Тексты
Портреты

90 лет МОГТЮЗу: Миры детства

25 октября Московский областной государственный Театр Юного Зрителя празднует свое 90-летие. «Недоросль» Попросил сотрудников пресс-службы театра рассказать об истории и современности МОГТЮЗа


I.В 1930 году при Московском театре юного зрителя был организован Деревенский сектор, перед которым поставили задачу познакомить с искусством молодежь сельских районов столичной области. В итоге организовали две труппы, которые показывали спектакли в районных центрах и в самых удаленных уголках Подмосковья, в больших клубах и под открытым небом, на площадке, в которую превращался кузов грузовика. Датой своего рождения театр считает 25 октября – именно в этот день состоялось его первое представление «Морская собака» О.К. Кузьминской. В то время это был единственный передвижной театр юного зрителя в Советском Союзе.

Колхозные ребята едут на спектакль,1931г
Колхозные ребята едут на спектакль,1931

2. В 1932 году Передвижной сектор Московского ТЮЗа вырос в самостоятельный «Театр пролетарских ребят». В коллектив пришли новые актеры, были приглашены высококвалифицированные режиссеры: Б. Балабан, И. Толчанов, С. Владычанский, Л. Готлиб. Вокруг театра собрался творческий актив писателей, художников – М. Шипулин, В. Андриевич, С. Кофман, А. Талдыкин и композиторов: М. Робер, Н. Басилов. С этого времени в театре началась плодотворная работа по овладению более сложным драматургическим материалом. Первым шагом в этом направлении стала постановка пьесы «Суровые дни» А. Венедиктова.

«Кот в сапогах» П.Г. Маляревского. Постановка В.Н. Токарева
«Кот в сапогах» П.Г. Маляревского. Постановка В.Н. Токарева

3. Зимой 1936 года Московский областной Театр пролетарских ребят был переименован в Московский областной театр юного зрителя. Художественное руководство взял на себя режиссер и известный педагог Михаил Соломонович Кисиц – один из основателей Ленинградского ТЮЗа. В театр пришли два режиссера, муж и жена, Владимир Васильевич и Евгения Гавриловна Тезавровские. Приход в коллектив профессионалов, прежде всего, обогатил классический репертуар театра.

Коллектив стал смелее браться за сложные по материалу, разные по стилю и жанру пьесы: «Голубое и розовое» (1939) А. Бруштейн, «Слуга двух господ» (1940) К. Гольдони, «Романтики» Э. Ростана. МОТЮЗ первым из театров показал любимого героя тогдашних ребят – Павлика Морозова. Пьеса «Пионер Павел Морозов» (1939) А. Яковлева была написана драматургом в содружестве с театральным коллективом. Создавать спектакль помогала и Татьяна Морозова – мать Павла. По приглашению театра она приезжала в МосквуЭта постановка стала первым опытом работы с драматургическим материалом, основанным на реальных событиях.

Мать пионера Павла Морозова – Т.С. Морозова и драматург А.С. Яковлев среди коллектива МОТЮЗ, 1940 г.
Мать пионера Павла Морозова – Т.С. Морозова и драматург А.С. Яковлев среди коллектива МОТЮЗ, 1940 г.

4.Серьезным испытанием для творческого коллектива стали годы Великой Отечественной войны. Московский областной ТЮЗ был единственным детским театром, не уехавшим в эвакуацию. Он продолжал работать, обслуживая не только детей, но и взрослых. Некоторое количество спектаклей театр давал в помещении Центрального ТЮЗа (переулок Садовских, д. 10), остальное время ездил по области.

Художественное руководство театром осуществлял В.В. Тезавровский. В первый год войны театр дал 300 спектаклей, свыше 100 концертов в воинских частях и госпиталях. Первая премьера, подготовленная в условиях войны, вышла в декабре 1941 года – это комедия В.А. Дыховичного «Свадебное путешествие». В репертуаре: «Ураган» А.С. Яковлева, «Братишка» В.А. Дыховичного, «Кот в сапогах» и «Меч Китая» П.Г. Маляревского, «На заре туманной юности» Н.Я. Шестакова, «Илья Муромец» П.А. Павленко и С.А. Радзинского, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Красная шапочка» Е.Л. Шварц и другие.

5. Период активного развития ТЮЗ переживает с приходом главного режиссера, педагога, художественного руководителя – Виталии Семеновны Фридман. Принятая в 1947 году в театр очередным режиссером, она остается и не покидает его на протяжении почти четырех десятилетий (1947-1986). Благодаря ее неимоверной работоспособности, смелости, фантазии, профессионализму Московский областной ТЮЗ стал входить в пятерку лучших театров страны. Виталия Семеновна вывела на сцену живой оркестр, принимающий участие в спектаклях. В театре появилось уникальное световое оборудование, позволявшее делать световой занавес (подобное в то время было только в нашем театре и в Театре на Таганке). Афиши театра рисовали победители конкурса художников-плакатистов СССР.

В.С. Фридман с оркестром на репетиции, 1975 г.
В.С. Фридман с оркестром на репетиции, 1975 г.

6.Основу репертуара МОТЮЗа составляли оригинальные произведения. Виталия Фридман много работала с современными авторами. В результате творческого общения с писателем Львом Кассилем были написаны две пьесы для театра «Чаша гладиатора» (1963) и «Великое противостояние» (1969). С Сергеем Михалковым в 1967 году она поставила «Дядю Степу» – первый детский мюзикл в Советском Союзе. Впервые в истории русской драматической сцены в 1970 году Московским областным театром юного зрителя была осуществлена постановка спектакля «Слово о полку Игореве» по одноименной гениальной поэме и русским летописям. С Василием Аксеновым был сделан спектакль «География любви» (1974). Узнав, что Игорь Стравинский написал пьесу по двум сказкам А. Афанасьева и музыку к ней, Виталия Семеновна нашла ее и – впервые в СССР – поставила на сцене. Так в 1979 году появился спектакль «История солдата» Игоря Стравинского. Спектакли «Квадратура круга» (1977) и «Белеет парус одинокий» (1981) Фридман выпустила вместе с Валентином Катаевым. В творческом партнерстве с журналистом-международником, публицистом и драматургом Василием Чичковым был создан спектакль «Бледнолицые» (1980) по мотивам древней легенды индейцев племени майя.

В.С. Фридман на рабочем месте
В.С. Фридман на рабочем месте

7. В 1987 году труппу Московского областного ТЮЗа возглавил новый художественный руководитель – режиссер Владимир Салюк, ученик и соратник Олега Ефремова. При нем создали «малую сцену», которая была оборудована по специальному заказу художниками Л. Наголовой и М. Курченко. Владимиром Петровичем были выпущены спектакли: «Настасья Филипповна» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот», «На дне» М. Горького, «Сотворившая чудо» У. Гибсона, «Глоток свободы» Б. Окуджавы и другие. В это же время в театре ставят свои спектакли режиссеры Валерий Якунин («Юдифь с головой Олоферна» М. Богомольный, «Как Иван-дурак женился» Н. Гернет), Елена Шелагина («Романтики» Э. Ростана, «Сказки для тигренка» Д. Биссет), Игорь Кучер («Бэмби» Ф. Зальтен). 

8. В 1993 году на должность главного режиссера пригласили Александра Каневского – руководителя курса мюзикла колледжа им. Гнесиных. Вместе со своим мэтром в ТЮЗ пришли и его выпускники – 14 человек, талантливая молодежь с вокальной и хореографической подготовкой, и жизнь в театре зазвучала по-новому. В афишу театра вошли дипломные спектакли гнесинцев «Целуй меня, Кэт» – знаменитый американский мюзикл К. Портера по «Укрощению строптивой» В. Шекспира, «Веселые нищие» по одноименной балладе Роберта Бернса и музыкальная программа «Шоу на пароходе» – сцены из лучших мировых и российских мюзиклов и оперетт.

9. В Новой России
 Екатерина Дмитриевская: «Почти 30 лет назад я работала в МОТЮЗе, что в Царицыно. И вот тогда 12 июня отмечали День независимости России. Перед дневным спектаклем мы устроили День Тома Сойера. Я сочинила нехитрый сценарий, по которому в стаю юных зрителей врывалась Тётя Полли (Галина Кузнецова) и умоляла помочь в поисках Тома. Детей разделили на два потока и они должны были облазить театр, побывать в цехах, и потом оказаться в пещере (на Малой сцене), где в сундуке нашли сокровище -- краски, фломастеры, чтобы красить заборы в фойе. Было очень весело. Авторы лучшего рисунка на заборе получили призы -- каждый по книжке Марка Твена. На вопрос корреспондента Вестей, почему в день независимости России, театр отмечает День Тома Сойера, наш директор ответил: «Потому, что Том был независимым человеком».


10. В 2000-е годы театр возглавляла директор Надежда Геннадьевна Кузина. Она являлась разработчиком многочисленных культурно-образовательных проектов и программ театра: «Сказки, мифы и легенды народов мира», «Театр детства, отрочества и юности. Шаги в новое тысячелетие», «Музеи Москвы и Подмосковья, музеи России, музеи стран мира» (спектакли игрались в мемориальных усадебных и музейных интерьерах). Особое место в деятельности МОГТЮЗа занимал Международный театральный проект «Дорогами фронтовых бригад», реализуемый с июня 2005 года совместно с Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Театром впервые был получен государственный заказ Правительства Московской области на постановку пьесы известного белорусского драматурга Алексея Дударева «Не покидай меня». Премьерный показ состоялся в 2006 году в музее в дни юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Московской битвы. Пресса по достоинству оценила новую постановку театра, отметив большую роль проекта в патриотическом воспитании молодежи.

11. В 2014 году открылась новая страница в истории Московского областного государственного театра юного зрителя. Губернатором Московской области Андреем Воробьевым на пост художественного руководителя была назначена заслуженная артистка России Нонна Гришаева, которая не только сохранила лучшие традиции ТЮЗа, но и привнесла свежую творческую волну. 
Нонна Гришаева пополнила коллектив талантливыми молодыми артистами
 и сформировала новый репертуар, который, помимо спектаклей для самых юных зрителей, включил в себя постановки для подростков по произведениям школьной программы, а также музыкальные спектакли. Она привлекла к сотрудничеству в постановочной деятельности ведущих мастеров театрального искусства: режиссеров, художников, композиторов и хореографов. Первой масштабной премьерой в обновленном театре стал волшебный музыкальный спектакль «Леди Совершенство» на сюжет знаменитого фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» по мотивам сказки П. Трэверс. Спектакль поставил заслуженный деятель искусств России режиссер Михаил Борисов.

«Леди Совершенство», режиссер - М.Борисов
«Леди Совершенство», режиссер - М.Борисов

12. В 2016-м году в театр пришла Александра Никитина, которая возглавила Зрительский клуб, где читают современные тексты российских и зарубежных авторов и устраивают обсуждения, разговаривают и пишут о спектаклях, играют в творческие игры и путешествуют по театральному закулисью, проводят мастер-классы и «Конкурс зрительских рецензий». В сезоне 2020-2021 впервые в программе Зрительских клубов представлены самостоятельные проекты артистов театра, посвященные самым разным темам, среди которых тайны памяти, миры фэнтези, детство театрального искусства, пространство человеческих чувств и диалоги о самопознании, детство в русской классической литературе и многое другое. «Клуб зрителей МОГТЮЗ – место встречи людей, любящих театр, тех, кто в нем работает, и тех, кто приходит на спектакли. Это еще одна возможность для сотрудников театра и зрителей пообщаться, поговорить о важном и интересном теперь уже вне зрительного зала, узнать получше своих детей и самих себя», - рассказывают о Клубе его создатели.

Александра Никитина
Александра Никитина

13. Сегодня Московский областной ТЮЗ живет активной творческой жизнью. Диапазон его репертуара широк и разнообразен – в нем 28 разных по жанру и стилю произведений для зрителей всех возрастов. Театр представляет свои спектакли на гастролях в городах России и за ее пределами, а также является участником многочисленных фестивалей, по итогам которых по праву удостаивается дипломов и благодарностей. Первой премьерой 2020 года стала постановка режиссера Ирины Пахомовой – «Спящая красавица» в стиле стимпанк. В содружестве с художником Яниной Куштевской был создан удивительный сценический мир, в котором фантастически красиво сочетаются прошлое и будущее. Аранжировки к спектаклю написаны по музыкальным композициям Григория Гладкова, автора оригинальной музыки к фильму «Сказки старого волшебника».

«Спящая красавица», режиссер - И.Пахомова, 2020
«Спящая красавица», режиссер - И.Пахомова, 2020