Тексты
Обзоры

Между волком и рыбой

Екатерина Сырцева – о режиссёрской лаборатории «Эхо БДФ-2024» в Твери

«Эхо Большого детского фестиваля» «прозвучало» в трёх городах Тверской области – Твери, Вышнем Волочке, Кимрах – с 6 по 9 февраля. Здесь эта специальная программа БДФ проходит второй раз – первый был в сентябре 2022 года. Другие названия в афише, но та же структура: «Эхо БДФ» совмещает образовательную программу (мастер-классы по сценречи, сцендвижению, вокалу для детей, курсы по фандрайзингу, маркетингу и менеджменту в сфере культуры для взрослых), встречи с писателями, показы спектаклей, мультфильмов, кино для детей и подростков, режиссёрскую лабораторию. Разнообразие направлений – встреча миров на пересечении опыта разных специалистов. Из этого рождается объём. И, хочется надеяться, вера в то, что наши возможности шире, чем кажется, независимо от региона проживания и происходящих вокруг событий. Главное – продолжать искать свой путь и не терять себя.

Собственно, теме пути и была посвящена режиссёрская лаборатория «Эхо БДФ», о которой пойдёт речь далее. Она проходила на площадке Тверского ТЮЗа, который последовательно выстраивает диалог со зрителем – и семейным, и самым юным, и самым сложным – с подростками. Большой вклад в это внёс Иван Пачин, работавший с переводной литературой young adult (так в репертуаре появились «Вафельное сердце», «Вратарь и море» Мари Парр). Новые форматы предложил Тимур Шарафутдинов, режиссёр театра с 2023 года. С его подачи родился проект «ТЮЗ. Контакт»: зрители рассказывают истории, а артисты воплощают их, импровизируя в формате плейбек-театра. Обращается ТЮЗ и к современной драматургии: из пьесы в стихах Алексея Олейникова «Хлебзавод» режиссёр Филипп Гуревич сделал спектакль о поиске своего места; регулярно проходят читки (недавно представили зрителям пьесу «Мальчик-головошар» Екатерины Тимофеевой). Ещё один проект, инициированный театром, – лаборатория «Альфа драма». Под руководством драматургов Полины Коротыч и Маши Всё-Таки школьники в возрасте 11-13 лет учились писать пьесы, которые потом читали актёры со сцены. Подростки проходили путь от точки, где ты ещё не знаешь, что и как сказать, до момента, когда твой текст звучит со сцены и обретает новый смысл и глубину.

Есть все основания полагать, что показанные в рамках «Эха БДФ» эскизы вырастут в спектакли, которые впишутся в этот контекст и станут ещё одним шагом в сторону зрителя. Подростков в том числе.
Ясения Громова взяла в работу сказку «Курт и рыба» (хотя вопрос – насколько можно называть сказкой социальные, сатирические произведения нашего современника, норвежца Эрленда Лу). Фамил Джавадов работал с темой буллинга. В выбранной им пьесе Влады Ольховской «Лисьи огни» рассказывается история о подростках, которых везут в загородный пансионат на перевоспитание после их издевательств над одноклассниками.

«Курт и рыба» – первая часть тетралогии про Курта, водителя портового трака. В этом цикле Эрленд Лу смешивает незатейливые истории об обычной норвежской семье со сказочными происшествиями, юмором и завуалированно проходится по таким темам, как экология, проблема мигрантов, взяточничество, культ потребления, испытание деньгами. В эскизе Ясении Громовой этой актуальной повестки нет – всё-таки это заявка на спектакль для семейного просмотра, а не социальную драму.

Главный герой истории, Курт, находит в порту огромную чудо-рыбину. Его начальник, не понимая, как быть, даёт карт-бланш – делай с чудом, что хочешь, только убери подальше. Курт отвозит рыбу домой, где его жена предлагает использовать находку: раз рыбина будет кормить семью долгие месяцы, значит, можно отправиться всей семьёй в путешествие.

Чудо-рыба в эскизе Ясении Громовой находится на сцене с самого начала, занимая бо́льшую её часть. Плоская, вырезанная из картона, обклеенная огромными конфетами из сверкающей золотой обёрточной бумаги она служит своего рода «ширмой», из-за которой появляются персонажи. Рукотворность эскиза, приёмы тотальной игры (снег – из бумаги, рыба – из картона, второстепенные персонажи – перчаточные куклы, смешные и милые) приближает этот яркий, сказочный мир к детям, показывая, как просто создать его своими руками.
Большая удача постановки – актёрский ансамбль. В роли Курта и его сына Тоже Курта – Андрей М. Иванов и Артём Лапардин. Чем-то близкие по фактуре, они – словно братья-близнецы, даром что играют отца и сына. Лёгкая, стремительная Василиса Жигунова появляется в образе Худышки Лены. Татьяна Романова – в роли жены Курта, Анны-Лизы. Её персонаж получился самым рассудительным в этой взбалмошной семейке, хоть и не без доли иронии. Интересен Сергей Зюзин в роли младшего участника этой компании, Бада. Выше всех ростом, в сдвинутой на бок кепочке, с кружкой-непроливайкой – он выдаёт самые смешные реакции с самым серьёзным лицом. Детская непосредственность его персонажа уживается с неожиданно взрослыми и прагматичными вопросами.

Эскиз выявил мотив бесцельности пути Курта и его семьи. У героев нет цели. Они путешествуют, пока есть рыба – их кормилица и «спонсор» вояжа. По пути семейке встречаются жители разных стран, с которыми они щедро делятся своим чудом (в эскизе этот момент показан через отрывание конфет от рыбы, за которыми постепенно открывается нарисованный на картоне рыбий скелет). И это почти библейское чудо – Курт кормит и сотни бразильцев, и тысячи индийцев, и рыба, следуя этой ассоциации, – чуть ли не символ веры – детской и безусловной веры в то, что ты можешь оказаться где угодно, стоит этого захотеть. Но без цели ты никогда не достигнешь желаемого.

Следуя тексту и описывая невероятные приключения героев, Ясения Громова сводит всё внимание к теме семьи. Открыв новый мир, герои возвращаются туда, откуда начали, и осознают: самое главное всегда было с ними, чудо – это они сами и их возможность быть друг у друга. Получается история не столько про Курта и рыбу, сколько про Курта и семью, что делает эскиз хорошей заявкой на тёплый, добрый, вдохновляющий спектакль для всей семьи о том, как важно помнить, что мы есть друг у друга и можем творить свой мир сами.
Сложнее говорить об эскизе Фамила Джавадова, так как он охватывает лишь половину пьесы. Тем не менее хочется надеяться, что театр возьмёт в работу этот материал.

Герои пьесы Влады Ольховской «Лисьи огни» – шесть подростков. Они агрессоры, буллеры. При этом исход пьесы даёт понять, что деление на агрессоров и жертв здесь не уместно. У тех, кто издевается, – своя боль, свои причины, которые привели их к такому поведению. И с этим драматург пытается разобраться.

Режиссёр ставит эскиз на большой сцене, оставляя её пустой. На авансцене – выставленные в ряд 6 кубов (по количеству главных персонажей). Завязка решена вставным эпизодом, которого в пьесе нет. На сцене появляется пожилая женщина, хрупкая, немощная, в потрёпанной одежде. Гадаешь, кого играет Галина Лебедева, – то ли городскую сумасшедшую, то ли бездомную. Не то и не другое. Актриса воплощает образ беззащитности и боли. Её безымянный персонаж рассказывает легенду о двух волках, которые живут в душе каждого человека: один подталкивает к агрессии, обману, подлости, второй проповедует любовь, сочувствие, сострадание. Какого волка человек будет кормить, тот и победит.

Монолог прерывается появлением главных персонажей. Под резкие биты они поднимаются из зрительного зала и буквально выталкивают пожилую женщину со сцены. Перед нами – главные герои, подростки, каждый – со своей историей. Дарья Астафьева в роли Риты выглядит нарочито вызывающе на каблуках и в мини-шортах, время от времени поигрывая перочинным ножиком и по-дворовому присаживаясь на корточки. Лера в исполнении Анастасии Божатовой – подчёркнуто сдержанная, затянутая в чёрное, что-то постоянно помечающая в ежедневнике. По взгляду и движениям понятно – в обиду себя не даст. Сергей Грищенко и Влас Стаппиев играют, соответственно, Макса и Марата, схожи своей маскулинностью, сжатой пружиной агрессии внутри, но разные по темпераменту. Женя-Паук – программист-гений (как позднее выяснится – программистка) в бесформенной чёрной толстовке и капюшоне, скрывающем до поры до времени лицо – Ангелина Савченко делает из своего персонажа угловатого, резкого подростка-изгоя. Алексей Измайлов в роли Антона похож на безумного гения, – коварная улыбка, сверкающие за стёклами очков глаза, тонкие пальцы, непрестанно вращающие кубик Рубика. Иван Жамойтин играет психолога – беспомощного учителя-недотёпу, который в этой компании – точно не в сильной позиции.
По сюжету пьесы подростков везут в некий лагерь за городом, где их ждёт исправительная программа. Ночью в глухом лесу автобус глохнет, и кто-то вспоминает легенду о Лисьих огнях, которые вспыхивают в небе, после чего именно здесь пропадают люди. В этот момент психолог исчезает, вокруг автобуса мельтешит темнота. Испуганные подростки запираются внутри и начинается самое интересное: герои «исповедуются», пытаясь понять, кто из них хуже, а, значит, кто должен быть принесён в жертву Лисице. Так выясняется, что над Ритой жестоко издевалась старшая сестра – теперь она компенсирует всю ту боль, что пришлось стерпеть. Марату пришлось забыть о карьере спортсмена после травмы позвоночника, и, чтобы его не жалели, он решил стать безжалостным к тем, кого считает слабым. Кому-то не хватает внимания и понимания со стороны родителей, кто-то, наоборот, страдает от гиперопеки и завышенных ожиданий, поэтому пытается установить свой контроль над собой и другими.

В итоге подростки понимают: Лисица среди них... Эта часть не вошла в эскиз. Не был показан финал. В пьесе он открытый: дух никого не забирает и отпускает подростков. Вот только изменятся ли они после этой встречи или продолжат жить, как прежде, – ответа на этот вопрос пока нет.

И пьеса, и эскиз переводят тему буллинга в плоскость разговора об ответственности и нравственного выбора. На чьей стороне быть – добра или зла? Какого волка кормить? За что бороться? Как не потерять себя в этой борьбе? Видится важным довести эту историю до конца, а спектакль завершать обсуждением. В школах проблемой буллинга занимаются единицы, чаще вопрос отдаётся на откуп семьи. Было бы опрометчиво считать, что театр может и должен решить эту проблему, но говорить о ней точно стоит. И разговор этот, возможно, станет той самой борьбой с волком, которую ведёт в своей душе каждый.