Тексты
Обзоры

Культурный котел «Карусели сказок»: чувашский фольклор, марийские духи и «мордовский Рафаэль»

II Международный фестиваль театров кукол «Карусель сказок» прошел с 10 по 16 октября в Чебоксарах на площадке Чувашского государственного театра кукол. 

Спектакль «Снежная королева» / фото пресс-служба фестиваля

Самым запоминающимся спектаклем из включенных в программу фестиваля принимающей стороной (Чувашским театром кукол) стала «Снежная королева». Классический сюжет в постановке Светланы Дорожко стал не только историей о преодолевающей все любви Герды, но и щемящим рассказом о двух заброшенных родителями подростках – принце и Маленькой Разбойнице. Оба персонажа получили индивидуальную манеру речи, в которой нашла выражение их внутренняя драма. Принц оказался гиперактивным мальчиком, которому не с кем поиграть, и он взрывается от неизрасходованной энергии, окруженный бесконечными дворцовыми правилами, жестким распорядком дня и постоянным вниманием строгой сестры. А Маленькая Разбойница – девочка, задавленная страхом быть изгнанной из семьи, не оправдать доверие родителей-разбойников. И злится она лишь для того, чтобы быть «правильной» в глазах банды и скрыть страх, а вовсе не по требованию собственного сердца.

Благодаря видеопроекции, широко используемой в спектакле, пространство обрело дополнительное художественное измерение, визуальную глубину. Крыши датского города, где живут главные герои, карета, на которой Герда приезжает к засаде разбойников, и, наконец, ангелы, прилетевшие на помощь девочке в момент наивысшего отчаяния на пути ко дворцу Снежной Королевы – красота, созданная по замыслу художника-постановщика Александра Алексеева, становится живыми, движущимися иллюстрациями, создающими сказку не только услышанную, но и зримую, хорошо понятную каждому ребенку.
Хорошо понятная детям история показана и в бэби-спектакле «Птицы» режиссера Григория Лайко. Наблюдая за жизнью птичьего гнезда, дети узнают, как непросто прокормить пронзительно кричащего птенца, как трудно научиться летать и какие опасности подстерегают птиц на земле. Небольшие отрывки стихов из школьной программы рассказывают о смене времен года, а в остальном бессловесный спектакль становится тихим, спокойным, прекрасным танцем жизни. Актеры очень неторопливо перемещают кукол, сосредоточившись на самом процессе движения и на его рисунке, на негромких звуках (кроме птенца, никто сильно не шумит), в которых проявляет себя живое.

Спектакль «Голубка» / фото пресс-служба фестиваля

«Голубка» Юрия Филиппова – это мюзикл, поставленный по авторской чувашской сказке на фольклорном материале с использованием планшетных кукол и масок актерами живого плана. Волшебник, называющий себя «хозяином земли», украл у старика дубину и угрозами вырвал у него обещание отдать взамен за необходимое оружие одну из своих дочерей. Когда отец пришел домой и рассказал все дочкам, старшая, Виремли, отказалась ехать в подземное царство, а ее младшая сестра Саламби согласилась ради благополучия семьи на просьбу отца. И приехавшие сваты тоже выбрали в невесты Саламби как более трудолюбивую. Некоторое время все жили в радости и достатке, но позже Виремли решила проведать младшую сестру. Увидев подземный дворец и богатство Саламби, Виремли позавидовала и решила все забрать себе. Она взяла у Саламби в бане сына на руки и вошла в дом как хозяйка, воспользовавшись сходством с сестрой. А волшебный муж Саламби оказался простоват и не заметил подмены. Но ребенок с тех пор постоянно плакал и его мать, обернувшись голубкой, прилетала к младенцу и баюкала. Со временем волшебник все же сообразил, что произошло нечто нехорошее, сумел разгадать загадку гадалки и вернуть всех на свои места.

Спектакль «Пой, курай! Играй, Шомбай!» / фото пресс-служба фестиваля

В программе фестиваля был еще один спектакль, созданный совместно режиссером Светланой Дорожко и художником Александром Алексеевым. Это музыкальная сказка «Пой, курай! Играй, Шомбай!» – постановка Татарского государственного театра кукол «Экият». Сюжет здесь построен не как единая сказочная история, а как сборник татарских народных сказок. У каждого из пяти актеров свой инструмент, у каждого инструмента – уникальный голос, собственная сказка. Курай (разновидность флейты), ударные деф и думбра, струнные гусли и кыл-кубыз устраивают между собой соревнование, рассказывая поучительные истории о глупом богаче и свободолюбивом соловье, о трудолюбивой Зухре, которую месяц забрал на небо от жестокой мачехи, находчивом Шомбае, проучившем скупых хозяев, и других персонажах. Соревнование предсказуемо завершается прекращением спора, пониманием важности и красоты каждого инструмента. Стремление Алексеева к выразительным, насыщенным, радостным цветам в этом спектакле находит воплощение не в видеопроекции, а в многообразии красок национального костюма. 

Спектакль «Собака» / фото пресс-служба фестиваля

Спектакль «Собака» Актюбинского театра кукол «Алакай» (Казахстан) запоминается, в первую очередь, ракурсом взгляда на пространство: зритель видит почти все происходящее глазами собаки. Большую часть действия мы видим лишь ноги персонажей и только в нескольких сценах, где собака отсутствует, двигаются и общаются туловища людей. Есть в спектакле и приемы театра теней, замечательно передающие настроение эпизода с ночным покушением на убийство. На фоне бесхитростного сюжета о дружбе мальчика с собакой и жизни грузинской деревни во время войны особенно интересно наблюдать за режиссерским поиском средств выразительности в театре кукол. Остранение, выход из привычных шаблонов восприятия позволяет по-новому осознать общечеловеческие темы и мотивации поступков персонажей: грубость и милосердие, готовность отстаивать свои принципы до предела и вынужденный конформизм, коллективный страх маленького села перед болезнью и предательство, первое самостоятельное решение мальчика, угасание старости, хрупкость мира и таинство смерти. И конечно, грузинская песня в финале рождает ощущение непокорности жизни, ее неподвластности войне в своем извечном циклическом ритме.

Спектакль «Марьино поле» / фото пресс-служба фестиваля

«Марьино поле» Ульяновского театра кукол (Димитровградский филиал) – это еще один разговор о войне, но с другой позиции. И здесь война тоже фон мирной жизни, но не как факт или процесс, а как воспоминание длиной в судьбу, бесконечно повторяющееся эхо… Три старухи, уже живущие сто лет на свете, все продолжают ждать своих мужей с войны. Уж больше полувека прошло с победного 9 мая, и смерть дышит одной из старух в затылок, и гроб она примеряет – а нежные сны о возвращении любимого по-прежнему беспокоят и зовут на вокзал, сердце рвется встречать победителей. Так и отправились подруги в последнее путешествие, прихватив с собой корову. Видят, что на месте, где стояла когда-то железнодорожная станция, уже давно стоит большая вода, но бесстрашно плывут куда-то. И таким образом незаметно для себя пересекают границу миров. Но и там, в пространстве, живущем по совершенно иным законам, продолжают искать своих, не особенно отвлекаясь на местные чудеса и не сдаваясь мороку. А в конце пути одна из старух встретится с самой Смертью, чтобы попросить для себя право на еще сто лет ожидания мужа с войны. Обычный персонаж в этот момент поднимается до уровня общечеловеческого символа.

Художественная часть спектакля довольно проста, но там есть точно схваченный образ. Куклы старух – это деревянные ложки, вставленные в небольшие глиняные кринки. Героини уже давно потеряли лица и за долгую жизнь настолько плотно вросли в землю, что почти стали с ней одним целым. Режиссер, художник и актриса этого моноспектакля Наталья Крамер выбрала верную интонацию, в которой лиричность истории хорошо сочетается с отстраненностью сказа, умением сделать шаг в сторону от педалирования какой-либо эмоции у зрителя.

Жанр спектакля «Йуд орол» («Ночной караул») Республиканского театра кукол республики Марий Эл определен как «этнофутуристическая мистерия». Мистерия здесь – это история путешествия человека к собственной сути через прозрения. Они приходят во время общения с духами, которыми полна заброшенная деревня, малая родина Олеша. Мужчина и сам отчетливо не осознает, зачем его сюда занесло. Все жизненные пути кажутся закрытыми или бессмысленными, и в полной безнадежности Олеш решает вернуться к исходной точке, заночевать в пустом доме детства. Гостя встречает ночной караул – духи, собравшиеся на дежурство, чтобы охранять деревню от пожара. Хотя здесь больше не живут люди, духи не могут позволить домам гореть, так крепка их связь с деревней. И растерянный, обессилевший человек тоже дорог им как давний друг, пусть и забывший об этой дружбе. Духи стараются разбудить воспоминания Олеша с помощью ритуальных танцев и историй о детстве. Постепенно контакт налаживается, и к мужчине начинают возвращаться невыполненные обещания, забытые страхи и желания. Принятие себя со всеми слабостями и заброшенными в дальний угол памяти мечтами, а также детского опыта общения с духами во всей его рациональной необъяснимости помогает Олешу заново научиться чувствовать радость и думать о новых дорогах.

А «этнофутуризм» – уникальная форма спектакля, сочетающая в себе аутентичные предметы быта, заботливо собранные режиссером-постановщиком Алексеем Ямаевым, марийские народные песни в обработке композитора Григория Архипова и звучание современных музыкальных инструментов, ритуальные маски и завораживающую пластику танца духов со светом неонового кита в финале, когда Олеш встречается с забытыми мечтами. Тревожные, капающие, стучащие звуки, составляющие музыкальную ткань спектакля, выводят сознание из привычного состояния, делая границу между мирами людей и духов очень зыбкой и подобную встречу с собственными мечтами вполне возможной. Понятно, что ни маски, ни рисунок танца, ни даже предметы быта не могут быть аутентичными на сто процентов – что-то обреталось в долгих поисках, что-то приходилось дорабатывать самим. Это взгляд на традицию из настоящего, взгляд любящий и вдумчивый. К «Йуд оролу» хочется возвращаться и пересматривать предельно внимательно, будучи уже свободным от потрясения, эмоциональной переполненности, вызванной первым глубоким погружением в едва знакомую до этого по статьям культуру марийцев.

Спектакль «Певец народной красоты» / фото пресс-служба фестиваля

Спектакль Государственного театра кукол Республики Мордовия «Певец народной красоты» режиссера Лилии Шаховой – пожалуй, единственная постановка в программе фестиваля, что несет в себе не только эстетический, но и четкий просветительский заряд. Зрители узнают биографию талантливого мордовского художника Федота Васильевича Сычкова и одновременно могут познакомиться с его картинами (в оформлении спектакля использовано несколько десятков репродукций работ художника). В сюжете отражен самый драматичный период жизни «мордовского Рафаэля» – приезд Сычкова на малую родину после революции и трудный путь к новому признанию. В прозаическую речь героев периодически врывается поэзия – звучат стихи Ахматовой, Блока, Пастернака и других поэтов Серебряного века. К сожалению, звучат неудачно: актерам не всегда хватает чуткости к ритму и содержанию стиха, из-за интонационных и ритмических неточностей теряется смысл строк. При четко осознаваемой образовательной цели спектакля эта сторона дела требует самого пристального внимания и постоянной актерской работы.
Спектакль Владимирского областного театра кукол «Лисичка-сестричка и серый волк» при всей, казалось бы, простоте и заезженности сказочного сюжета способен удивить зрителя. Елена Шемет (режиссер и художник-постановщик) создала уютный сказочный мирок с большой любовью к деталям. Очень выразительные штоковые марионетки дедушки и бабушки, у которых каждый поворот и наклон головы значим, высушенные косточки, ставшие в спектакле пирожками – все настолько теплое, что хочется непременно потрогать, собственными руками ощутить, как это сделано. Исполнители (Сергей Ерофеев и Артем Никифоров) тоже приносят в спектакль много собственного тепла: актеры существуют на сцене в столь живом диалоге, что рождается радостное ощущение импровизации.

«Карусель сказок» замечательно справляется с основной задачей международных театральных фестивалей – быть культурным котлом, где встречаются не похожие друг на друга национальности, сюжеты и театральная эстетика, перерождаясь в нечто необычное, ранее не существовавшее. Широкий диапазон тем – от классических детских сказок до откровенных разговоров о войне, смерти и духовной инициации героя – делают фестиваль удивительно ярким, насыщенным, разносторонним событием. Разбор впечатлений становится большой внутренней работой, которая может длиться неделями и месяцами. И с этим опытом легко двигаться вперед, открывая новые пути в театре и в себе.