Тексты
Обзоры

Боуи, айны и подкаты

О читках «Маленькой Ремарки» на «Арлекине»

На фестивале «Арлекин» прошли традиционные читки пьес конкурса драматургии «Маленькая Ремарка». Из весьма внушительного шорт-листа категории 12+ режиссеры выбрали три текста, которые представили в Белом зале театра «Зазеркалье». После каждого показа прошло обсуждение с куратором «Маленькой Ремарки» Марией Огневой.

Обычно в обсуждении участвуют и драматурги, приезжающие на читки в Санкт-Петербург. В этот раз состав авторов получился интернациональным, и добраться смог только Игорь Витренко. Марии Малухиной в нынешней ситуации лететь из Софии слишком дорого и долго, Олег Михайлов под бомбежками в Харькове. 

Ноябрьский зов
Драматург Мария Малухина, режиссер Александр Марьин, 12+

Ноябрьский зов / Фото: Виктор Васильев

Цитата режиссера: «В этой пьесе мне понравилась тема, которую я для себя определил – про слаборазвитый эмоциональный интеллект. Мы вроде бы все друг другу родные души, нас друг к другу тянет, но вместо того чтобы выслушать человека и понять, что он хочет, мы говорим о себе – и у нас не случается коннект. В тексте нет надрыва, и мне это даже нравится. Наша современная жизнь до определенной даты мне тоже, казалось, была лишена такого надрыва».
(Фото)

Кратко: 14-летняя героиня отправляется с классом на спортивное ориентирование в лес. В нагрузку ей дают деда-сноба, которого она видела пару раз в жизни. За один день она наконец узнает своих одноклассников и попрощается с воображаемыми друзьями.

Подробно: Главные герои предыдущих подростковых пьес Малухиной («Замыкание», «Василисса») имели некую особенность, даже физическую отличность от других. Здесь все иначе – героиня вдруг обнаруживает свою обычность. Чекнув привилегии, понимает, что у нее все хорошо, а все внимание уходит «проблемным» – кризис нормальности оказывается неприятным. Драматургу важно показать человека обычного, уникального в своей личности, а не в некой особости. Это важное право – быть обычным, не героем, как и право быть слабым и тихим – и не отхватывать за это.

В пьесе много тихого юмора и точно подмеченных маркеров нашего времени. Частое обращение к науке: «внутренний Фрейд» героини объясняет поступки и эмоции через психологию, в то время как дед проверяет все биологией. В родителях одноклассников узнаются современные типажи – мама, бесконечно запиливающая сторис в инстаграм, отец, подсевший на спорт и на «давай проговорим свои чувства». Персонажи взрослых немного утрированные, такие маски-характеры. В финале они раскалываются, а за ними – живой трепетный человек со своей пульсирующей болью. 

Взрослые – еще одна важная для Малухиной тема. Они вовсе не носители знания о том, как делать правильно – ни родители, ни учителя – и сами бесконечно ошибаются. Здесь все страшно травмированы – и дети, и взрослые, но в тексте это вовсе не педалируется, просто так есть, такая жизнь. Вот мы есть друг у друга сейчас – и можем услышать боль другого, если, конечно, захотим. В финальной сцене у костра все оказываются равны, вне возраста и времени. Они танцуют под «Starman» Дэвида Боуи – «пусть все детишки пляшут буги» – и всем снова 14. Такая вот связь с космосом.

Даже символично, что читка пьесы прошла в Пасху – в тексте есть и «сильно верующие» родители, и образ мученицы, и проповедник Жаба. Это не к «оскорблению чувств», но к акценту на теме здоровья и полового воспитания подростков. Кстати, в читке Александра Марьина роли подростков играли подростки – участники проекта «Театральный дом» благотворительного фонда социальной помощи «Подари мне крылья». Читка получилась камерной и уютной, а за спинами актеров оживали анимированными гифками локации и оба Зигги – Фрейд и Стардаст.

Прочитать пьесу 
Посмотреть читку 

Рома, правда и подкасты
Драматург Игорь Витренко, режиссер Владимир Кузнецов, 12+

Рома, правда и подкасты / Фото: Виктор Васильев

Цитата режиссера: «Пьеса мне приглянулась еще на «Любимовке». Чем? Пожалуй, простотой и естественностью героев, узнаваемым и знакомым способом транслировать свои мысли. Историей взросления главного героя с помощью воздействия других персонажей. Тем, что пьеса хоть и про локальную ситуацию, но на бесконечно острую тему поиска правды и понимания этого понятия. А еще я люблю подкасты. Очень».

Кратко: Старшеклассник неудачно знакомится с девушкой-подкастеркой, и чтобы быть с ней на одной волне, решает создать свой подкаст. А еще публично заявляет, что теперь будет говорить только правду – вообще всем.

Подробно: Пьеса Игоря Витренко успела обрасти судьбой – были читки, эскизы, в казанском «Углу» идет спектакль. Режиссеров активно привлекает этот романтичный и светлый текст про современных подростков – с узнаваемыми реалиями, при этом на сегодня не замыкающийся. У драматурга есть способность писать о больном захватывающе и понятно, обаятельно и с иронией. Современные тексты в театре для детей и подростков часто показывают героя, проживающего горе в острой фазе: когда событие – потеря близкого или развод родителей ­– только что случилось или вот-вот случится. Поэтому то и дело затихающий конфликт этой пьесы может вызвать некоторое недоумение – никто не умер, не раздружился, даже буллинга нет.

На самом деле внутри жизни персонажей множество узнаваемых проблем, но герои не осознают себя через социальную роль жертвы. Травма есть у них в бэкграунде, но они ее отгоревали и сейчас отождествляют себя через другое. Их фокус сместился с одной точки – и виден мир вокруг, обычное, нормальное течение жизни, где болевые моменты становятся еще одной ее составляющей, на равных с обсуждением феминизма или создания бизнеса в десятом классе. Актуальные темы проходят здесь по касательной: абьюз, подростковая агрессия, гиперопека и стереотипная мускулинность. Нет иерархии проблем, они все равнозначны, и режиссер волен – при желании – зацепиться за любую.
Выбирая говорить всем правду, герой натыкается на несколько курьезных ситуаций, но и здесь до абсурда ситуация намеренно не доводится – правда оказывается никому не нужна и попросту неинтересна. Сегодняшний день расставляет свои акценты – думаешь о том, дает ли возможность говорить правду герою свободу, готов ли он ей воспользоваться, почему другие не хотят ее слышать. 

В эскизе Владимир Кузнецов с любовью подошел к героям и тексту, показ получился драйвовый и нежный. И очень смешной: режиссер подчеркнул всю иронию пьесы, при этом укрупнил ее вставками актуального. При каждом упоминании инстаграма (а таких моментов было немало) Кузнецов, зачитывающий ремарки, возникал в разных частях сцены и, махая руками, громко шептал от себя, что «инстаграм признан... ну, вы понимаете». Ну, мы понимаем. 

Прочитать пьесу 
Посмотреть читку 

Инау Китовой бухты
Драматург Олег Михайлов, режиссер Екатерина Шихова, 12+

Инау / Фото: Кирилл Тиновицкий

Цитата режиссера: «Мне в принципе близка тема смерти, тема постижения ребенком смерти и первого столкновения с ней, это перекликается и с моей биографией. В тексте зацепило то, что все так перемешано с мифами: интересно было разбирать этот ребус, понимать, кто есть кто, кто живой, кто мертвый. Режиссеру, мне кажется, всегда интересно, когда есть, в чем покопаться, когда не все выложено фабульно».

Кратко: У мальчика умирает мама, ее прах он везет в рюкзачке с Джокером на другой конец страны. Там, на Камчатке, живет его прабабка – в мире особой культуры, преданий и взгляда на живое и мертвое. 

Подробно: По «Инау» часто делают читки и эскизы, в том числе в театрах кукол. Изначально Олег Михайлов создавал пьесу на лаборатории «Маленькая драма», которую проводит Московский областной театр кукол в рамках фестиваля «Театр кукол – без границ». В тексте насыщенный предметный, визуально-образный мир, сами герои балансируют между живым-неживым, и все будто не до конца настоящие – призрачные, надземные. «Куклы и люди» – обозначает Михайлов список действующих лиц. И эта деталь очень точная, ведь кукла жива и мертва одновременно. Реальность и миф здесь то и дело перетекают друг в друга так, что переходы между ними иллюзорны, и порой не понять, где сон, а где явь. Такая метафоричность дает огромный простор для режиссерских решений по дешифровке этого сложного, многопластового и очень красивого текста, причем совсем не только в театре кукол.

В финале Михайлов пишет, что «в пьесе использованы уцяськома (предания) и туита (сказки) айнов Сахалина, Камчатки и Курильских островов». Помимо знакомства с уникальной культурой и историей коренных народов здесь интересно и то, как драматург соединяет мир фольклора с нашей реальностью. Точка их встречи происходит в том числе в моменте взросления – потому важно обращение к ритуальности, как переходу от одного состояния к другому. В проживании горя от потери матери мальчику приходят на помощь дальние родные и шире – род. Давние обычаи и память предков позволяют пережить сегодняшнюю невыносимую боль, и один из главных посылов пьесы в том, что мертвые всегда живы в нашем сердце. 

В эскизе Екатерины Шиховой, студентки Анатолия Праудина, видно движение в сторону сновидческой реальности. Плотная работа со светом, пространством Белого зала, живой музыкой создали атмосферу мистического междумирья, актерская дистанция добавила в густую мистику воздух и иронию. Особая прелесть – предметный мир эскиза, минималистично собранный из веток, палок и деталей разъятого фортепиано. Одна из них, например, стала хребтом кита.

Прочитать пьесу 
Посмотреть читку 

Фестиваль «Арлекин» проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».