Тексты
Обзоры

Детский Weekend-2022 как точка опоры

Психологи говорят, что в наше неспокойное время самое главное – точка опора, что-то постоянное и неизменное. Кто-то ищет такую точку в семье, кто-то – в работе, кто-то – в общении, а кто-то– в искусстве. В марте 2022 для меня точкой опоры (и даже роста) неожиданно стал Детский Weekend «Золотой маски». 

Спектакль Питер Пэн в Кенсингтонском саду» / фото: Татьяна Шабунина

С любовью собранная кураторами Анной Казариной и Надеждой Стоевой специальная программа главной российской премии-фестиваля на сей раз оказалась какой-то удивительно живой и актуальной. Сформированная задолго до начала событий на Украине, она ощущалась глотком свежего воздуха в беспокойной, задыхающейся от тревоги и стресса Москве. Не потому, что помогала «отстраниться от реальности», а потому, что предлагала другой взгляд и иную степень включенности. Простые и сложные, тихие и громкие, профессиональные и «любительские» спектакли Детского Weekend’а рассказывали о самом главном – жизни, взрослении, любви и даже смерти – куда полнее и доходчивее любых новостей. Неслучайно многие из них спровоцировали настоящие дискуссии и – будем надеяться – привели к тому, на что прежде всего и рассчитаны, а именно искренние и честные семейные разговоры.

Спектаклей, которые могли вызвать детей и родителей на открытый диалог, в программе было немало (если не явное большинство). Это и изысканный «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» Романа Феодори и Ярославы Пулинович из Красноярска, поставленный в жанре не красивой сказки, но мистерии о тотальном одиночестве. И «Немножко СЛИШКОМ одиноко» Петра Чижова и Ксении Ярош из Петербурга – формально спектакль Большого театра кукол представляет собой историю переписки великой Астрид Линдгрен с простой шведской школьницей, но по факту это скорее разговор про права ребенка. И «Шапку надень» Татьяны Павловой из Екатеринбурга, точкой отсчета которого стала история побега из дома девочки-подростка, а в спектакле Молодежный народный театр «Игра» рефлексирует конфликт поколений. И даже специальный проект Детского Weekendа этого года – театральная лаборатория «Нескучная классика» Марфы Горвиц, превратившаяся в более чем ироничное осмысление роли классиков в нашей жизни.  

Спектакль  «Море. Звезды. Олеандр» / фото: Андрей Павлушин


Но лично я, как только была опубликована программа Weekend’а, сразу выделила для себя несколько наиболее интересных спектаклей, которые в итоге и прозвучали для меня наиболее громко. В первую очередь, это «Море. Звезды. Олеандр» Веры Поповой и Марии Малухиной, про который мы уже писали в «Недоросле». Но если летом-2021 предельно простой, лаконичный и даже лапидарный по форме и содержанию спектакль Рязанского ТЮЗа про девочку, случайно ставшую свидетельницей попытки изнасилования школьницы, приведшей к непредумышленному убийству, казался всего лишь современной историей про будни обычных подростков, вынужденных принимать главное решение в жизни и совершать непростой моральный выбор, то весной-2022 он воспринимается в большой степени как история про невидимость, апатию и невозможность сделать какой бы то ни было выбор в принципе. А царящая на сцене темнота и тихие голоса актрис, которые почти все время говорят шепотом, только усиливает ощущение общего ужаса от происходящего.

Спектакль  «Мальчики» / фото: Валентина Копалова

Другой мой фаворит нынешнего театрального сезона – «Мальчики» Артема Терехина из новосибирского «Глобуса» на фоне нынешних событий, наоборот, приобретают еще больший космизм и окончательно отрываются от советской реальности, в контексте которой воспринимались многими на осенней премьере. Крепкая мужская дружба, тонко срифмованная режиссером с идеями свободы, равенства и братства, кажется теперь чем-то более важным и основополагающим, чем просто отношения провинциальных крапивинских мальчишек. А нежность и чувственность этого поэтичного спектакля про слепоту и прозрение, воздушных змеев и путешествия, страх и бесстрашие вкупе с понятным абсолютно всем абсурдным юмором становятся лекарством от чудовищной прозы жизни, чем-то вроде театральных «йода и бинтов», как написала одна из зрительниц. 

Спектакль «Квадрат» / фото: Татьяна Никишина

Еще более актуальным оказался последний, завершающий спектакль программы – «Квадрат» Дмитрия Крестьянкина и «Плохого театра» из Петербурга, прозвучавший как своеобразный аккорд ко всему Детскому Weekend’у. Жанр этого хулиганского, полного драйва, немного прямолинейного спектакля определен авторами как «сторителлинг, который мы заслужили». Сочиненная выпускником РГИСИ, актером и режиссером, много работающим с непрофессионалами, в том числе так называемыми «трудными подростками», история про 90-е явно автобиографична и, что называется, «основана на реальных событиях», но на абсолютную правду не претендует. Документальная составляющая (продовольственный дефицит, семейные разборки, алкоголь, наркотики, первые влюбленности и прочий рок-н-ролл) спектакля довольно сильна, но по сути это, конечно, никакой не свидетельский театр, а вольная фантазия на тему.

Именно поэтому в жизнь пятерых тульских приятелей на сломе эпох можно так легко войти и выйти: абсолютно открытая структура спектакля, где распределенный между пятью актерами нарратив чередуется с музыкальными паузами, а обозначенный небольшим куском картона квадрат периодически превращается в танцпол, позволяет зрителям в буквально смысле врываться в действие и переживать услышанное и увиденное в буйных дискотечных танцах. Это одновременно снижает эффект и пафос всего изложенного (ужасного в 1990-х было много, ненамного меньше, чем теперь), дает зрителям физическую разрядку и помогает навести мосты в 2020-е, которые постоянно строит сам автор повествования. Неслучайно на сцене одновременно оказываются и современные подростки, и их родители, для которых, в первую очередь, и предназначен этот честный, ничем не притворяющийся крепкий мужской спектакль. В котором мне при всех его очевидных достоинствах не хватило тонкости и «другого» взгляда.

Спектакль «Микрохи» / фото: Александра Данилова

Зато в еще одном – в каком-то смысле уникальном – спектакле Детского Weekend’а было и обилие точек зрения, и нестандартные ходы, и максимально возможное обаяние. Речь о казанском «Педсовете», представляющем собой квинтэссенцию идей теперь уже популярного в мире «театра горожан». В этом, все еще редком на нашей почве, жанре нет профессиональных актеров, зато есть «простые» люди, которые объединяются в ходе специальных упражнений и тренингов и в театральной форме рассказывают о себе, своих болях и радостях. Нетрудно догадаться, что героинями (и одним героем) спектакля стали учителя казанских школ, которые рассказывают о своих татуировках и мечтах, проблемах с учебной нагрузкой и низких зарплатах, выгорании и отсутствии личной жизни. Но при этом спектакль у них получается светлый и дающий голос каждому: при желании зрители могут сыграть в quiz по географии и проголосовать, выйти к микрофону и признаться в любви к своим учителям.

Такой живой, интерактивный, современный формат тут же находит отклик у зрителей всех возрастов, и они охотно включаются в игру. Более того, я лично слышала, как несколько школьников задумались о том, как и чем живут их собственные учителя, а одна мама пообещала быть терпимее к школьному завучу. Понятно, что ни один, даже самый замечательный спектакль в мире не может мгновенно изменить чьи-то установки и поведение, но как же здорово, когда о важном говорят вместе, без сантиментов и агрессии, с очевидным желанием не просто высказаться, но и быть услышанным. По моему глубочайшему убеждению, именно такой театр и нужен нам сегодня – театр-форум, театр-диспут, театр-высказывание. Программеры нынешнего Детского Weekend’а подтверждают эту нехитрую мысль, обращаясь к совершенно разным форматам и формам, но не допуская фальши и «псевдотеатральности».