Про неделю театра для детей и подростков Фестиваля современного театра «Погружение» во Владивостоке.
«Погружение» – фестиваль современного театра, который проходит во Владивостоке вот уже второй год. Удивляет он прежде всего амбициозной временной дистанцией. В прошлом году ему было отведено сразу три недели самого отпускного летнего месяца – июля, а в этом он занял две недели. Каждая из них посвящена своей теме, но в центре внимания всегда оказываются эксперимент и театр для детей и подростков.
Организатор фестиваля – Приморский театр молодежи, художественный руководитель которого Павел Макаров по совместительству выступает автором идеи и программным директором «Погружения». В афишу недели детского театра в этом году входили как собственные спектакли Театра молодежи, так и эскизы, созданные в лабораторном формате.
«Погружение» – фестиваль современного театра, который проходит во Владивостоке вот уже второй год. Удивляет он прежде всего амбициозной временной дистанцией. В прошлом году ему было отведено сразу три недели самого отпускного летнего месяца – июля, а в этом он занял две недели. Каждая из них посвящена своей теме, но в центре внимания всегда оказываются эксперимент и театр для детей и подростков.
Организатор фестиваля – Приморский театр молодежи, художественный руководитель которого Павел Макаров по совместительству выступает автором идеи и программным директором «Погружения». В афишу недели детского театра в этом году входили как собственные спектакли Театра молодежи, так и эскизы, созданные в лабораторном формате.
Хозяева представили свои спектакли «Морозко» (режиссёр - Павел Макаров) и «Два солнца» (режиссёр - Дмитрий Шишанов). В «Морозко» Павел Макаров, выступивший и режиссером, и автором инсценировки, миксует знакомую каждому зрителю русскую народную сказку с традициями балаганного театра. Настенька (Вероника Шибанова), отправившись в холодный зимний лес встречает бродячую труппу, и становится актрисой балаганного театра. Но ее судьба – не центральная в спектакле. Внимание постановщиков сместилось на атмосферу вокруг: тут и ходулисты, и трюки с медведями, задорные песни и пляски – в общем, веселят толпу на все лады, как и полагается карнавальному зрелищу. Макаров исследует возможности балаганного театра, рассуждая, каким бы он мог быть сегодня. Так, например, Иван (Владимир Мунько) низким голосом в народном стиле поет поп-хиты 90-х, а на подтанцовку к нему выбегает бурый медведь. Первое действие спектакля, посвященное балагану, изобилует гэгами и красочными номерами, сбивая зрителей с толку и заставляя недоумевать, а где же все-таки «Морозко»? Во втором – все встает на свои места, сюжет приближается к оригиналу, а на сцене вместо карнавальных плясок разворачивается настоящая зимняя сказка со спасением замерзающей девочки и счастливой свадьбой в финале.
Для спектакля «Два солнца» Семен Вяткин написал инсценировку, в основу которой легли легенды и мифы народов Дальнего Востока. А режиссер Дмитрий Шишанов поставил ее, используя арсенал театра теней. На сцене только один актер всегда существует в живом плане. Это Павел Пятыров, играющий странника Джанси Кимонко, одновременно и сказителя, и охотника, и шамана. Ровным голосом он на протяжении почти полутора часов читает в микрофон жутковатую историю о Мэяхи – мальчике, отправившемся на поиски своей умершей матери. На сцене выстроен большой шатер, напоминающий традиционный чум народов Чукотки – ярангу (художник – Никита Запаскин). Его стены служат экраном для теневых кукол. Анимирование истории с помощью теневых кукол в режиме реального времени монтируется с сутью народного фольклора. Владимир Пропп, филолог и фольклорист, считал, что сказки, легенды и мифы представляют искаженную народную память о древних обрядах. И это искажение визуально передается за счет игры масштабами. Многочисленные ужасы (например, отец вырезает матери глаза, а мертвых детей развешивают на деревьях) лишаются натуралистичности, не пугая маленьких зрителей, но позволяя им осмыслить собственные страхи. А саму спектаклю удается сохранить аутентичное звучание мифов, что при работе в живом плане вряд ли было бы возможно.
Для спектакля «Два солнца» Семен Вяткин написал инсценировку, в основу которой легли легенды и мифы народов Дальнего Востока. А режиссер Дмитрий Шишанов поставил ее, используя арсенал театра теней. На сцене только один актер всегда существует в живом плане. Это Павел Пятыров, играющий странника Джанси Кимонко, одновременно и сказителя, и охотника, и шамана. Ровным голосом он на протяжении почти полутора часов читает в микрофон жутковатую историю о Мэяхи – мальчике, отправившемся на поиски своей умершей матери. На сцене выстроен большой шатер, напоминающий традиционный чум народов Чукотки – ярангу (художник – Никита Запаскин). Его стены служат экраном для теневых кукол. Анимирование истории с помощью теневых кукол в режиме реального времени монтируется с сутью народного фольклора. Владимир Пропп, филолог и фольклорист, считал, что сказки, легенды и мифы представляют искаженную народную память о древних обрядах. И это искажение визуально передается за счет игры масштабами. Многочисленные ужасы (например, отец вырезает матери глаза, а мертвых детей развешивают на деревьях) лишаются натуралистичности, не пугая маленьких зрителей, но позволяя им осмыслить собственные страхи. А саму спектаклю удается сохранить аутентичное звучание мифов, что при работе в живом плане вряд ли было бы возможно.
Во время лаборатории на фестивале создали сразу три эскиза. Первый – «Гадкие лебеди» по повести братьев Стругацких – поставил Артем Устинов. Все герои погружены в тьму, основными цветами эскиза стали черный, серый и красный. В центре сюжета – писатель Виктор Банев (Андрей Трофимов). Эскиз открывается узнаваемой сценой, в которой писатель встречается со школьниками, вываливая на них многословную философию успеха. Однако их нежелание соглашаться с навязанными истинами становится для героя отправной точкой для осмысления и собственных взглядов на жизнь. Устинов в конфликте отцов и детей вслед за Стругацкими концентрируется на поколении отцов. Дети (Энже Ханиева и Никита Лазарев), кажется, уже знают о жизни гораздо больше. Их волосы покрыты сединой, пластика и речь скупы, будто роботизированы. А вот взрослые никак не могут разобраться в себе и своей жизни. Это темный мир, в котором нет места ни яркому цвету, ни свету – тут всегда идут дожди (проекция на экране), а двигаются все в темноте. «Божи, спаси взрослых!» - говорит один из героев, и это могло бы стать основным посланием эскиза.
Елизавета Коломиец, выпускница магистратуры социального театра в ГИТИСе, работала с подростками и учителями, рассуждавшими на сцене о мечтах. Это позволило протянуть тему первой недели фестиваля – театр горожан – и во вторую, концептуально объединив их.
Елизавета Коломиец, выпускница магистратуры социального театра в ГИТИСе, работала с подростками и учителями, рассуждавшими на сцене о мечтах. Это позволило протянуть тему первой недели фестиваля – театр горожан – и во вторую, концептуально объединив их.
Закрывал фестиваль режиссер Андрей Опарин с пластическим эскизом по сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Эскиз начинается с постепенного обживания полностью пустого пространства. Актеры выносят ковер, вешают на плечики костюмы. Опарин работает с монтажом документального и художественного. Сказка Андерсена звучит в аудиозаписи, на которой ее читает восьмилетняя девочка Полина. Детский голос, естественное произнесение текста, неожиданное интонирование и сбивающийся иногда ритм повествования помогают отстранить зрителя от знакомого текста, очистить его от стереотипов восприятия. На усиление этого эффекта работают и титры. На экране над сценой транслируются основные строки из сказки, из которых складывается отдельный текст, звучащий как притча, в которой все события вдруг начинают казаться масштабнее, чем в оригинальном тексте. Постановщиком удается создать сложное многослойное сценическое полотно, одновременно обращающееся к зрителям разных возрастов. Пластические сцены (хореограф – Анастасия Лаврентьева) чередуются с документальными монологами, в которых актеры, свидетельствуя от себя, рассказывают о школьных влюбленностях, радостях и ошибках. Сказка Андерсена и сказочное восприятие мира ребенком монтируется с трагическими поворотами в тексте и столкновениями с реальностью, о которых повествуют актеры. В эскизе множество удачных находок, помогающих выстроить мир детства – причудливый, фантазийный, лишенный логики и полный чудес. С помощью оживления предмета из обычных мешков возникают тролль и огромная рыба. За счет работы со светом удается создать очень красивые сцены. Например, когда Солдатик (Данила Бородин) оказывается в камине, в центре сцены разгорается красный свет и дым, в котором Солдатик тянет руку к своей возлюбленной, но постепенно все погружается в темноту. На сцене остается только обгоревший уголек, напоминающий своими очертаниями балетную пачку.
В финале, своеобразном эпилоге, артисты собираются на сцене вместе и говорят, что сказка показалась им слишком грустной, поэтому они придумали новый финал. В режиме реального времени они все вместе сочиняют многочисленные хеппи-энды, утверждая возможность радости и счастья для человека не только в сказочном мире, но и в первой, неигровой, реальности.
Приморскому Театру молодежи и фестивалю «Погружение» удается создать праздник детства в разгар летних каникул, обогащая и репертуар театра, и досуг жителей Владивостока.
В финале, своеобразном эпилоге, артисты собираются на сцене вместе и говорят, что сказка показалась им слишком грустной, поэтому они придумали новый финал. В режиме реального времени они все вместе сочиняют многочисленные хеппи-энды, утверждая возможность радости и счастья для человека не только в сказочном мире, но и в первой, неигровой, реальности.
Приморскому Театру молодежи и фестивалю «Погружение» удается создать праздник детства в разгар летних каникул, обогащая и репертуар театра, и досуг жителей Владивостока.