Тексты
Обзоры

ПАПА

В разделе документальной анимации Большого фестиваля мультфильмов прошла программа «Мой папа, моя мама». Мне не удалось ее посмотреть, зато я увидел все фильмы Российского национального конкурса. И несколько заметных из них объединились в тему «Мой папа». Все они – для детей.



Куда уходят папы, 6+
Режиссер и художник Алина Хабарова

Самое прямолинейное кино на тему. Авторы задаются заглавным вопросом, облекая предполагаемые ответы в наивные стихи. Визуальная составляющая сделана таким же образом – похожей на детский рисунок.

В альбоме для фото обнаруживается одна карточка, где у папы вырезано лицо. В финале эта пустота ожидаемо заполнится с помощью карандаша. Это сделает девочка, от лица которой ведется повествование. Варианты бегства мужчин из семьи следующие: от классических – полета в космос и крушения на необитаемом острове – до неожиданных –выступление в балете на сцене Большого театра (исчезновение объясняется тем, что папа стесняется костюма-трико).

Финал оптимистичен: все папы гурьбою ринутся домой, и титрами возникают на экране несколько посвящений. Самое трогательное и точное из которых – мамам, которые рядом.


Исчезающий папа, 12+
Режиссер Андрей Рубецкой, художник Мария Якушина

В названии – спойлер. Папа исчезнет, но интереснее, как это произойдет. Он будет это делать постепенно, становиться прозрачнее, превращаться в облака, которые могут выскользнуть в открытую форточку. Не менее сильное превращение произойдет к финалу и с мамой, оно резкое. Когда папа окончательно растворится, мама рассыпется, как разбившаяся елочная игрушка. Внезапно возникший на пороге сын удивится произошедшему, и маме ничего не останется, как сразу же восстановиться, поспешно поправляя не сразу вставшие на место части. 

В фильме ведется рассказ от первого лица, мальчишеским голосом. И в его присутствии мама не может себе позволить быть несобранной. Зато ребенок может, соскучившись, видеть во всех встречающихся по дороге мужчинах черты своего отца и злиться на задачу по математике, в которой очередной некто выходит из пункта А в пункт Б, чтобы никогда не вернуться в исходную точку.


Надувной матрас и деревянный меч, 12+
Режиссер и художник Миша Сафронов

Миша Сафронов в своем авторском фильме рассказывает собственную историю. В том числе буквально – своим голосом за кадром. Отец ушел из семьи, не было даже его фотографии, поэтому мальчик не помнил его лицо. Этот персонаж так и появляется на экране, с пустым овалом головы. А до этого события Миша проводит свое тихое детство преимущественно у радиоприемника, шмыгая носом. Эта деталь важная, потому что потом точно такой же узнаваемый жест окажется чертой его папы.

Два предмета, вынесенных в название – подарки отца, который неожиданно появляется на пороге квартиры. Он приглашает сходить в поход, а привозит в пригородную времянку рядом с лужей. Следующая встреча состоится в метро, уже в юности героя, такой она была и в жизни, на эскалаторах, двигающихся в разные стороны. Но реальный Миша не догнал папу, а нарисованный сделал это спустя несколько лет. Сделал, чтобы достать карандаш и нарисовать ему лицо. С улыбкой, которая сразу же с него сходит, раньше, чем отец уходит по делам. Шмыгнув носом.

Миша Сафронов рисует в технике lo-fi – это максимально простая анимация. И здесь она кстати. Рассказывая про нее, сценарист, режиссер и художник говорит о театре кукол, где простые предметы бывают очень выразительны.


На глубине, 6+
Режиссер и художник Лиза Старикова

Фильм начинается с игры масштабами. Огромный папа подходит к многоэтажному дому и передает с ладони дочь в окно маме. Потом папа будет учить плавать в бассейне дочь, она спокойно помещается у него на спине. Это один из тех моментов, когда отец помогает дочери победить свои повседневные страхи. Кроме того, папа – подводник, и тема воды будет преследовать всех персонажей фильма.

Папина работа подразумевает долгое отсутствие. Дочь прячет и портит его фуражку, укладывается в чемодан вместо его вещей. Но однажды папа возвращается с работы, хромая, с палочкой. Он остается дома и погружается в депрессию. И тут вода как будто заполняет комнату – постепенно, до потолка. Папе не то чтобы приходилось раньше разрываться между семьей и призванием, но когда он теряет любимую работу, жена и дочь не становятся центром его жизни, скорее наоборот, тянут его на дно. При этом он остается в семье, не уходит, как в других проблемных фильмах о папах.


Белый-белый день, 6+
Режиссер Василий Чирков, художник Лиля Ниаури
Фильм получил на БФМ приз в своем конкурсе за лучший профессиональный анимационный фильм

Приезжающая в тихий уголок скорая помощь нарушает привычный ритм мальчишеской жизни. Врачи входят в дом, отец закрывает дверь перед самым носом сына. Последнему ничего не остается, как отправиться на прогулку. Летают птицы, проезжает электровоз, поют лягушки. Течение жизни обостряется ожиданием смерти.

Остроумный лягушачий концерт на фоне дождя не печалит, а радует. Мальчик возвращается домой, на пороге его встречает и обнимает папа. Чуть позже выходит мама с новорожденным на руках. У появляющегося в двух эпизодах папы – роль не эпизодическая. Закрывая дверь и встречая сына, он дает ему повод и право испытать диаметрально противоположные эмоции. Авторы не случайно вспоминают в названии стихотворение Арсения Тарковского «Белый день», где отец оказывается хранителем рая.




Оранжевый автобус, 0+
Режиссер Светлана Нагаева, художник Валентина Стахнова

Тема родителей и детей в этом фильме – не ведущая. Кино строится на контрасте серого и оранжевого: серый асфальт улиц и оранжевый автобус, унылый дом и рыжеволосый мальчик. В этом мире все передвигаются на колесах: ролики, велосипед, скейт, тележка из супермаркета, даже инвалидная коляска вписывается в общий стремительный ритм.

Мальчик дружит с автобусом, потом мальчик взрослеет, автобус грустнеет. Но спустя время рыжий молодой человек появляется на тротуаре уже с дочерью, и они вместе впрыгивают в транспортное средство на остановке, на радость всем. Если отойти от главной темы дружбы, похожий на детский рисунок фильм (иногда звукоряд – это звук карандаша по бумаге) задает такую программу родительских отношений, в которых радость собственного детства передается от отца к дочери, не по наследству, а по воспитанию, собственным примером. Став папой, мальчик не растерял свой оранжевый цвет.