Разговоры

Детская инклюзивная театральная студия «Сны Алисы»

«Недоросль» продолжает рассказывать об инклюзивных театральных проектов. Сегодня героем разговора стали руководители Детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы».

Детская инклюзивная театральная студия «Сны Алисы» ставит спектакли, актеры в которых – дети с особенностями развития. В репертуаре студии два спектакля: «Колыбельная Пушкина» по сказкам А.С. Пушкина и «Сны Алисы» по сказке Л. Кэрролла в инсценировке и постановке художественного руководителя Никиты Малышева.

Студия начиналась в 2019 году как волонтерский проект. Идею предложила 16-летняя московская школьница Этель Симкина: обычно инклюзивные спектакли для детей предполагают адаптированное профессиональными артистами сценическое действие, а дети остаются просто зрителями. Этель предложила попробовать перевернуть ситуацию. После премьеры 20-минутного спектакля стало понятно, что нужна системная работа: дети втянулись в репетиционный процесс и хотят продолжения этой истории. Этот первый спектакль и дал название студии – «Сны Алисы». Во время пандемии репетиционный процесс был приостановлен, так как дети с особенностями плохо воспринимают занятия онлайн, им необходим живой контакт. Поэтому руководители студии приняли решение просто общаться с детьми и читать им сказки. После пандемии, когда стали возможны очные встречи, начались репетиции спектакля «Колыбельная Пушкина» по сказкам А.С. Пушкина, премьера прошла летом 2021 года на сцене Музея-театра «Булгаковский дом». А когда зимой 2022 года количество артистов студии увеличилось почти вдвое, Никита Малышев решил восстановить спектакль «Сны Алисы», добавив новых персонажей и новые сцены. Получился полноценный 45-минутный спектакль.

Осенью 2022 года начал работу филиал студии в городе Долгопрудный Московской области. Здесь среди студийцев впервые появились и молодые взрослые с инвалидностью.

Спектакли студии становятся лауреатами многих премий и фестивалей: финалисты премии «На благо мира» - 2019; Гран-при конкурса «Особые таланты» - 2019; лауреаты фестивалей IN ART - 2021 и 2022; дипломы 26-го Международного фестиваля «Русская классика» в номинациях «Лучший актерский ансамбль» и «Лучшая режиссерско-педагогическая работа», а также специальный приз молодежного жюри и многие другие.

Сегодня в студии 40 детей с ОВЗ и молодых взрослых. Ребята развивают речь и память, учатся принимать свои особенности не как ограничения, а как индивидуальность. Спектакли студии и активная жизнь студийцев, командообразующие мероприятия - походы в парки развлечений, в театры, цирк, на экскурсии - помогают популяризировать инклюзивную культуру в обществе и учиться воспринимать каждого человека с уважением.

Детская инклюзивная театральная студия «Сны Алисы» - ключевой проект Благотворительного фонда «Семейная в помощь». О том, из чего состоит жизнь студии, как организован репетиционный процесс и с какими сложностями приходится сталкиваться, рассказывают художественный руководитель студии Никита Малышев и исполнительный директор БФ «Семейная в помощь» Любовь Ковалева.
Недоросль: Как выбираются произведения для постановки спектаклей студии?

Малышев: По-разному. Иногда вместе с ребятами, иногда я приношу на выбор несколько, и мы решаем. Мне важен отклик ребят. Они должны хотеть играть этих персонажей.

Ковалева: Мы во всем стараемся идти в первую очередь от детей. От их характеров, органики, природы. Никита пишет инсценировку и распределяет роли, в первую очередь отталкиваясь от артистов. А уже когда детям самим интересно и у них есть желание воплотить на сцене конкретный образ, то и репетиции проходят весело и с максимальным эффектом для развития навыков детей. Мы не детей подстраиваем под спектакль, а спектакль – под детей.

Недоросль: Как проходит репетиционный процесс?

Малышев: Самое главное, чтобы репетиции проходили в теплой и дружеской атмосфере. Тогда ребята чувствуют себя спокойно и раскрепощенно. На каждую сцену выделяется примерно час репетиции.

Недоросль: Присутствуют ли родители на репетициях?

Малышев: Только в самом начале, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно. Потом присутствие родителей не приветствуется, потому что, как показывает практика, дети без родителей намного раскрепощеннее.

Недоросль: С какими сложностями вы сталкиваетесь на репетициях?

Малышев: Главная сложность – это принять особенности детей, а, соответственно, и их поведение. Поясню. «Плохое поведение» ребенка зачастую не связано с его желанием сорвать репетицию. Он может просто не справляться со своими эмоциями. А зачастую он вообще не понимает, что он делает что-то не так. И всё, что нужно сделать, - это принять его таким!

Недоросль: Что считаете своей главной победой в работе студии?

Малышев: Самое главное - это то, что наша студия даёт помимо самого театра, возможность коммуникации друг с другом и другими детьми.

Ковалева: Меня очень радуют изменения, которые происходят в жизни детей. Они влюбляются в то, что делают, в театр. Победа – это их горящие глаза на репетициях и спектаклях, радость, когда дети слышат аплодисменты на своих сценах… Когда они уверенно ведут себя в жизни и не боятся общаться, потому что умеют это делать. У ребят появляется увлеченность, они ищут, что почитать и посмотреть. Увлекаются игрой на гитаре и укулеле, просят Никиту им что-то показать и подсказать, сами учат новые песни. Уже даже появилась традиция небольших концертов для родителей по окончании репетиции. И, безусловно, победа – это сама возможность работы нашей студии на протяжении вот уже трех лет, за что огромная благодарность нашим учредителям и всем неравнодушным людям, которые нас поддерживают.
Недоросль: Как проходят спектакли студии? Как готовите детей непосредственно на площадке перед выходом на сцену?

Малышев: Наша студия работает как профессиональная труппа. Перед спектаклем мы собираемся заранее. Я приезжаю за час до приезда ребят, готовлю сцену. Далее приезжают ребята с родителями, гладят костюмы, делают прически и грим. Обязательно мы делаем технический прогон, чтобы ребята освоились на сцене, понимали, где вход-выход. Иногда просим родителей помогать. Ну и перед самим спектаклем говорю им напутственные слова.

Недоросль: Как особенные дети воспринимают своих партнеров по сцене? Имеет ли значение для ребенка особенность его товарища?

Малышев: «Особенность» ребенка для другого значения не имеет. У нас инклюзивная студия, а это значит что мы как раз показываем зрителю «модель поведения».

Ковалева: Мне кажется, ощущение необходимости какого-то другого отношения к детям с особенностями исходит в первую очередь от взрослых, от их сформировавшихся установок. А самим детям абсолютно все равно, есть особенности или нет. Они все воспринимают как игру, и именно это и позволяет им сразу принимать другого человека, на равных.

Недоросль: Какие открытия происходят у вас на репетициях? Как для детей, так и для самих себя.

Ковалева: Иногда мне кажется, что у нас на каждой репетиции случается какое-нибудь открытие. Например, неожиданно мы узнаем, что кто-нибудь из детей написал стихотворение, сказку или песню. Или вдруг окажется, что кто-то талантливо показывает пантомиму. Бывает, что дети раскрываются неожиданным даже для своих родителей образом. И, зачастую, для себя самих. Для нас открытия – это то, как они воспринимают жизнь, как относятся и реагируют на нестандартные ситуации. Все как игра! И сразу же становится легко принимать ошибки или ситуации, когда что-то идет не по плану! Вот такое несерьезное отношение к серьезности жизни.

Недоросль: Как справляетесь с эмоциями на репетициях и на спектаклях?

Ковалева: Здесь просто поклон Никите, его терпению и крепким нервам. Он абсолютно спокойно воспринимает любые форс-мажоры и перемены настроений у детей. Всегда все с юмором. На спектакле Никита всегда сидит на пультовой, и никак подсказать ничего не может. Поэтому детям нужно на сцене справляться самим, а нам остается только наблюдать. Безусловно, Никита их к этому готовит на репетициях. Нас очень обрадовало, когда на одном из спектаклей мы увидели, как профессионально выросли наши дети: одна актриса забыла текст, и дети, оставаясь в роли, начали подсказывать друг другу, направлять, к чему должна прийти сцена. Когда оба ребенка вышли за кулисы, выдохнули: «Ух, вырулили!». Надо сказать, для профессиональных артистов такие ситуации тоже немалый вызов, с которым не все умеют справляться.
Недоросль: Как реагируют зрители на ваши спектакли?

Малышев: Зрители на наш спектакль реагируют по-разному. Кто-то очень тепло воспринимает и поддерживает ребят, кто-то просто сидит, а кто-то даже уходит. Все люди разные. И все мы чего-то боимся. А наша сверхзадача – показать, что жить рядом это возможно и совсем не страшно.

Недоросль: Почему вам кажется важным играть спектакли регулярно, каждый месяц?

Малышев: Мы стараемся играть наши спектакли каждый месяц, так как каждый раз приходит все больше и больше зрителей. Кто-то просто посмотреть как играют ребята, а кто-то приходит для того, чтобы привести своего ребёнка к нам.

Ковалева: А еще важно все время держать детей «в тонусе», чтобы все достигнутые результаты работы в развитии их навыков не потерялись. Обычно после летних каникул некоторые моменты приходится «возвращать» заново. Когда дети понимают, что им предстоит выступать перед зрителями, они чувствуют ответственность, и появляется собственная внутренняя мотивация к развитию.

Недоросль: Ездите ли вы на гастроли?

Малышев: В последнее время очень часто ездим на гастроли. Нас постоянно приглашают на разные фестивали, в том числе и «неинклюзивные». И для нас это очень важно.

Ковалева: С начала сезона 2022/2023 у нас трижды были гастроли по Московской области и мы съездили в Рязань. Выезжаем обычно большой группой - каждый ребенок со своим родителем, а иногда даже всей семьей. Получается, минимум 40 человек. То есть это и аренда автобуса, и организация питания… В закулисье, как, кстати, и во время обычных еженедельных репетиций, весь «быт» держится на родителях: они организовывают чай, перекус, сладости детям. И, конечно, помогают гладить костюмы, делать грим и прически.

Недоросль: Организуете ли вы какие-то еще мероприятия для детей, которые занимаются в студии?

Малышев: Регулярно устраиваем для ребят праздники в виде «культпоходов»: в цирк, на экскурсии или в парки развлечений. Помимо театра у нас есть музыкальные занятия, вокал и укулеле. Не на постоянной основе, а пока как факультатив.

Недоросль: Есть ли у студии свои традиции?

Малышев: На данный момент у студии две традиции – это чаепитие после каждой репетиции и концерты в честь каких-нибудь праздников. Ребята сами готовят музыкальные номера и читают стихи. Вот, недавно в студии в Долгопрудном мы так отметили 23 февраля и 8 марта в один день!

Недоросль: Какие вы видите перспективы развития инклюзивного театра?

Малышев: Перспективы развития инклюзивного театра, как я считаю, в том, чтобы сначала люди начали в реальной жизни спокойно относиться к людям с «особенностями», а не считать что «это может быть заразно». Конечно, уже много людей продвигают эту тему, но пока, к сожалению, большинство не на нашей стороне.

Ковалева: Инклюзивный театр, как и в целом инклюзивная культура, могут стать нормой, а не чем-то «особенным» только при системной работе. Для этого должно сойтись много факторов. Сегодня инклюзивные театры живут в постоянном поиске финансирования, многие на грани выживания, от гранта до гранта. Мне кажется, чтобы инклюзивная культура развивалась активнее, нужна и финансовая поддержка, и информационная не только со стороны частного сектора, но и со стороны государства на постоянной основе. Резко всем вместе стать инклюзивными не получится. Нужно научиться быть такими и обеспечить необходимую «инклюзивную» инфраструктуру.

Недоросль: В чем, по вашему мнению, основа развития инклюзивного общества?

Малышев: Сейчас время такое. Очень много негатива и агрессии. Часто бывает так, что нормотипичные дети намного бесчеловечнее, чем дети с особенностями. И об этом никто не говорит. И ещё много зависит от родителей детей, потому что ребёнок, не зная как реагировать на ребёнка с ДЦП, к примеру, смотрит на маму или папу, а папымамы и сами-то не знают, как реагировать. Прибавьте к этому страх. Вот и результат. Мне кажется, основа развития инклюзивного общества в любви, понимании, принятии, взаимопонимании, взаимовыручке и терпении. Чего нам всем и желаю.

Ковалева: Я думаю, что основа развития общества вообще, не только инклюзивного, в бережном отношении и уважении друг друга.

Недоросль: Каковы творческие планы студии «Сны Алисы»?

Малышев: В планах студии, во-первых, большая премьера спектакля «Белоснежка и семь гномов». Во-вторых, у нас пока нет собственного помещения. В-третьих, мы хотим добавить для студийцев музыкальные и творческие классы. Ну и выпустить премьеры спектаклей, разумеется!