Партнерские проекты. Арлекин
«Арлекин» - 2021

Шаг в будущее музыкального театра

На 18-м Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» состоялся Образовательный семинар «Музыкальный театр для детей и подростков», который проводился в партнерстве с Институтом культурных программ Санкт-Петербурга и Международным проектом «Contents for Cross-Cultural Events – СЗЕ», реализуемым в рамках программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014-2020».


11 докладов и 13 спикеров, приехавших в Санкт-Петербург со всех уголков России от Новоуральска до Екатеринбурга, и выходящих на связь из соседней Финляндии, рассказывали в заполненной до предела Карельской гостиной Дома Актера о том, как они взаимодействуют с детской и юношеской аудиторией, какие формы работы находят, как развивают, двигают музыкальный театр к зрителю, что получается и что нет.

В этом и была ценность семинара: все докладчики говорили о своих театрах и проектах, не приукрашивая картинку, чтобы произвести хорошее впечатление, а откровенно делясь как победами, так и сложностями. И так как в зале собралась профессиональная аудитория, разбирающаяся в специфике музыкального театра, разговор получился по существу – такой, который может пригодиться потом в ежедневной работе каждого из слушателей. Ведь количество методик, технологий или, говоря современным языком, лайфхаков, было на «арлекиновском» семинаре огромным, а готовность спикеров делиться своими наработками подкупала и вызывала благодарность, как и искренняя заинтересованность слушателей, которые задавали точные и неформальные вопросы. Отдельно здесь нужно отметить, как тактично и умно модерировал семинар музыкальный критик Владимир Дудин, находя баланс между правильно найденным темпом работы и необходимостью и желанием аудитории побольше узнать о каком-либо отдельном аспекте каждого выступления. 

Чтобы не пересказывать здесь выступления, запись которых можно найти на официальных ресурсах «Арлекина» (день первый - https://youtu.be/FA1GUQ-W_mQ, день второй — https://youtu.be/FToqTbgwUo4), сосредоточимся на том, что объединяло все представленные театры и проекты, потому что именно эти аспекты – наиболее симптоматичны для современного состояния работы с детьми и подростками в музыкальном театре. 

Прежде всего, конечно же, это не спектакли, а все, что придумали в театрах помимо них. 

Например, экскурсии за кулисы и образовательные мастер-классы, лекции и просветительские абонементы, которые для детей в огромном количестве проводит детский музыкальный театр «Зазеркалье», о чем увлекательно и подробно, с массой подсказок для тех, кто захочет «перехватить» идеи и сделать подобное у себя, рассказали заместитель директора театра Татьяна Чернова и его завлит Наталья Хрущева. Подобная деятельность так же представлена в Мариинском театре. Об этой работе говорили Марианна Голубева и Анастасия Правилова.

В их работе поразила не столько форма (потому что и экскурсии, и мастер-классы – все-таки вещь уже хорошо известная и много где практикуемая), а интенсивность, с которой эта работа ведется. С одной стороны, это вроде бы ожидаемо, когда речь идет о таком большом и значимом театре как Мариинский, с другой, именно это и вдохновляет: казалось бы, зачем Мариинке тратить столько усилий на работу с детьми и подростками, когда билеты на спектакли и так разлетаются, а известность и раскрученность бренда, причем мировая, зашкаливает? Но театр считает важной эту свою деятельность и тратит на нее огромное количество человеческих и временных ресурсов, совершенно справедливо полагая, что передоверять работу по взращиванию, воспитанию публики никому нельзя, что свою публику надо растить самим, каждый сезон, каждый месяц и каждый день, соглашаясь на то, что про эту работу, особенно извне театра, и не очень-то известно.

Это открылось прямо на семинаре, когда Владимир Дудин заметил после доклада, что, являясь постоянным и многолетним, в силу профессии музыкального критика, зрителем Мариинки, ничего не знал о такой активной и разветвленной ежедневной работе с детьми и подростками, в которой занято очень большое количество сотрудников, часто участвующих в образовательных программах бесплатно. Этот момент стал важным для аудитории, в которой были работники очень разных театров, далеко не всегда таких же знаменитых, как Мариинка. И если даже в таком всемирно известном театре эта работа не слишком видна и известна, а ее все равно продолжают делать, прикладывая к этому все свои силы, фантазию и талант, значит, и в маленьком городе и в не очень знаменитом театре тоже имеет смысл ее продолжать и развивать, придумывать и сочинять новое, пробовать и искать, и каждодневными усилиями все-таки создавать вокруг театра постоянный актив юных зрителей, которые станут через несколько лет самой преданной театру аудиторией на взрослых спектаклях.

Такой же огромный человеческий и профессиональный отклик получил доклад Яны Русиновой, главного режиссера Театра музыки, драмы и комедии Новоуральска. Особенно та его часть, в которой она рассказывала о «Театральных уроках»: сезонном абонементе для школьников, каждая встреча которого посвящена либо какому-то театральному жанру, либо некоему аспекту музыкального театра, соприкасающемуся со школьной программой. Например, звук в театре (урок «физика и театр»), на котором рассказывают, почему звук возникает, как развивается, по каким физическим законам существует. Все это иллюстрируется (как и на каждом уроке) фрагментами музыкальных произведений, которые исполняют артисты оркестра и солисты оперы и балета.

Уроки идут примерно раз в месяц, длятся около часа, на каждом из них может присутствовать один или два класса, и за сезон детям успевают рассказать об основных аспектах работы музыкального театра в неформальной, не «школьной», а театрализованной форме. Тут важно, что никого со стороны для создания этого образовательного цикла театр не нанимал: либретто сочинил завлит, ведет «Уроки» артист труппы, идут они днем, между утренними репетициями и вечерними спектаклями, в фойе – так, чтобы не нарушать ритм основной деятельности театра.

Этот кейс ценен именно тем, что показывает, как почти совсем без финансовых затрат, силами тех людей, которые состоят в штате, создана новая для этого театра – и крайне успешная, что подтверждается уже несколькими сезонами, – форма работы с детьми и подростками. Просто кому-то стало не все равно, захотелось делать что-то большее, чем просто принимать зрителей на спектакле, кто-то не пожалел сил и времени, сумел зажечь своей идеей коллег и в результате добился яркого и вдохновляющего результата.

Таким же заряжающим оказался и доклад режиссера Екатерины Василевой, художественного руководителя лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоОПЕРАция», который уже второй год проводит подростковый проект. На нем yчастники 12-17 лет, отобранные в программу по творческому конкурсу, под руководством молодых педагогов (в этом году, например, драматургическую секцию курировала Мария Огнева) сочиняют либретто, на которые молодые композиторы создают музыку, и в результате получается несколько 20-минутных новых опер для детей и подростков.

В прошлом сезоне проект базировался в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в этом – в московском театре «Новая опера». Было замечательно, когда на вопрос о задачах проекта Екатерина Василева даже несколько замялась, потому что целей, как выяснилось, слишком много, чтобы коротко их сформулировать. Это и привлечение к музыкальному театру подростков-участников лаборатории, которые благодаря этому опыту на протяжении всей своей жизни будут воспринимать музыкальный театр неравнодушно; и, позже, когда лабораторные спектакли уже созданы, привлечение в зал зрителей-подростков, которые скорее согласятся пойти на оперу, написанную их ровесником, чем на очередного условного «Евгения Онегина»; и очевидные имиджевые, репутационные плюсы для театра, который, проводя у себя подобную лабораторию, привлекает к себе совершенно новую аудиторию и значительно повышает внимание к себе профессионального сообщества.

Кроме того, в лаборатории заняты артисты театра, что всегда полезно для труппы, а театр получает возможность безопасно для собственной репутации и не рискуя большим бюджетом репертуарного спектакля, найти для себя на лаборатории нового композитора. При том недостатке новых произведений для детей и подростков, который сегодня очевиден в российском музыкальном театре, при той косности репертуара, который наблюдается в подавляющем большинстве театров, боящихся рисковать кассой, беря в работу неизвестные публике названия и привлекая молодых композиторов, лаборатория, подобная той, что проводит Екатерина Василева, может стать реальным способом прорваться к новой публике, сформировать библиотеку современных, буквально сегодня созданных опер для young adult, и в принципе сделать музыкальный театр живым и нужным для детей и подростков. 

Двумя своеобразными полюсами стали на семинаре выступления деятелей финского театра, которые много говорили о новых, цифровых, способах привлечения в театр детской аудитории, таких как, например, адаптации вселенной компьютерных игр для театральных зрителей, установки интерактивной стены в детском театре или выпуска специальных детских электронных музыкальных книг, и Алексея Парина – он представлял на семинаре две свои бумажные книги для юных об опере. 

Темой, которая объединила на семинаре буквально всех присутствующих, стали бэби-оперы, музыкальные спектакли для малышей. Выяснилось, что для любого театра, большого или маленького, государственного или частного, известного или не очень, эти мини-постановки в любом камерном пространстве, фойе, малом зале, репетиционном классе – это всегда едва ли не самые востребованные названия репертуара. На них всегда аншлаги, их все любят, их даже не надо особенно рекламировать. В случае бэби-спектаклей сарафанное радио среди мамочек, жадных до впечатлений и озабоченных ранним развитием своих детей, работает лучше любых анонсов. И главное здесь – преодолеть первое сопротивление администрации театра, которая по началу боится принимать у себя годовалых зрителей (которые могут разораться, стошниться и доставить прочие неприятности).

Однако те, кто все-таки решается поставить у себя бэби-оперы, вытаскивают счастливый лотерейный билет. Ведь они получают одновременно и новую, поистине неиссякаемую аудиторию (кстати, совершенно не проблемную, ведь с каждым детенышем приходит мама, и именно она решает все проблемы, возникающие у ее ребенка); и гарантированно хитовый по продажам спектакль, довольно простой в прокате, особенно по сравнению с музыкальной постановкой на большой сцене. Кроме того, бэби-оперы – это всегда хороший пиар для театра, а еще они все чаще попадают в афиши больших фестивалей, как например, вошла в афишу 18-го «Арлекина» бэби-опера «Шумовички», созданная в рамках проекта «КоОПЕРАция». 

Целый огромный материк отечественного Contemporary dance  для детей и подростков открылся слушателям благодаря очень подробному докладу Наталии Курюмовой, но об этой теме она напишет специально для «Недоросля».

Об итогах «арлекиновского» Образовательного семинара говорить рано: такие вещи прорастают, отзываются спустя какое-то время, когда через сезон, а то и два, в некоем театре возникает новый проект, и выясняется, что появился он, потому что его инициатор был на семинаре, вдохновился там услышанным, познакомился с кем-то – и вот теперь они вместе создали что-то, чего раньше в этом городе вообще не было. А потом это что-то попадает на один, на другой фестиваль, получает какие-то призы, и идея, озвученная на семинаре, живет и развивается.

Фестиваль «Арлекин» проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».