолио, которое можно отправлять вместо длинного резюме. Ребята говорят, что теперь стало легче рассказывать про себя.
Недоросль: Кто может забрать проект, прозвучавший на питчинге?
Вильясте: Все размещено на сайте в онлайн, любой желающий может посмотреть, что-то себе выбрать и либо напрямую связаться с автором, либо обратиться к нам как к организаторам.
Недоросль: Как функционирует лаборатория БДФ?
Сергеевская: Очень важно, какая площадка становится базой для этой лаборатории, исходя из этого, мы выстраиваем программу. У нас уже было две лаборатории, они получились совершенно разными. У первой был руководитель Руслан Кудашов, он, фактически, выступал в роли педагога. Смотрел работы ребят в процессе, давал советы, что-то корректировал, был в диалоге. А темой его лаборатории, прошедшей на базе Севастопольского ТЮЗа, стал научпоп, одна из самых мейнстримовых историй. В театре она пока слабо представлена, таких спектаклей мало. В Севастополе был большой конкурс, на три места пришло чуть ли не 100 заявок от режиссеров.
БДФЛаб в Севастополе мы курировали с Юлией Клейман, также московская команда фестиваля отсматривала все идеи, выставляли баллы и отбирали заявки с самыми высокими оценками. Конечно, следили и за разнообразием тем – про космос заявок было штук 15. В итоге получились темы про микробов, космос и историю связи. Лаборатория была очень интересной. В Крыму, как ни странно, мало представлены современные формы театра: аудиопрогулки, бродилки, хотя регион, где тепло девять месяцев в году, к этому очень располагает. Хотелось сделать хотя бы один эскиз в современной форме.
А в Калининграде получилась совсем другая история. Там не было конкурса, мы сами приглашали режиссеров. У нас был кореец Джун Хюнг Чой, ученик Кудашова с интересным мышлением, Арсений Бехтерев, один из лучших учеников Андрея Могучего, который сейчас уже выпустил второй спектакль в БДТ, и Юлия Каландаришвили, которая в представлении не нуждается. В итоге сам Калининград не взял в работу ни одного эскиза, но сказал, что пригласит кого-то из этих режиссеров с другим материалом. При этом за Юлин эскиз уже борются три города! Счастье, что у фестиваля есть возможность показывать эскизы в онлайне, они доступны для просмотра. Мы вообще хотим собрать базу нереализованных идей из питчингов и лабораторий, чтобы было можно зайти, посмотреть и выбрать понравившейся.
Мы заметили, что теперь люди из драматических театров спрашивают команду БДФ: «Когда будет питчинг для нас, почему у нас такого нет?!» Это о многом говорит.
Недоросль: Как регионы принимают проекты, борются ли за возможность сотрудничества?
Вильясте: Мы ездим по всей стране, бываем во многих уголках. Когда Сергей Витальевич приезжает на гастроли, чаще всего он встречается с кем-то из руководителей региона. Будучи человеком, вдохновленным своим проектом, он всегда о нем говорит. Он – наша путеводная звезда по регионам… Руководители областей и театров, те, кто заинтересован в развитии своих регионов, рады стать амбассадорами БДФ. Так случилось в Севастополе, где Андрей Маймусов, директор СевТЮЗа, увлек всех вокруг себя идеей фестиваля, стал нашей местной опорой. И местный Департамент культуры подключился, и губернатор, который сначала раздумывал, необходимо ли это Севастополю. Мы понимаем, что в каждом регионе есть ограниченное количество средств, бюджетов на определенное направление, а проведение любого фестиваля предполагает помощь региональных властей. Там все сложилось.
Хотя фестиваль и направлен на детский театр, драматическим театрам он тоже интересен, они понимают, что тема важна для региона, так случилось сотрудничество с Архангельской драмой. В Твери наш амбассадор – директор Тверского ТЮЗа Александр Бахарев. Мы подружились, и у них как раз юбилей театра, все события мы совмещаем с этой датой. На Камчатке «ЭХО БДФ» хотят провести, чтобы привлечь внимание к новому кластеру, к проектам для детей. Наши проекты – это постоянная точечная работа с регионами.
Сергеевская: Мне кажется очень важным, что, помимо художественной составляющей, приносящей в регион лучшие образцы театрального искусства, киноискусства, анимации, это приезд художественного руководителя Фестиваля в регион. Сергей Витальевич, конечно, привлекает внимание к проекту, к детским театрам, чиновники с удовольствием семьями приходят на спектакли с его участием, принимают участие в пресс-конференциях и разного рода мероприятиях «ЭХО БДФ». Андрей Маймусов, принимавший «ЭХО БДФ» в Севастополе, сказал, что эта история помогла ускорить процесс получения театром нового здания. Там запустили ремонт, в августе уже собираются его открывать. Это важный момент помощи регионам.
Недоросль: Еще у вас есть БДФКвест «Театральная доставка»?
Сергеевская: Это специальный проект Фестиваля, в этом году БДФКвест проходил в 17 городах. Если сам фестиваль может выехать в 1-2 города в год, то квест мобильный, он представляет БДФ в большом количестве регионов. Он возник в ковидный год, когда было много запретов на посещение театров. Его принцип в том, что в городе развешивается серия плакатов. Дети с родителями ходят по маршруту, сканируют QR-коды, в них «зашито» видео. На видео представлен один из героев спектакля основной программы фестиваля. Снять видео – это целый большой процесс. Мы арендуем кинопавильон, актеры со всей России съезжаются в Петербург. Снимается настоящий качественный видеоклип. Герои клипа дают детям задания, связанные с сюжетом конкретного спектакля. Дети их выполняют, выкладывают видео, победители получают хорошие подарки: телефоны, книги, обучающие игры, программы, поездку в Москву. Это хорошая история, у нее есть свои приверженцы. Многие родители благодарят нас – квест ведь бесплатный, они как раз не знали, чем заняться с детьми во время локдауна. А тут появилась форма культурного досуга. Очень приятно, что в этом году этот наш проект стал финалистом международной премии «Культура онлайн».
Вильясте: Что важно – в БДФКвесте участвуют театры, чьи спектакли вошли в основную программу БДФ. Для регионального театра это дополнительный инструмент продвижения. Дети, кто участвовал в квесте, узнают про спектакли конкретного театра. После окончания мы рассылаем подарки в регионы, и за ними семьи придут именно в этот театр. По сути БДФКвест – еще один инструмент популяризации театра в конкретном городе. Кстати, один из самых активных городов в этой игре – Нягань. А на втором месте Озерск, где живет всего 23 тысячи человек. Еще здорово, что в этом году в квесте неожиданно стали активно участвовать дети с ограниченными возможностями. Один из них снял такое креативное видео, что честно обошел десятки других конкурсантов.
У БДФ изумительная команда, это помогает решать задачи
Недоросль: Россия – страна большая, во всех уголках свои особенности. Какие главные сложности вам пришлось преодолеть во время запуска региональных проектов?
Вильясте: Понятно, что первый год не все было замечательно, быстро и легко. Надо было собрать программу, продумать, как не повторяться с другими фестивалями. Поэтому Сергей Витальевич придумал, что главным, кто выбирает лучших, на БДФ будут сами дети – и мы стали формировать детское жюри. Конечно, это должны быть дети, у которых есть вкус, которые могут выразить свои мысли, разобраться и не бояться принять решения. Это ведь не просто баловство и не повод прогулять школу ради просмотра спектаклей.
Что касается реакции театрального сообщества, то в первый год заявок было немного. Возникли вопросы к Сергею Витальевичу, почему вдруг наш Губернский театр, по сути не связанный с сообществом детских театров, занимается этим вопросом. Ему пришлось дать несколько интервью, объясняться, поскольку сообщество разволновалось. Но со второго года коллеги поняли систему. Театры, киностудия, анимационные студии… Каждый живет своей жизнью, варится в своем горшочке. Киношники говорили, у нас столько фестивалей, зачем еще один. Им было не дозвониться. Помогло, что Сергей Безруков много снимается, знает продюсеров. С анимацией пришлось полегче, мы много лет дружим с Михаилом Алдашиным, которого знает весь анимационный мир. Михаил взялся нам помогать со студиями, хотя у них тоже свое «государство» и фестивали. Цирк – это тоже совсем другое сообщество, мы долго объясняли им, зачем нужно участвовать в БДФ. Наш проект в том числе и просветительский, образовательный. И зрители, и детское жюри смотрят разные жанры, начинают определяться со своими вкусами и пристрастиями, влюбляются в тот или иной жанр, смотрят лучшие проекты, которые профессионально и с любовью собраны в обширную программу.
Трудности у нас те же, что у всех фестивалей. Найти бюджеты для проведения всех событий. Заявок все больше и больше. Экспертный совет, который предварительно отсматривает и производит отбор, – это героические профессиональные люди. В прошлом году мы получили 460 заявок, и 12 экспертов три месяца их отсматривали, голосовали и отбирали спектакли. Мы в рамках бюджета определяем предварительное количество проектов разного жанра, для разного возраста. Подготовительная работа, конечно, занимает очень много времени, и по сути происходит круглый год – заканчивается один фестиваль, сдаются отчеты во все инстанции, а параллельно начинается работа над следующим. Зачастую «задел» происходит на год и два вперед.
Сергеевская: Я как человек и внутри, и со стороны проекта (т.к. много где работают), хочу подчеркнуть, что у БДФ изумительная команда. Команда, которую собрали Сергей Витальевич, Лариса Лембитовна – это прекрасные люди, они действительно фанаты своего дела! Неважно, какую должность они занимают, они включатся в каждый вопрос всем сердцем, помогают чем могут. Этот фестиваль делает уникальный профессиональный коллектив, счастье с ними работать. Я такого не встречала. У них есть свой театр, где полно забот, премьеры… Но столько сил находится на фестиваль. И неудивительно, что проблемы решаются. Есть профессиональные и очень хорошие люди, которые заинтересованы в развитии БДФ.
Вильясте: У нас в театре любимая поговорка: «Нет проблем, есть задачи, которые надо решить».
Хитрый руководитель растит себе зрителей
Недоросль: Каким вы видите будущее БДФ?
Вильясте: Фестиваль молодой, следующий год для нас пятый, будет первый юбилей. В этом году у нас появилось новое направление, которое мы собираемся активно развивать – БДФКнига. Оказалось, дети активно читают, это выяснилось на обсуждении, когда представили лучшие книги современных авторов для каждого возраста. И родителям, и детям было интересно говорить о прочитанном, а профессиональному сообществу было полезно послушать. Не только режиссеры не могут найти, где реализовать свои проекты. Есть и современные авторы, которые не знают, как предложить проект в театр или инсценировку для кино и анимации. Для завлитов организатор БДФКниги Маша Орлова делала отдельную встречу с современными авторами. Оказалось, завлиты мало знают современных авторов, которые пишут для детей и молодежи. Это важная история.
В следующем году у нас продолжатся питчинги, лаборатория, запланировано уже три выезда в регионы с «ЭХО БДФ». Конечно, это дополнительная нагрузка. БДФ – огромный фестиваль, он по сути проходит целый год! Например, министр культуры Камчатки и руководитель департамента культуры из Ханты-Мансийского округа-Югры приехали на подписание соглашений для проведения «ЭХО БДФ» в 2023 году – для нас это важно и полезно, мы можем планировать заранее и распределять силы своей команды. Дополнительные задумки по направлениям на следующий БДФ тоже есть.
Сергеевская: Одна из идей – сделать большой интернет-портал, посвященный детскому театру и разместить там видеозаписи спектаклей, например. Многие спектакли в театрах существуют в «технической съемке». В 2020 году фестиваль проходил онлайн, и был уникальный случай, когда БДФ выделил средства на профессиональную съемку детских спектаклей. Часто спектакли идут всего год-два. Всегда вспоминаю историю с «Толстой тетрадью» Александра Янушкевича, шедшей в Пермском театре кукол всего два года. И ничего от того спектакля не осталось, через сто лет люди не смогут узнать, чем он был так знаменит. Конечно, хочется сохранять и давать возможность смотреть качественные записи детских спектаклей, чтобы они оставались в истории. Сами детские театры редко могут найти для этого средства.
Вильясте: И дело даже не в средствах, снять спектакль – совершенно другое умение. Расскажу на примере Иркутского театра кукол. У них так случилось, что город закрыли на карантин, и они не смогли привезти спектакль к нам на фестиваль. Прислали видео, мы поняли, что можем помочь снять более качественную версию, раз не везем театр в Москву. Я из Иркутска родом, мы начали обсуждать, кто там может снять. Оказалось, в городе есть несколько прекрасных киностудий, которые работают. Но у них не получается работать с театром, поскольку это другая специфика. Мы в прошлом году нашли несколько «летучих» профессиональных кинокоманд, которые летели под задачу в город, снимали спектакль, в течении десяти дней делали монтаж, согласовывали – и мы, и фестиваль, и театр, получали качественный продукт. Такой прекрасный опыт появился у нас в прошлом году.
Сергеевская: Одна из главных задач этой истории – привлечь внимание к тому, что детский театр находится не на обочине. Что это один из главных видов театра, это модно, современно, классно! За пять лет я чувствую, как поменялось отношение к направлению. Многие директора, худруки, когда хотят привлечь к взрослому театру внимание, обращаются к нам, чтобы сделать «ЭХО БДФ», лабораторию, еще что-то. Это многое говорит об их отношении к нашему фестивалю, о его значимости для сообщества. Идет важный процесс, надеюсь, он продолжится. Еще надо многое сделать, чтобы детский театр окончательно стал самым лучшим.
Недоросль: Зачем еще, кроме видеоархивов, нужен портал?
Вильясте: Мы понимаем, у нас в руках оказалась живая «рабочая» аналитика и база. Кто куда ездит, кто чем жив из театров. И сайт БДФ станет своеобразным порталом и для общения, и для информации, и для архивной истории детских театров России. Действительно, выходит много хороших спектаклей. На фестивале в Питере в 2019 году на церемонии закрытия Наташина команда занималась организацией большой выставки детских театров. Кто смог приехать, сделать презентацию, сказали, что обратная связь получилась грандиозной. Многие говорят, что это площадка для общения внутри сообщества. Мы будем стараться это продолжать. Детский театр заслуживает этого – и внимания, и общения, и представления… Сергей Витальевич всегда говорит: «Я – хитрый руководитель, подращиваю себе зрителей с младых ногтей и показываю им все лучшее». А портал начнем наполнять в следующем году.