Разговоры
Интервью

Наталия Анастасьева: «Наша территория – не-оперная Россия»

Наталия Анастасьева – арт-директор Маленького Мирового Театра, режиссер оперного класса Академии хорового искусства им. В.С. Попова, учитель театра и руководитель театральной студии в Adriatic International School. Обладатель специального приза, ведущая образовательной программы и член жюри музыкального театра Национальной премии Золотая Маска.

Наталия Анастасьева ставит музыкальные спектакли в российских театрах, особое внимание она уделяет музыкальному театру для детей. Ее работы не ограничиваются постановками, она проводит мастер-классы по театральной педагогике, разрабатывает образовательные программы в области музыкального театра для детей и подростков.

Её авторский проект «Вселенная Моцарта» предназначен для юных и взрослых зрителей, которые не знакомы с оперой или никогда не были в оперном театре.

Участники проекта ставят своей целью увлечь молодое поколение оперным искусством.

«Недоросль» поговорил с Анастасьевой о том, как сделать оперу доступной для самого широкого зрителя.

Недоросль: Почему в фокусе внимания Маленького Мирового Театра оказалась опера? В Москве много оперных театров. Зачем зрителям идти на оперный спектакль в другие места?

Анастасьева: Главная наша цель – показать оперу всем желающим. Даже тем, кто никогда прежде не слышал и тем более не видел оперу с большой сцены. Мы играем спектакли не только в Москве. Мы ездим в разные уголки Подмосковья и ближних городов, где нет оперных театров. Наша территория – не-оперная Россия.

Мы любим и умеем работать в пространствах, не предназначенных для музыкального театра. На таких площадках, на столкновении разных культур и жанров актеры и зрители чувствуют себя более свободно. На территории свободы можно экспериментировать, создавать свою среду, общаться.

Недоросль: Расскажите, в чем заключается идея проекта «Вселенная Моцарта»?

Анастасьева: Идея проекта – в сближении оперного искусства с новой зрительской аудиторией. Многие люди не понимают оперу, считают этот жанр нелепым, длинным и скучным. Но мой опыт говорит мне, что этот лёд предубеждения можно растопить.

Оперный спектакль лучше смотреть подготовленным. Для этого мы придумали для зрителей особый маршрут, чтобы они не заблудились в путешествии по опере. Команда проекта «Вселенная Моцарта» разработала специальные активности вокруг спектаклей, образовательную программу для детей, подростков и зрелых зрителей-неофитов. Задачей проекта стало в игровой увлекательной форме объяснить новым зрителям музыкальный театр, его технологию и его магию. В центре нашей программы для детей опера Моцарта «Волшебная флейта» как своеобразный портал для входа ребенка в волшебный мир музыкального театра. А для подростков и взрослых зрителей в качестве такого входа мы выбрали оперу «Свадьба Фигаро».
Недоросль: Почему ваш выбор пал именно на эти две оперы?

Анастасьева: Начну с «Волшебной Флейты». Я убеждена, что лучше произведения для входа ребенка в мир оперы не найти. Даже не потому, что это сказка. Есть много сказок. А потому, что там есть ясная и внятная архетипическая структура. Там есть приспешники зла и служители добра. Есть люди, которые проходят героический путь и совершают подвиг, а есть люди, которые пусть ничего особенного и не совершают, а всё равно получают желаемое, потому один раз совершить подвиг не так трудно, как тащить нашу окаянную жизнь каждый божий день. Кроме того, в этой опере есть все виды жанров. Там есть народная музыка, песня, которую поёт Папагено, почти детская или фольклорная, есть домашняя лирика; там есть высокая итальянская ария, как, например, ария Царицы Ночи, там есть строгая старинная полифония и шикарный оркестровый стиль, там есть, наконец, волшебные инструменты – флейта, дуделка Пана и колокольчики. Кроме того, в опере замечательный, хоть и заковыристый сюжет, яркая музыка, а также очень выпуклая философская линия и педагогическая нота.

Недоросль: Расскажите об опере «Свадьба Фигаро». Её сюжет явно не предназначен для детей.

Анастасьева: Да, это спектакль для подростков и для более взрослых зрителей. Мы продолжили развивать идеи нашей детской части проекта и в пару к «Волшебной Флейте» поставили спектакль «Свадьба Фигаро». Эту оперу мы поставили в формате «semi-stage», почти без декораций, в современных костюмах. Таким образом мы стираем налет элитарности с оперы, делаем этот жанр доступным для самого широкого зрителя. Также в нашей постановке «Свадьбы Фигаро» мы соединяем оперу Моцарта и комедию Бомарше. Музыкальные номера и речитативы на итальянском языке чередуются с искрометными диалогами пьесы французского комедиографа в русском переводе. Благодаря такому приему даже самому неискушенному зрителю становятся понятны все причудливые повороты сюжета. Возможность говорить на двух языках в одном спектакле – это нечто и логичное, и захватывающее. И мы сохранили все музыкальные хиты оперы Моцарта.

Недоросль: А что происходит вокруг опер? Вы говорили об образовательной программе и специальных активностях для детей.

Анастасьева: В наших активностях мы придерживаемся принципа edutainment – это когда обучение (education) и развлечение (entertainment) происходит одновременно. Для «Волшебной Флейты» мы создали два весёлых видеоролика, в которых главный персонаж оперы Папагено в игровой форме знакомит маленьких зрителей с устройством оперного театра, разучивает с детьми музыкальные фрагменты, которые будут исполняться во время действия. Папагено мастерит из бумаги и подручных средств реквизит, который ребенку нужно будет потом взять на спектакль. Ролики насыщены забавной анимацией и разнообразными звуками: щебетанием птиц, настройкой симфонического оркестра, мультяшными спецэффектами и настоящим оперным пением. И вот ребенок попадает в музыкальный театр. Он приносит с собой реквизит, созданный своими руками. Он улавливает звуки настройки оркестра, он уже немного знаком с устройством оперы, с сюжетом. Но это еще не всё. Перед началом каждого спектакля «Волшебная Флейта» для детей и их родителей прямо в зрительном зале проводится небольшой хоровой мастер класс и репетиция шумовых эффектов и музыкальных фрагментов оперы. А рядом со сценой стоит театральный макет – маленькая модель нашего спектакля, которую можно подробно разглядеть и даже потрогать.

Недоросль: А какие активности вы приготовили для подростков и взрослых?

Анастасьева: Мы создали серию видеороликов «Секреты из гримерки», где артисты проекта делятся тайнами актерского мастерства, помогающими зрителям справиться с волнением и уверенно держаться перед аудиторией, и лайфхаками по развитию дикции и голоса. А в ролике «Всё, что вы хотели знать про оперу, но боялись спросить» зрители вместе с главным героем Фигаро в его непринужденной манере разбираются в запутанном либретто, узнают, как связаны комедия Бомарше и опера Моцарта, знакомятся с оперным речитативом secco. Есть также целая серия коротких интервью молодых артистов, так можно познакомиться с ними поближе. То есть мы широко используем digital форматы.
Недоросль: Расскажите об участниках проекта. Это молодые оперные певцы?

Анастасьева: Наша молодежная оперная труппа – это, в основном, студенты и выпускники Академии хорового искусства им. В.С. Попова. Тут куются будущие кадры для оперных театров России и мира. Профессия оперного артиста требует колоссальной подготовки и серьезной практики. В нашем проекте мы даём возможность юным оперным профессионалам начать свой путь через настоящую постановку. Молодые певцы начинают верить в свои силы, они приходят в большие оперные театры с выученной партией, с навыками работы в музыкальном спектакле на сцене с оркестром, с прокатным и гастрольным опытом.

Недоросль: И всё же почему из всех вселенных вы выбрали именно вселенную Моцарта? Почему Моцарт?

Анастасьева: Потому что Моцарт – это абсолютный универсум. В его музыке и в его личности можно найти всё. Музыкальная биография Моцарта – это мифы, слухи, легенды, и даже детективная история. Это, пожалуй, самый популярный композитор. Моцартовский рингтон звучит в каждом мобильном, его мелодии мы напеваем вместе с автоответчиком в ожидании разговора. Вы наверняка слышали про «эффект Моцарта». Научно доказано, что слушание его музыки оказывает благоприятное влияние на пространственное мышление, умственное развитие человека и повышает его IQ. А вот еще забавный факт. Моцарт – автор первых дискотек. В его времена группа музыкантов собиралась после спектакля в парке и исполняла танцевальную музыку для тех, кому билеты в оперу были не по карману. Плата была минимальной или её вовсе не было. Моцарт сочинял для этих вечеров под открытым небом. Моцарт – идеальный композитор для слушателей и для исполнителей. Моцарт нам в помощь!

Недоросль: такие проекты невозможно осилить в одиночку. Кто вас поддержал?

Анастасьева: Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. А нашими партнерами стали Академия хорового искусства им. В.С. Попова Московский Международный Дом Музыки, Культурный Центр ЗИЛ, Дворец Культуры «Саввино» г. Балашихи, Агентство «Турне» и оркестр Creativa Camerata.