Тексты

Полеты во сне и наяву



Привлекать молодое поколение в театр можно совершенно разными способами. Можно ставить спектакли по произведениям из школьной программы. Можно обратиться к историям из жизни самих подростков. А можно искать современную художественную форму, которая будет близка их мировосприятию. В Театре Базеля пошли по третьему пути.

Два спектакля, вышедшие в сезоне 2022/23, по сути обращены к разной аудитории. Балет для всей семьи «Ciao Ciao», поставленный знаменитым швейцарским цирковым режиссером и артистом-мультиинструменталистом Мартином Циммерманом, впервые сотрудничающим с Театром Базеля, предназначен для зрителей старше 6 лет. Однако в городе развернулась дискуссия, не слишком ли спектакль «взрослый». После этого нижнюю возрастную планку «подняли» до 6-8 лет, но окончательное решение оставили на усмотрение родителей. На самом деле этот динамичный, абсурдный и чуть-чуть жутковатый спектакль нравится не только детям, но и подросткам. Ведь в нем нелепый «джокер» скачет по спинкам зрительских кресел и дискутирует с залом, женщина на коротеньких ножках тараторит и строит смешные рожи, а балерина в клоунском гриме залихватски отплясывает чечетку.

В центре же повествования героиня по имени Джельсомина. Взрослую публику она отсылает к фантасмагорическим фильмам Феллини, а маленьким зрителям дает возможность себя с ней отождествлять. Джельсомина - обычная девочка с буйной фантазией, которая - совсем как Алиса в Зазеркалье - попадает в страну чудес, в мир, где оживают сны и мечты, и где она встречает всяких необычных персонажей. Джельсомину играет известная цирковая артистка Элин Гела (Eline Guélat), создательница собственной труппы «Хрустящий Пирог» (La Croustade) и солистка знаменитой канадской компании «7 пальцев» (Les 7 doigts de la main). Она бесстрашно взбирается на шест, как человек-паук; жонглирует ведрами; балансирует на складывающейся кровати и так далее.

При этом спектакль неслучайно назван «балетом». Остальные его участники - в основном профессиональные танцовщики, артисты балетной труппы Театра, - так что цирковые номера перемежаются самыми разнообразными пластическими. Яркие костюмы, эффектные трюки, популярные мелодии и своеобразный мрачноватый юмор позволяют привлечь в знаменитый своими серьезными взрослыми спектаклями Театр Базеля с его давно сформировавшейся публикой и непоколебимой репутацией совершенно новых зрителей. И это далеко не единичный случай: «Сон в летнюю ночь» Анту Ромеро Нуньеса, уже попавший в шорт-лист Theatertreffen 2023 года - главного фестиваля немецкоязычного театра - отчасти делает то же самое.

Как и в спектакле Циммермана, речь у Нуньеса идет о фантазии и ее волшебной силе. Но в центре повествования здесь не маленькая девочка, а группа вполне себе взрослых персонажей и по совместительству театралов-любителей. Как это часто бывает в современном театре, они начинают спектакль с разогрева зала и рассказа о себе. Так мы узнаем, что перед нами учитель истории, преподавательница этики и даже директор школы с женой, которые разыгрывают спектакль в соответствии со всеми модными тенденциями и собственными представлениями о прекрасном. Как и у Шекспира, зрители в итоге наблюдают не одну, а целых две пьесы - про странствия влюбленных в древнегреческом лесу и постановку современной интермедии про стену, льва и луну. Но если у классика две эти истории различны по жанрам (одна из них комедия возвышенная, а другая площадная), то в Театре Базеля части уравнены в правах, в них есть и смешное, и грустное, и обе они связаны с сегодняшними реалиями.

Из этого же дня сегодняшнего и популярные музыкальные темы, которые напевают герои по разным случаям, и более чем условные костюмы, и продолжающаяся на всем протяжении спектакля игра со зрителями. Так, в начале публике раздают ветки - и зрители с большой радостью изображают волшебный лес, по команде покачивая искусственными листьями. Прелесть этого «Сна в летнюю ночь» в том, что он одинаково интересен для взрослых и подростков, просто реагируют они на разное. При этом спектакль получился необычайно трепетный, почти целомудренный, в нем нет столь характерных для Шекспира скабрезных шуток и сексуального подтекста. Зато много чисто театральной игры - например, влюбленная в осла Титания сама преображается в ослицу, и линия, едва намеченная у Великого Барда, превращается в историю ее жизни: вот она сначала качает младенца на руках, а вот уже провожает подросшего осленка в школу.

Понимая, что сложные перипетии шекспировской пьесы с магическими превращениями не слишком увлекательны для современного молодого зрителя, режиссер представляет цепочку внезапных влюбленностей как историю познания и поиска себя. Волшебство и фантазия у Нуньеса - две совершенно разные вещи, и он фактически отказывается от первого, сосредоточиваясь на том, что наши мечты, желания и сны не всегда отделимы от реальности и плотно с ней перемешаны. А театр (в данном конкретном случае Театр Базеля) - место, где все эти фантазии аккумулируются и воплощаются в жизнь.

Ника Пархомовская, Инна Розова