Партнерские проекты. РАМТ

ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ. ПОЛИЛОГ

Впервые за последние 30 лет РАМТ предложил обратиться к вопросам возможного взаимодействия возрастной психологии и театра.

Проект «Точки пересечения. Полилог» ставит своей задачей соединить исследования в области возрастной психологии с практической деятельностью современного театра для детей и подростков. Цель проекта – открыть новые возможности для творческой части театра: режиссеров, драматургов, артистов. В разговоре с психологами узнать о возрастных особенностях восприятия юных зрителей. Для административной части – помочь ориентироваться в формировании «возрастной линейки» спектаклей. «Полилог» дал слово и зрителям – было проведено исследования запроса целевой аудитории ТЮЗов и молодежных театров.

Полилог – это разговор многих участников. По сути, любой семейный или детский спектакль – это полилог. Одновременно в зале детского или молодежного театра могут быть дети, подростки и взрослые, очень важно не потерять из виду каждого зрителя. Дети не покупают себе билеты и редко сами выбирают, на что пойти, обычно это решают взрослые, но не всегда интерес ребенка совпадает с интересом взрослого. Взрослый человек выбирает «свой» театр, основываясь на житейском и духовном опыте.

Что такое понятный и полезный театр и должен ли он быть понятным и полезным? Как понять, какие темы и вопросы волнуют современного ребенка и подростка, чего он ждет от театра? Чего ждут от театра его родители? В чем юный зритель кардинально изменился, а в чем остаётся неизменен? Поиск ответов на эти и другие вопросы стал основой для появления проекта «Точки пересечения. Полилог».

Кураторами проекта стали театровед, кандидат искусствоведения, театральный педагог Ольга Андрейкина; театровед, педагог, театральный критик Светлана Бердичесвская; психолог, театральный педагог, психолог Всероссийской олимпиады школьников, заведующая организационно-творческим отделом Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, автор книг и статей по психологии Ольга Шевнина. Они придумали проект, состоящий из двух частей.



Первая часть проекта «Точки пересечения» включала знакомство театров для детей и юношества с историей вопроса и современными исследованиями в области возрастной психологии. Театры-участники получили возможность посмотреть 10 лекций ведущих детских психологов, посвященных различным аспектам восприятия художественного впечатления ребенком и подростком. Среди авторов лекций – психологи, психотерапевты, нейропсихологи, кризисные, когнитивные психологи, занимающиеся как практической, так и исследовательской деятельностью. Каждая из десяти лекция была посвящена разным периодам в развитии ребенка и разным сторонам вопроса восприятия художественного события.

Вот только некоторые вопросы, на которые были предложены ответы с точки зрения современной психологии:

- почему выстраивание событийности, работа с воображаемым образом и культурное посредничество – необходимые направления деятельности современного профессионального театра для детей и молодежи?

- Какие экзистенциальные темы релевантны какому возрасту?

- Что такое «хороший детский спектакль» с точки зрения психолога?

- Как работают вместе слово и визуальный ряд?

- Как устроена фантазия ребенка до 7 лет?

- Как реагируют дети от 3 до 16 лет на табуированные темы, затронутые содержанием спектакля, – смерть, отвержение, ненормативное поведение, жестокость.

- Что, как и в каком возрасте стоит обсуждать с детьми, а с чем лучше не торопиться.

- Подростковые герои – кто они, какова их миссия?

- Как спектакль позволяет сформироваться активной позиции и дает силы начать поиск возможностей преодоления проблем и открытия ресурсов.

- Нужны ли подросткам романтические истории и благополучные финалы. Что и при каких условиях может вызвать интерес ребенка к театру?

Записи уникальных авторских лекций в течение проекта получили 30 региональных и московских театров юного зрителя, ответившие на предложение РАМТа об участии в «Полилоге».

Вторая часть проекта «Полилог» объединила для разговора психологов, режиссеров, драматургов, творческих и административных сотрудников театров. Алексей Владимирович Бородин, художественный руководитель РАМТа, открывая программу «Полилога», подчеркнул важность изучения целевой аудитории детско-юношеского театра и кропотливой работы с юными зрителями. Софья Михайловна Апфельбаум, директор РАМТа, отметила важность и новизну проекта, поднимающего актуальные, но давно не обсуждавшиеся вопросы.

Вниманию участников дискуссии были предложены итоги анкетирования, предпринятого в рамках проекта и направленного на выявление запроса и предпочтений аудитории к детско-юношескому театру. В анкетировании приняли участие 950 зрителей московских и региональных театров для детей и молодежи.

Важной частью встречи стал предметный разговор о современном театре для детей и подростков на примере спектаклей, присланных театрами-участниками проекта и постановок РАМТа.

Тематическими экспертами стали встречи стал Елена Михайловна Кравцова, практикующий психолог, автор более 100 статей по темам воспитания и развития детей; психолог Всероссийской олимпиады школьников Ольга Шевнина; Светлана Васильевна Кривцова, психотерапевт, доцент кафедры психологии личности МГУ им. Ломоносова, директор Института экзистенциального анализа психологии и психотерапии; Галия Каримовна Нигметжанова, семейный психолог, преподаватель факультета психологии МГУ им. Ломоносова, соучредитель, ведущий консультант Психологического центра поддержки семьи «Контакт»; Вероника Юрьевна Петрова, врач, аналитический психолог, обучающий тренер, детский и подростковый психотерапевт, арт-терапевт. Специалист в области символдрамы и аналитической психологии.

В дискуссии принимали участие представители:

Казанского ТЮЗа - помощник директора по развитию Алексеева Лейсан, педагог-организатор Молодцова Ирина;

Королёвского ТЮЗа – директор и художественный руководитель Театра Ермаков Ярослав;

Няганского ТЮЗа - режиссер Мария-Алана Бычкова;

Тверского ТЮЗа - Бахарева Любовь;

представители московских театров Театра имени Натальи Сац, Театра Роста и МТЮЗа.

драматург Анна Добровольская, режиссер Вячеслав Игнатов, драматург Рита Кадацкая, режиссер Александр Коручеков, режиссёр Елена Лабутина, режиссер Мария Литвинова, режиссер Юрий Макеев и другие.

Спектакли обсуждались с точки зрения эмоционального, психологического воздействия на ребенка или подростка. Двигаясь от частного к общему, участники дискуссии искали точки пересечения, точки взаимного интереса, точки для продуктивного взаимодействия театра и психологии. Вопросов не только не стало меньше, их стало больше. Но главное, стал очевиден взаимный интерес и взаимная польза от найденных в процессе точек пересечения. Разговор начат, а тем и точек пересечения в этом полилоге очень много.

Проект «Точки пересечения. Полилог» реализуется в рамках программы Министерства культуры РФ по поддержке региональных ТЮЗов на базе РАМТа.

Информационные партнёры проекта: журнал Psychologies, порталы «Ревизор», «Отдых с детьми», «Недоросль».