Тексты

Павел Руднев: Колонка куратора. «Своя территория»

Победителем III лаборатории современной пьесы о/для подростков «Своя территория» (проект делает Северный театр имени М.А. Ульянова в Таре, но вовлекает туда едва ли не все театры Омской области) стала пьеса Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Сущность лаборатории в том, чтобы соединить усилия драматурга, режиссера с детьми и психологами, работающими с подростками. Витренко и режиссер Алексей Шавлов создали на основе детских рассказов убедительную и сильную пьесу о буллинге, в которой выявляется морфология конфликта и варианты выхода из кризиса. В этом смысле творческая работа с психологом помогла создать не просто социально тревожную пьесу, но включить в нее терапевтический эффект. Причем рецепт спасения не выглядит тут как универсальная отмычка ко всем случаям, как лекарство от всех болезней, что было бы фальшиво. Считаю пьесу Витренко потенциальных хитом, который хорошо было бы поставить максимально широко по стране - опять же как средство для снятия социальных конфликтов.

Пьеса Витренко как документальный очерк вскрывает холодную механику буллинга, как и с чего начинается травля, как развивается и как может завершиться. Драматург анализирует механизм зарождения зла: и в сущности его вывод очень точен - зло иррационально, лишено серьезной мотивации. Поэтому поиск вины и виноватого - в сущности, не приводит ни к чему дельному и не снимает проблемы, это тупиковая ветвь. Зато существенными оказываются, как ни странно, стратегии выхода из кризиса школьной драмы. Обычно, когда пьеса нацелена на поиск решений, говорят о ее дидактичности, тенденциозности. У Витренко такого эффекта не возникает: «советы» в его структуре максимально широки, всеохватны и при этом действительно полезны. Эти советы дает хороший школьный психолог, который решает проблему Яны: 1) ты не можешь справиться с буллингом одна, нужно искать союзника, и лучше, если это будет взрослый; 2) нет универсального ключа от проблемы; нужно перебирать все возможные средства, не стремясь бить в одну и ту же точку. Например, смирение - это сомнительный вариант поведения, но иногда, после целого ряда других методов, может случайно подействовать и этот. Пьеса «Яна всем нравится (нет)» говорит и о еще некоторых интересных моментах: о том, что подростку точно так же трудно соединиться с другим подростком, как и взрослому, что дружба и любовь - это не элементарная процедура, а мучительный выбор и опыт притирки. Одной из причин буллинга, в том числе, может служить и гипертрофированная жажда одобрения со стороны окружающих - то, что воспитывает в нас массовая культура. Ты обязательно должен быть признан, ободрен и оценен внешним миром, жажда рейтинга - это установка вредит молодому организму.

Среди массы интересных пьес, выделю еще несколько. «Ноябрьский зов» Марии Малухиной - детей ведут в лесной поход для передачи им взрослого опыта, опыта выживания. Но тот опыт, который взрослые могут передать детям, им не нужен и тут же разоблачается, дискредитируется. Опытом взрослых становятся их комплексы старения. Так мама ведет в соцсети влог, где делится своим зашкаливающим, гиперболизированным позитивом, который лакирует миражами унылую, скучную и бедную действительность этой женщины. С другой стороны, воображение ребенка сконструировано из фантазий родителей: воображаемые друзья героини - Зигги Стардаст и доктор Фрейд – на самом деле отражают интересы ее папы и мамы.

Перспективна пьеса Елены Щетининой на двоих «Годовые кольца моих костей»: диалог двух героев превращается в любопытную задачу - как уговорить подростка не совершать нападение на школу. Пожилой человек должен найти сильные аргументы для молодого: почему этого делать не надо. С одной стороны, бесконечный чужой житейский опыт никому не нужен в пересказе и никого не лечит. Это как пародия на террориста в «Южном парке», который мучает людей тем, что часами показывает им фотографии своих путешествий. С другой стороны, старику все же удается сказать важное: именно опыт накопленной памяти не дает нам разрушить свою и чужую жизнь. Память, травматическая и напряженная, требующая сохранения, останавливает нас от радикальных решений. И, видимо, это хороший аргумент против зла: остановись, ведь ты пока не накопил опыт.

И еще обратите внимание на пьесу Игоря Хонина «Среди прекрасных зданий».

Павел Руднев