Тексты
Обзоры

FESTIVAL NOËL AU THÉÂTRE: новогоднее театральное чудо

В прошлом году по понятным причинам традиционный Брюссельский Новогодний фестиваль театра для детей и подростков был отменен, но в этом году, несмотря на все препятствия и ограничения, он все-таки состоялся. Подробнее о нем – в специальном репортаже Ники Пархомовской, которая по приглашению организаторов побывала на январской части FESTIVAL NOËL AU THÉÂTRE.

Спектакль «Дис значит Дис» / официальный сайт фестиваля

О дивный новый мир

Когда я впервые приехала на Брюссельский Новогодний фестиваль в декабре 2019, никто и представить не мог, что совсем скоро границы закроются, гастроли прекратятся, а мир накроет волна коронавируса. На том фестивале было много игровых и игривых детских спектаклей; милых, но необязательных; симпатичных, но ничего не проблематизирующих. Совсем другое дело сейчас.

Дело даже не в том, что наученная опытом 2019 года, я решила прицельно смотреть лишь наиболее интересные лично мне спектакли для young adults и подростков, а в том, что мир и вместе с ним театр, похоже, действительно сильно изменились за два пандемийных года. Во-первых, чтобы попасть в театр, теперь недостаточно купить билет или получить приглашение: перед спектаклем обязательно нужно показать так называемый ковид-пасс, без которого в столице Бельгии (да и в большинстве городов Европы) просто никуда: ни в музей, ни в ресторан. Во-вторых, любимый бельгийцами фестиваль, который хорошо знают за пределами Брюсселя, в самый последний момент оказался под серьезной угрозой: культурные власти страны решили отменить все публичные мероприятия на фоне распространения омикрон-штамма, и только публичные протесты продюсеров и художников спасли положение.

Так или иначе фестиваль, пусть с постоянной корректировкой программы и полной отменой всех нетеатральных публичных мероприятий, в том числе профессиональной программы для кураторов и менеджеров, все-таки состоялся. Более того, качество представленных на нем спектаклей на сей раз оказалось необыкновенно высоким. Из шести постановок, которые мне удалось посмотреть, практически все так или иначе поднимали такие важные темы современного мира, как миграция и депрессия, самоубийство родителей и неуверенность подростков, ранимость и забота, чуждость и ненужность. При этом ни в одном спектакле не было манифестарности и назидательности: сложные темы вскрывались не прямо и в лоб, а тонко, подчас исподволь, порой они просто обозначались и вызывали желание поговорить. В этом смысле тем более обидно, что все обсуждения после спектаклей тоже пришлось отменить, хотя, с другой стороны, возможно это спровоцировало больше чисто семейных бесед, ведь в основном зрителями фестиваля были родители с детьми разного возраста.  

Еще одна особенность этого года – переполненные залы и живейшая реакция в процессе просмотра. Помню, что на фестивале двухлетней давности, как это иногда бывает на театральных смотрах с участием профессионалов, возникало чувство неловкости и некоторой избыточности, даже ненужности широкому зрителю того, что смотрят и обсуждают в кулуарах избранные специалисты по детскому театру. Совершенно другое впечатление сложилось у меня на сей раз: FESTIVAL NOËL AU THÉÂTRE очевидно необходим и востребован, зритель прямо-таки жаждет общаться на острые темы, предложенные художниками. Неслучайно, наверное, после спектаклей публика еще долго аплодировала и не отпускала артистов, а потом оставалась в театральных барах, чтобы поговорить про увиденное (иногда вместе с создателями спектаклей). В итоге едва ли не впервые за последнее время у меня возникло ощущение небесполезности театра, более того, его реальной, а не выдуманной театроведами и театральными критиками, актуальности.

Прелесть в разнообразии

Спектакль «Граница» / официальный сайт фестиваля

Что касается собственно спектаклей, то все они были очень разные. Первым я посмотрела проект «Граница» (Frontera) «Театра в четыре руки» (Theatre Des 4 Mains), родившийся в результате лаборатории и созданный специально для фестиваля. Четверо артистов, двое из которых мигранты, разыгрывают предельно простую и нежную историю про некую границу, которая мешает свободно передвигаться по Европе людям не с тем гражданством или цветом кожи. Но так, как видно из спектакля, было не всегда: раньше человечество было одним целым и не придумывало себе лишних проблем. Авторы не призывают вернуться к прежнему порядку и вообще ни к чему не призывают, они просто чередуют сценки в жанре стендапа с клоунадой, работой с предметом, хореографическими зарисовками. Публика наблюдает за их почти часовым шоу во всех мыслимых театральных форматах, затаив дыхание – настолько оно трогает и детей, и взрослых. Жаль только, что в зале практически нет зрителей-мигрантов, но зато как минимум у одного из артистов, еще не имеющего бельгийского гражданства, появляется шанс на безопасное и цивилизованное будущее.  

Спекталь «Труп»/ официальный сайт фестиваля

Мой второй спектакль фестиваля – куда более разговорный, но не менее актуальный. Уже в самом начале мы оказываемся в зале прощаний с гробом посередине, и так до самого конца и будем в нем находиться. В постановке с веселеньким названием «Труп» (Carcasse) «Театра де ла Гимбард» (Theatre de la Guimbarde) комичный, даже немного эксцентричный служитель бюро похоронных услуг отвечает за гэги и юмор, а трое взрослых детей, вечно ссорящиеся старшие брат и сестра и совсем еще юный младший брат-подросток, безуспешно пытающиеся похоронить отца, – за выяснение отношений, разговоры на повышенных тонах, семейные разборки и крики. Гроб никак не желает укатиться восвояси, а печальная церемония завершиться. Но тут младшенький, папин любимчик, путешественник и заядлый турист, неспособный нигде осесть и ни к чему отнестись серьезно, вдруг узнает, что отец вовсе не умер при загадочных обстоятельствах, а покончил с собой. Немая сцена, семейное братание, занавес. И вывод, что лучше пытаться честно все проговорить при жизни, чем добиваться абстрактной (да и нужной ли?) правды после смерти.

Тема необходимости честного диалога между детьми и родителями – в основе другого «проблемного» спектакля для взрослых и старших школьников «Жожо исчез» (Jojo a disparu) театральной компании «Вскружить голову» (Cie La Tete a L’Envers), также созданного по заказу фестиваля. Показанный в роскошном театрально-концертном зале культурного центра Woubilis в одном из предместий Брюсселя, спектакль вызвал настоящий ажиотаж, несмотря на изрядную удаленность площадки. История про пропавшего мальчика-подростка разыгрывается безо всякого его участия тремя взрослыми актерами с помощью видео, визуальных эффектов, скромных, но чрезвычайно образных декораций, отличных костюмов и суперпрофессиональной игры. Это такой высококачественный постдраматический театр, где нет прямолинейного нарратива и последовательного сюжета, но есть множество точек зрения на один-единственный факт. Как итог часового, насыщенного фактами и эмоциями действия, – открытый финал, из которого мы так и не узнаем, куда же исчез Жожо, но, главное, поймем, что, возможно, он еще вернется.

В целом позитивная интонация, несмотря ни на что, ждет нас в финале еще одной специально созданной фестивальной постановки – «Дис значит дис…» (Dys sur Dys) театра с говорящим названием «ФАКТ» (Theatre FACT). Казалось бы, речь в спектакле идет о многочисленных дисфункциях героя по имени Пьер-Луи, главным образом неспособности контролировать свои движения, а значит ничего хорошего с ним случиться не может по определению. Но глубоко личная история взросления вызывающего бесспорное сочувствие персонажа – это прежде всего история преодоления и принятия, решенная в максимально зрелищной, очень современной форме, с музыкой, спецэффектами и отменной игрой трех актеров, одна из которых – плод воображения, второй – со сложным диагнозом, а третий – все сразу, от издевающихся одноклассников до сердобольной мамы.

Спектакль «Метод доктора Спонжака» / официальный сайт фестиваля

Завидная многофункциональность отличает и лучший, с моей точки зрения, спектакль фестиваля – «Метод доктора Спонжака» (La methode du Dr Spongiak) компании «Moquette Production». С одной стороны, это рисованная история про семилетнюю Лоизу, которую без устали проецируют на большой экран две замечательные актрисы и «подзвучивает» ассистирующий им музыкант, с другой, одновременно драма, поэзия, вокал и много чего еще. В этом смешном, полудетективном спектакле есть, пожалуй, все составляющие отличного детского театра: внятный сюжет, потрясающая энергия и удивительно изобретательная, почти совершенная форма.

Вместо финала

Особняком в программе фестиваля для меня стоял спектакль «По дороге я собирала камни» (Sur le chemin j’ai ramasse des cailloux) «Коллектива Алис» (Collectif Les Alices), на который меня пригласила замечательная Наталья Дюфрес (Natalia Dufraisse Castro), актриса театра и кино, наполовину француженка, наполовину колумбийка, с огромной любовью к России и с нашим театральным образованием: в 2001-2005 годах она училась в Щукинском училище и до сих пор не только прекрасно говорит по-русски, но и поддерживает связь со многими своими однокурсниками. Спектакль этот необычный и медитативный, сделанный по принципу «здесь и сейчас». Дети и родители охотно включаются в игру и начинают из обычной груды камней создавать волшебный новый мир, полный чудес и фантазии. Такое глубокое погружение в игру лично я видела в детском театре очень редко, и это, конечно, совершенно удивительно. Сама Наталья называет его «ритуалом слушания» и охотно рассказывает про возможные форматы показа, от интерактивного до сайт-специфического. Стоит ли говорить, что теперь – после победы на фестивале историй для детей и юношества в Бельгии и приза Детства от Министерства культуры – она мечтает показать его в России. Что ж, как мы знаем, чудеса случаются, возможно, осуществится и мечта Натальи.