Партнерские проекты. РАМТ

Можно все: лекция Милы Деневой о современной драматургии для детей и подростков

24 января в Черной комнате РАМТа в рамках молодежного образовательного проекта «Театр +» состоялась лекция эксперта драматургических конкурсов «Любимовка» и «Ремарка», координатора спецпроектов РАМТа Милы Деневой «Можно все: кто, как и о чем сегодня говорит с детьми и подростками со сцены».


В течение двухчасовой лекции Мила дала очень большой объем знаний, упомянула множество имен современных драматургов и названий пьес, написанных за последние семь лет. При высокой плотности информации лекция была очень хорошо структурирована. Мила разделила список пьес, о которых рассказывала, на семь тематических блоков, они были представлены на слайдах презентации. Поскольку каждый блок включал в себя несколько текстов, поговорить подробно о каждом из них в рамках двухчасовой лекции оказалось невозможно. Некоторые пьесы были лишь упомянуты, но остались за пределами разбора. Таким образом, у зрителей возникла возможность самостоятельного исследования после лекции. Одним из главных критериев отбора текстов была востребованность заявленных пьес театром, наличие постановок. Однако, в обзор вошли не только пьесы, написанные несколько лет назад и уже поставленные во многих городах нашей страны («Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой, «Мой папа – Питер Пэн» Керен Климовски), но и новинки, театрами еще не освоенные («Комната Рофла» Кристины Гортман, «Вадик поет свою музыку» Полины Коротыч). Мила говорила и о спектаклях, предлагая слушателям знакомиться с современной драматургией на сцене, лично убеждаясь в правдивости ее слов.


Сами названия тематических блоков отражают многообразие интересов современной драматургии и ориентированность авторов на честный диалог с подростками: «новые сказки», «первая влюбленность и телесность», «насилие в семье и школе», «развод в семье и прочие неприятности», «сбой коммуникации и виртуальная реальность», «попытка самоидентификации» и «связь поколений». Мила подробно разбирала сюжеты многих пьес, останавливалась и на спектаклях, ставших первым погружением в ту или иную непростую тему для российской сцены – например, упоминала «Пластилин» Кирилла Серебренникова как откровенный разговор о вездесущности, неизбежности вербального и невербального насилия в мире подростка. Говорила о смелости постановки Константином Райкиным «Всех оттенков голубого» в «Сатириконе» – нежной и ранящей пьесы Владимира Зайцева о том, как после попытки поговорить с родителями о своей сексуальной ориентации, подросток оказывается помещен отцом в психиатрическую лечебницу, где личность парня постепенно распадается. Но случается и противоположное развитие сюжета – когда подросток выбирает молчание («Ганди молчал по субботам»), отказ от речи как ловушки слов, утративших смысл в перенасыщенном информацией мире. Это довольно частая стратегия выживания и самоопределения для подростка, оказавшегося в ситуации назревающего развода родителей. Бывает и так, что подросток становится частью круга внутрисемейного насилия, не имея энергии, чтобы вырваться, не зная иных поведенческих моделей, не получив опыта безусловной любви («Коля против всех» Сергея Давыдова).


Но на лекции шла речь не только о пугающей, неудобной для взрослых правде жизни подростков. Вспоминали и пьесы для зрителей 10–, где герои благодаря путешествию в волшебную страну («Настоящее неопределенное время» Полины Бородиной) или летней поездке в деревню («Обнимательная машина» Маргариты Кадацкой) начинают по-новому ощущать себя, важность и прочность родственных связей, свое место в жизни и истории семьи. Тема связи поколений через память становится центральной в пьесе Ольги Потаповой «Егор, ты где?» – истории школьника, который пошел искать дом бабушки, умершей несколько лет назад, и попал в страну забытых вещей, где познакомился с собственным прадедушкой.


Лектор отметила, что герой-подросток сейчас не несет в себе какую-то определенную идеологию, крайне редко стремится к активному изменению мира, к бунту, к манифестации собственной личности. Главный запрос героя или героини сейчас – это честность, и стремятся они, скорее, к свободе от социальных и родительских стереотипов, к своеобразному «обнулению». А стилистически современную драматургию отличает отсутствие единой языковой нормы: язык может быть как уличным или интернет-жаргоном, так и хорошо отточенным, литературным.

Атмосфера Черной комнаты всегда располагает к камерности, особой доверительности разговоров, поэтому обсуждение получилось почти семейным. После лекции прозвучал традиционный материнский вопрос о том, нужно ли подростку, проживающему сложный жизненный период и различные травмоопасные ситуации, показывать насилие еще и в театре. Тут возник общий разговор, в ходе которого Мила обозначила свою позицию: часть ответственности за выбор спектакля лежит и на родителе. Хорошо, когда родители сами внимательно читают аннотацию к спектаклю и решают, готовы ли они обсуждать заявленную тему с ребенком дома. Говорили о важности подобных обсуждений после спектакля, о том, как бывает сложно убедить родителей в школе повести весь класс на спектакль с непростой темой и о том, что учителя, к сожалению, порой самоустраняются от подобной работы с классом после спектакля. Мила отметила, что по этим причинам семейные походы в театр все же предпочтительнее школьных. Кроме того, подросткам бывает намного сложнее откровенно высказаться на острую тему в присутствии классного руководителя, чем в семейном кругу. Тут слушатель-подросток сказал слова благодарности за лекцию и спросил, как быть с возрастными цензами, которые чаще всего делают контент на острые темы недоступным для подростков. Мила ответила, что на уровне текстов возрастные ограничения не соблюдаются столь строго, пьесы, в любом случае, доступны в интернете абсолютно свободно.

Дискуссия получилась очень живой и насыщенной. Запрос на откровенный разговор о драматургии и проблемах современных школьников, очевидно, высок и среди родителей, и среди самих подростков. Поэтому хочется надеяться на продолжение подобных лекций и бесед в стенах РАМТа.

Видеозапись лекции будет выложена на Youtube-канале театра.

Егор Сидорук