Тексты
Обзоры

Теория против практики: Международный фестиваль театров для детей и исследовательский форум в Суботице

24 сентября 2021 года в Сербии завершился Международный фестиваль театров для детей. За шесть дней небольшой сербский город Суботица на границе с Венгрией увидел спектакли дюжины театральных коллективов из стран Восточной Европы, а также Германии, Израиля и Бразилии. Фестиваль проходил уже в 28-й раз, и в 12-й раз в его программу был включен Международный форум исследователей театрального искусства для детей и молодежи, который позволил значительно увеличить его географию за счет докладов участников со всех уголков мира от Индии до Новой Зеландии. 


Основная программа фестиваля — конкурсная, отборщиком был директор Сербского национального театра, писатель и исследователь театра Зоран Черич, победителей определяли три члена жюри. Впервые в этом году конкурсные спектакли фестиваля оценивало также детское жюри. Первым приглашенным экспертом в профессиональном жюри оказалась француженка Сандрин Граталуп, в прошлом – вице-президент АССИТЕЖ Франции, ныне – независимый деятель театра. Двое других членов жюри — театральный художник Людмила Контантинова-Гензе и режиссер и актер театра кукол Йован Каран –лауреаты премии «Маленький принц» 2021 года за выдающийся вклад в развитие культуры и театрального искусства для детей. В рамках фестиваля открылась очень интересная выставка работ лауреатов в Открытом университете Суботицы, на которой были представлены уникальные куклы и эскизы Людмилы Константиновой, а также авторские книги-спектакли Йована Карана. В России премии «Маленький принц» в 2010 году был удостоен режиссер театра кукол и профессор, педагог РГИСИ Николай Наумов.
 
Традиционно для фестиваля в Суботице больше половины программы составили кукольные спектакли, они же получили основные награды. Лучшим спектаклем фестиваля была признана «Спящая красавица», представленная чешским театром ДРАК. Известная сказка рассказывается в спектакле динамичным языком перчаточных кукол на фоне впечатляющего замка со множеством окон, дверей, комнат и причудливых механизмов, которые увлекают детскую аудиторию. Взрослым в это же время спектакль предлагает порассуждать над теорией американского психолога Бруно Беттельгейма, посмотревшего на классический сказочный сюжет через оптику психоанализа. История перехода от детства к юности, инициации героини в новой жизни подчеркивается в спектакле через повторяющиеся образы-символы. 

Сразу две награды – за лучшую режиссуру и лучшее оригинальное музыкальное оформление – жюри присудило сербской постановке детского театра из Крагуеваца по роману Феликса Зальтена «Бэмби». Спектакль лаконичный и сдержанный, его создатели избегали ярких неестественных цветов и современных технологий, анатомически точные деревянные куклы оленей открытым планом двигаются по двум небольшим зеленым пригоркам под аккомпанемент живой музыки. И хотя все инструменты спрятаны сценографом внутри стволов деревьев, актеры работают в живом плане и не скрывают от зрителя природы театральной условности. 

Приз за лучшее решение кукол получил хорватский коллектив городского театра «Зорин дом» из Карловаца (художник Младен Болфек) за детективный экологический спектакль «По следу», в котором следствие о происшествии на дне реки ведут четыре рыбы. Простое и изящное решение кукол, которые управляются в голове и хвосте непосредственно руками актера-кукольника, позволяет создать на сцене четыре непохожих и ярких кукольных индивидуальности.


Детское жюри отметило спектакль «По следу» за поднятие в театре современных проблем, но в итоге выбрало своим фаворитом спектакль «Оз» венгерского Театра кукол города Дьера, а «взрослое» присудило награду за лучшую сценографию его художнице Свиле Величковой. Спектакль выделяется из программы фестиваля масштабными декорациями, насыщенными красками, проработанными до мелочей костюмами, ростовыми куклами, причудливыми и фантастическими образами волшебных деревьев и существ из мира Фрэнка Баума. Актеры играют и поют в живом плане, сложные костюмы и грим скрывают от зрителя их многочисленные перевоплощения из одной роли в другую – иными словами, перед нами традиционный профессиональный детский спектакль, подобный которому можно встретить в любом ТЮЗе России.

Наверное, народное детское жюри – школьники Суботицы, приглашенные на спектакли фестиваля – неофициально выбрали бы своим фаворитом совсем другой спектакль. Постановку, «Трижды король» немецкого театра Грюне Зоссе, названного в честь знаменитого франкфуртского зеленого соуса, на протяжении часа сопровождал неумолкающий детский хохот. В спектакле почти нет внятной истории или морали, есть только три сварливых старика-короля, которым выпало жить в одном на троих покосившемся доме, назвать который замком едва повернется язык. Тем не менее, в своем коммунальном государстве каждый пытается вести положенную королю жизнь на выдуманном языке — выпускать приказы, вести переговоры и даже войны, обращаться к своей или любой другой подвернувшейся под руку нации. С самого начала три актера спектакля завоевывают аудиторию и разрушают четвертую стену, приглашая детей в очень обаятельное и легкое приключение в жанре клоунады. 

Самым нетрадиционным спектаклем, получившим спецприз жюри фестиваля за оригинальность решения, можно назвать бэби-спектакль «Аэро» словацкого театра Одиво. С помощью нескольких мощных вентиляторов, фенов и насосов в руках артистов-перформеров оживают и взлетают в воздух пластиковые пакеты и шарики, воздушные шары и конфетти. Бессюжетный и даже чрезмерно простой по форме спектакль рассчитан на самых маленьких, но взрослые смотрели его не менее увлеченно и завороженно. Вместе с комментарием учителя физики он бы легко мог стать и увлекательным уроком аэродинамики для подростков. Спектакль вызвал наибольший отклик у присутствовавших на фестивале гостей и профессионалов театра, но почти не был замечен местной аудиторией. 


Кроме отмеченных жюри постановок в программе этого года был спектакль хозяев фестиваля «Театру – с любовью», а также бразильский театр экологических миниатюр «Духи леса», израильский театр непослушания мальчика «Гули», музыкально-образовательный театр из Боснии и Герцеговины, проиллюстрировавший музыкальную сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». В программу был отобран российский театр кукол «Карабаска» из Перми, но они, как и их коллеги из Болгарии, приехать на фестиваль, к сожалению, не смогли.

Основная направленность проходившего в рамках фестиваля Международного форума исследователей театрального искусства для детей и молодежи была едва ли не прямо противоположна традиционной и литературоцентричной программе фестиваля. Здесь исследователи и практики театра со всего мира искали и описывали современные формы театра для детей и молодежи, говорили о театральной педагогике, социальной роли искусства и технологиях в жизни современного зрителя. В общей сложности в форуме, заседания которого проходили в течение трех дней фестиваля по вечерам, приняло участие 30 человек из 16 стран, большая часть из них смогли приехать в Суботицу лично, и только 2-3 участника ежедневно выступали онлайн. Форум проходил на английском и сербском языках одновременно, был организован синхронный перевод, что позволило сербским деятелям театра, которых было большинство, полноценно участвовать в дискуссии, а гостям глубже познакомиться с местными театральными реалиями. Темами встречи в 2021 году стали «Восприятие этических категорий и анализ работы в театрах для детей и молодежи» и «Фестивали для детей и молодежи – восприятие и отбор материала». 


Подзаголовком для первого и самого насыщенного дня форума было «Детское восприятие – ребенок как зритель». Уже в первом докладе Весна Косец Торьянац из Хорватии озвучила один из центральных проблемных вопросов форума – изобилие компромиссных решений и недостаток экспериментальных постановок в театре для детей. Она разделила детскую школьную аудиторию на три возрастных группы зрителей по предлагаемым им в театре темам: возраст сказок (7-10 лет), возраст приключений (12-15 лет) и юношеский возраст от 16 лет, на который пока не хватает своего репертуара в большинстве театров, и потому детей стараются как можно дольше держать «в мире сказок».

Молодая исследовательница Бранислава Трифунович в своем докладе обратила внимание на то, что большинство современных зрителей детского театра – так называемые «цифровые аборигены», которых гаджеты и новая информационная реальность сопровождают с момента рождения, а спектакли для них ставят все еще «цифровые иммигранты», прошлые поколения, не принимающие во внимания новых предлагаемых обстоятельств в роли зрителей. Исследовательница провела опрос среди детей 11-18 лет, выяснив, что технологии занимают в их жизни уже 100% времени и внимания, а походы в театр больше половины из них совершенно не интересуют. И если театр не начнет меняться и адаптироваться, то продолжит терять свою аудиторию.  
О театральной педагогике как мостике между театром и аудиторией говорили в этот день три выступающих. Пернилле Велент Соренсен из Дании описывала в своем докладе результаты занятия, которое она проводила с детьми после спектакля в рамках большого исследования детской аудитории. На встрече «Где ты сидишь?» после похода в театр дети с помощью рисунков пытались показать свое место в театре в процессе просмотра спектакля, рисовали, где они находились в театре и где происходило главное событие. Через анализ рисунков и их элементов исследовательница пытается ощутить себя на месте ребенка и понять механизм превращения группы детей в зрителей, единства во множестве, всех условий и отношений, которые влияют на этот процесс. Исследование в непривычной форме переводит фокус с внешних взрослых педагогических задач и установок на понимание и анализ внутреннего состояния ребенка в процессе его взаимодействия с искусством. Исследовательница отмечает, что вопреки ожиданиям, центром композиции на нескольких рисунках становятся не сами дети, а стрелки, указывающие на их путь по театру через элементы сценографии – их путь становления зрителями.

Хейди Шенебергер из Ирландии занимается комплексным педагогическим сопровождением спектаклей и проводит с детьми не просто единичные встречи, но целые циклы занятий, сконцентрированные вокруг одной театральной постановки и включающие в себя создание небольших импровизированных спектаклей по собственным историям детей, вдохновленным спектаклями. Свою роль в процессе взаимодействия театра и школы она обозначает словом «connector» («соединяющая»), подчеркивая, что для успеха ее занятий учитель не должен выключаться из процесса, уступая место театральному педагогу, но активно участвовать в совместном с детьми творческом процессе. На форуме в Суботице Хейди Шенебергер отдельно остановилась на проблеме анализа эффективности этих занятий и призвала коллег делиться опытом о тех технологиях оценки, которые они используют.


Третьим докладом по теме театральной педагогики стало мое выступление «Анализ спектакля с помощью «социо-игрового стиля», в котором я рассказывала, как мы в Саратовском академическом театре юного зрителя строим занятия после просмотра спектакля, какие принципы лежат в их основе и какие игры мы используем чаще всего. 

О взаимоотношении актера и куклы в первый день размышляли Марианна Петрович из Сербии и Мариам Кеземи и Пупак Азимпур Табризи из Ирана. В случае с иранским театром у куклы на сцене появляется одна очень важная и необычная функция – кукла может сделать за актера то, что не может выполнить человек из-за существующих в обществе моральных и религиозных запретов, поэтому в спектаклях куклы нередко полностью дублируют главных персонажей и помогают рассказывать их истории без ограничений.

Завершили первый день форума две презентации проектов, которые успешно пытаются наладить диалог театра для детей с современностью и сложными проблемами, с которыми может столкнуться ребенок в жизни. Керрин Палмер из Новой Зеландии поделилась опытом вовлечения подростков в процесс создания спектакля «Тайная жизнь шестнадцатилетних девочек», а Теа Ковше из Словении представила придуманную ею во время периода самоизоляции куклу Можи и созданный вокруг этого героя миниатюрный кукольный мир. Можи — это пожилой мужчина с ментальным расстройством, созданный на основе опыта взаимодействия Теа с ее дедушкой для того, чтобы помогать детям если не понять, то принять те изменения, которые могут происходить с их бабушками и дедушками в пожилом возрасте. Особенность этого социального в своей основе проекта в юморе и обаянии, с которым Теа Ковше обращается к непростой теме, призывая в помощь не только свою фантазию, но и мировую литературу. У Можи уже есть мини-спектакль по мотивам «Превращения» Кафки, в котором в жуков превращается не герой, а все остальные люди. Уже в работе переработанные истории о Дракуле и Франкенштейне. 

Второй день форума был более академическим и рассматривал вопросы театральной критики и истории сербского театра, но также продолжил размышления на тему театральных технологий в школе. Милица Шечеров из Сербии подняла вопрос о роли детских театральных коллективов и несправедливом исключении практиков «театра в образовании» из профессионального театрального сообщества. А ее коллега Роберт Молнар рассказал об опыте постановки спектакля «внутри урока», который позволил вести с детьми свободный разговор о событиях югославских войн. А актер и режиссер Урос Младенович поделился опытом реализации собственного проекта, который включал постановки спектаклей с участием молодежи, живущей в отдаленных сербских деревнях. Младенович разработал свою программу из двадцати мастер-классов, которые позволяют последовательно формировать команды, распределять роли и находить темы для постановок изнутри коллектива подростков, не навязывая их извне. Драматург и актриса бразильского происхождения Вивиан Джугеро отметила, что театр имеет и другую социальную задачу, помимо уже раскрытых другими участниками форума, и в современном обществе должен стараться включать в репертуар спектакли, представляющие позитивные и жизнеутверждающие ролевые модели для детей мигрантов и детей из неблагополучной среды и других категорий незащищенных зрителей. Поднятую в первый день тему современных технологий продолжила Ильза Клавина из Латвии, рассказавшая об успешном опыте внедрения интерактивных цифровых технологий в спектакли репертуарных театров Риги. 


Последний день форума был посвящен театральным фестивалям для детей и молодежи и презентации успешных практик театров. Лейтмотивом этого дня стала проблема поиска нового материала для детского театра. Так, например, Каролина Калета из Польши говорила о фестивальном опыте и системе поддержки молодых драматургов, Бранка Рудман из Хорватии сетовала на отсутствие современных текстов на сцене, ей вторила коллега из Грузии Анна Мирианашвили, а Наталия Лебедева из Москвы рассказывала об опыте постановки комикса на сцене театра кукол. 

По итогам трех дней работы у всех участников форума создалось ощущение общего проблемного поля, которое заключается в назревшей необходимости реформирования языка и смыслов театрального искусства для детей в современном мире, более плотной интеграции театра и образования, в том числе и через социальную роль искусства. И, пожалуй, самым ярким подтверждением актуальности этой проблемы стала сама театральная программа 28-го Международного фестиваля театров для детей в Суботице, состоящая в большинстве своем из качественных, профессиональных и совершенно несовременных спектаклей.

Автор благодарит за поддержку поездки на форум Российский центр АССИТЕЖ и Союз театральных деятелей Российской Федерации.

Источник фото: http://www.lutfestsubotica.net