Тексты
2022-10-11 06:46 Обзоры

В поисках новых прочтений, крыльев и свободы

В сентябре в Барнауле прошел II Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье». На сей раз Алтайский театр кукол «Сказка» принимал его в своем собственном доме – новом, красивом и уютном, совсем недавно построенном. В афише нашлось место и неординарным, экспериментальным, и традиционным для театра кукол постановкам.  

Спектакль «Муму» / пресс-служба фестиваля

Первое «Зазеркалье» случилось в 2019 году. Принимать большой, серьезный фестиваль в барнаульской «Сказке» задумала директор театра Надежда Васильева: – Когда-то существовало объединение театров кукол Сибирского региона в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», у них был межрегиональный фестиваль, кочующий по городам, – вспоминает директор. – Когда в 2016 году я стала директором «Сказки», он уже не проводился. На одном из круглых столов коллеги из Сибири вспоминали, как это было замечательно – коллективы часто видели друг друга, приезжали эксперты, могли оценить состояние театра, подсказать, в каком направлении развиваться… Прозвучала идея возобновить фестиваль. Я сказала, когда нам построят здание, я готова предложить учредителю проводить фестиваль в Барнауле на нашей площадке. У нас будет новое здание, оборудование, почему бы и не взяться за такой проект? Руководство края меня поддержало. 

Афишу фестиваля формируют, исходя из сибирской направленности. Театры региона сами выбирают, что хотят показать команде экспертов (а фестиваль конкурсный) и присылают заявку. Правда, жестких «сибирских» рамок нет – в этом году в «Зазеркалье» поучаствовал театр из Кургана, заинтересовавшийся проектом. Другая особенность – если в фестивале при «Сибирском соглашении» участвовали только государственные театры, то в Барнаул приезжают и частные – в этом году в конкурсной афише был Новосибирский театр кукол «Пилигримы». 

За пределы привычного


Общей темы, объединяющей все те работы, что театры захотели сыграть на фестивале в Барнауле в 2022 году, не было, но можно найти переклички между спектаклями. Сразу после праздничного открытия Красноярский театр кукол играл «Затворника и шестипалого», спектакль, поставленный Русланом Кудашовым по первой повести Виктора Пелевина. Историю рассказывают куклы и визуально она получается несколько монотонной – два цыпленка находятся в очень ограниченном (маленькое окошко среди «занавеса» из коробок от яиц) пространстве. Рассмотреть во всех деталях и их самих, и их замкнутый, немного нереальный за счет сверкающего задника, мир, удается быстро, и глобальных перемен на сцене не происходит. Главным в спектакле при таком решении становится текст и то, как ведут диалоги актеры Борис Смелянец и Иван Захаров. В финале цыплята, ищущие свободу и неготовые смириться с предопределенностью своей судьбы, все-таки улетают. Хотя у них и не было крыльев.

Спектакль «Скеллиг» / пресс-служба фестиваля

К полету стремятся и герои «Скеллига», спектакля по повести Дэвида Алмонда, поставленного Александром Янушкевичем в Омском театре куклы, актера, маски «Арлекин». Подростки Майкл и Мина уверены, что когда-то у людей за лопатками были крылья, и однажды они отрастут снова. И что Скеллиг, странное существо, обитающее среди хлама на чердаке дома, куда недавно переехал Майкл – это ангел. И он в него действительно превратится, причем в огромного, трехметрового – такой окажется кукла, когда встанет во весь рост. Сюжет, где проблемы из реальной жизни переплетаются с магической историей, развивается в сумрачной атмосфере, здесь мало света и преобладает серый цвет. А герои обитают в двух плоскостях – актеров периодически «заменяют» их плоские двойники в натуральную величину, похожие на нарисованных персонажей комиксов.

Героям «Муму», спектакля, поставленного по рассказу Ивана Тургенева в Новосибирском областном театре кукол Натальей Слащевой, не взлететь. Их окружают неожиданные для известной со школы истории унылые серые пятиэтажки, они живут в почти черно-белом мире, редким буквальным «светлым пятном» в котором становится белая собака. Здесь неординарные, даже пугающие внешне куклы, наиболее абсурдистски выглядит Барыня, похожая одновременно и на морковку, и на морского монстра с щупальцами.

Еще один спектакль Натальи Слащевой в афише «Зазеркалья» – «Снежная королева» Ханта-Мансийского театра кукол. Здесь тоже непредсказуемое решение для известного текста Андерсена. Теперь герои уже внутри многоэтажки, в подъезде, где на лестничной площадке с лифтом играют дети. От зимы в постановке главным образом остаются теплые шапки, которые надевают и артисты, и куклы. Сказочный сюжет вступает в диалог с буднями подъезда. Герда прислушивается к шагам и загадывает, вернется ли Кай – «ответ» должен прийти в зависимости от того, как будет выглядеть случайный прохожий. 

Театр актера и куклы «Петрушка» из Сургута тоже ищет новые ракурсы – здесь Галина Коптяева поставила «Землянику под снегом», стилизованную под японскую историю сказку про девочку, над которой измываются злая мачеха с дочкой, по сюжету похожую на «12 месяцев». Маски, танцы, веера и другие атрибуты, символизирующие для нас японскую культуру, создают стереотипный, но привлекательный внешне образ страны восходящего солнца.

Если в «Землянике под снегом» волшебство спасает девочку, то в спектакле Новосибирского театра кукол «Пилигримы» чудес не будет. История Йенса Рашке «А рыбы спят?» на болезненную тему – младший брат 10-летней Джетты умер, и после этого ей нужно «пересобрать» свои представления о мире. Ответы на вопросы героиня Елены Кузнецовой в моноспектакле ищет при участии кукол, очень простых, но сделанных с любопытным использованием предметов, к примеру, с «говорящими» за счет обычных прищепок ртами.

Спектакль «Сон в летнюю ночь» / пресс-служба фестиваля

Хозяева, Алтайский государственный театр «Сказка», заявили в конкурсную программу «Сон в летнюю ночь». Очень популярная в нашей стране комедия Шекспира в постановке Александра Янушкевича выглядела неординарно и стильно, по-европейски. Лаконичное решение пространства, четкие геометрические формы, прямые линии. Сцена делится на два этажа, ощущение фантасмагории и нереальности происходящему добавляет периодически опускающийся неоновый занавес-лес. Здесь нет кукол, но есть театр предмета – у ремесленников руки заканчиваются вилами, граблями, лампочками, Титания обретает гротескное тело с «утроенными» грудями. Длинная комедия в спектакле стала заметно короче (сценическая редакция текста Алексея Гончаренко), обрела отсылки к нашим дням, такие, как упоминание закона о склонении к суициду. Зато спектакль получился насыщенным пластикой. Эффектности и телесности сценам добавляют костюмы – почти «невидимые» облегающие бежевые боди.  

Поставленный Антоном Нестеренко спектакль Тюменского театра кукол по рассказам Андрея Усачева «Про умную собачку Соню», далекий от экспериментов, неожиданно стал главным событием фестиваля и победил в конкурсе. Вот как описывает его Алексей Гончаренко: «На фоне других участников фестиваля «Зазеркалье» спектакль Тюменского театра кукол «Про умную собачку Соню» выглядит обманчиво просто. Подобная простота достигается нелегко. Преимущество режиссуры Антона Нестеренко в том, что она оказалась соразмерна историям Андрея Усачева про собачку, так похожую на непослушного ребенка, которого надо терпеливо понимать и прощать. Грань между иллюстрацией и концептуальным прочтением сложно обнаружить, но именно она – залог признания.

Спектакль «Про умную собачку Соню» / пресс-служба фестиваля

Художник Лилия Жамалетдинова сделала визуальный ряд похожим на лучшие образцы кукольных анимационных фильмов советского времени. Кажется, что на сцену вот-вот выйдут Крокодил Гена или домовенок Кузя. Вместо них появляются исполнительный дворник, полнокровная тетка с сосисками и красная машина, похожая на игрушечную. Впрочем, она принципиально выглядит как игрушечная. Натурные сцены сыграны куклами, которые ходят в прорезях, подобных вертепным (в таком решении нет рождественских смысловых ассоциаций, дело только в технике). Если в театры драмы можно устроить сценографию-павильон, то тут она уменьшена в масштабе и как будто вывернута наизнанку. На сцене – дома с ассиметричными окнами, которые обнаруживают при открытии просторную комнату.

Там появляются главные герои. Собачка Соня и Иван Иванович Королев – штоковые марионетки. Коллеги-профессионалы улыбались невольному совпадению, уважаемого основателя школы кукольников в Ленинграде звали Михаил Михайлович Королев. Соня регулярно гоняется за мухой, вставляет хвост в розетку и рисует на обоях. Ее хозяин Иван Иванович методично восстанавливает порядок и вновь заклеивает нанесенный ущерб. И кажется, нарочно выбирает однотонные, зеленые, без рисунка, чтобы потом его любимице было где проявить творческий потенциал своими новыми росчерками на стене.

Весь спектакль – своеобразная педагогическая поэма. Нестеренко так остроумно выстаивает действие, что не боится быть дидактичным, повторяя в финале нехитрую мораль каждой сцены еще раз». 

– При том, что в афише были такие авангардные спектакли, как «Скеллиг», «Сон в летнюю ночь», гран-при получил спектакль, казалось бы, весьма скромный: «Про умную собачку Соню». Мы единодушно за него проголосовали, у нас не было и тени сомнения, – признается Ольга Глазунова, председатель жюри фестиваля «Зазеркалье», театровед, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ. – Мы часто говорим, что театр кукол очень далеко ушел в своих изысканиях. У меня есть ощущение тревоги – я не понимаю, куда дальше идти. А этот спектакль – ясный, удивительно хорошо придуманный. В нем простроено все до мелочей, начиная с пространства, где живут куклы. Он сделан с любовью, с пониманием детской психологии и восприятия. Да и нам, взрослым, смотреть сказку одно удовольствие – детали так точны, что это не может не вызвать отклика. Что касается других впечатлений – мы отметили много актерских работ. Актриса Елена Кузнецова в спектакле «А рыбы спят?» берет сложную, опасную тему, и развивает ее достойно – не переходя границу, за которой начинаются рыдания и отчаяние. 

Дуэт красноярских актеров Бориса Смелянца и Ивана Захарова – тоже очень серьезная актерская работа. Лучший актерский ансамбль мы отдали новосибирцам за «Муму». Можно спорить с эстетикой спектакля – это театр деформированных людей и предметов, в нем есть некий гротеск. Актеры его приняли, видно, что они с наслаждением, с драйвом играют в «Муму», у них сложился хороший ансамбль. Если из 12 спектаклей на фестивале два-три было интересных, это уже успех. О «Скеллиге», «Сне в летнюю ночь», «Снежной королеве» можно спорить, но это попытки найти новое прочтение, интонации, мотивы, что очень важно. Нельзя до бесконечности перепевать одно и то же, тогда не будет движения. Можно ошибаться, но надо вырываться за пределы привычного. Театр кукол сейчас очень разнообразен: от театра предмета, театра тела до традиционных работ. В афише «Зазеркалья» были и классические постановки, где марионетки, перчаточные, тростевые куклы и те, где, как во «Сне в летнюю ночь», есть только намек на куклу. Но все зависит от того, как спектакль сделан. С традиционными марионетками в «Собачке Соне» актеры работают точно, а в нижневартовских «Бременских музыкантах» каких только кукол нет, но все так небрежно и невнятно, что теряет всякий смысл. 

Спектакль «Затворник и Шестипалый» / пресс-служба фестиваля

– На фестивале были спектакли, которые я буду вспоминать, пусть не целиком, а какие-то их элементы, – полагает Виктор Платонов, член жюри, художник, педагог, художественный руководитель Московского детского театра теней. – Интересен спектакль «Пилигримов». От «Собачки Сони» мы ничего особенного не ждали, но это так было очаровательно, что, только выйдя из зала, мы единодушно сказали: «Ну, все, гран-при у нас есть!» Это спектакль театра кукол, где не к чему придраться. Он честный, чистый, хорошо сыгранный, придуманный авторами, и отсюда их победа. Были спектакли, которые вызывали вопросы, один из них – это «Сон в летнюю ночь», его, возможно, надо посмотреть еще раз, такой взгляд на знакомую пьесу любопытен и интересен. Из совершенных неудач назову «Бременских музыкантов». Но я понимаю, любой спектакль вызовет отклик у какой-то части зрителей. Судейское мнение все равно субъективно, для полноты картины мне было бы любопытно, если бы вручали приз зрительских симпатий. Публика смотрит другими глазами, интересно, какой спектакль выбрала бы она. 

Ради новой информации


Часть «Зазеркалья» – образовательная программа. Она была и на первом фестивале, тогда педагоги Новосибирского театрального института проводили тренинги для режиссеров и актеров. 

– В этом году с нашими бутафорами два дня занимался художник Виктор Платонов, – говорит Надежда Васильева. – Скоро у нас появится бэби-спектакль, его будет ставить режиссер, педагог, театровед Анна Иванова-Брашинская, поэтому мы решили в рамках фестиваля поговорить с ней о том, что такое бэби-театр, она столько знает про этот формат. Театровед Алексей Гончаренко представил лекцию про моноспектакли в театре кукол – в российских и европейских. Мы хотим расти, нам актуально знать, что происходит в других театрах. На круглом столе директоров, в котором участвовал Олег Лабозин, директор Московского областного театра кукол и «Школы Г.Г. Дадамяна», обсудили кадровые проблемы, вопросы импортозамещения, авторских прав.

В атмосфере творчества 


Что поменялось на втором «Зазеркалье»? Некоторые гости посещали оба фестиваля: 
– Изменилось существенно одно – раньше все проходило в старом здании, а сюда мы приходили на экскурсию, еще шла стройка, стояли бетонные стены, сложно было предположить, какое здесь будет великолепие, – рассказывает Виктор Платонов. – Общие впечатления у меня очень хорошие, для меня фестивали, просмотры спектаклей – это уроки для самого себя, что-то из них извлекаешь. И общение с людьми, конечно. 
Ольга Глазунова полагает, что в будущем географию фестиваля можно расширить, не ограничиваться только сибирскими театрами. И тоже отмечает новые стены «Сказки»:

– Конечно, самое главное, что мы увидели такой замечательный театр. Это дом, который барнаульцы обживают с любовью, у них замечательная атмосфера, что очень важно и не везде встречается. Вижу, что актеры выросли. Надо отдать должное директору – в «Сказке» нет главного режиссера, но Надежда Васильева все время приглашает очень достойных профессионалов, и актерам интересно, полезно с ними работать, осваивать новое. Например, спектакль Янушкевича – это совершенно другая эстетика, они должны и делать сложный пластический рисунок, и работать с непростым текстом. Задача неординарная, но видно, что им она нравится, они хотят развиваться дальше, пригласили педагога по речи, который будет с ними заниматься. Еще актеры искренне радуются гостям, каждый вечер на фестивале показывали капустники, посвященные увиденному за день. В театре чувствуется атмосфера творчества, это для меня главная отличительная черта сегодняшней «Сказки».

Призы «Зазеркалья» в итоге получили: 


 «Гран-при» – Тюменский театр кукол. «Про умную собачку Соню»
 «Лучшая работа режиссера» – Александр Янушкевич, «Скеллиг» Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин»
 «Лучшая актерская работа» – Елена Кузнецова за роль Джетты в спектакле «А рыбы спят?» театр кукол «Пилигримы», Новосибирск
 «Лучшая роль второго плана» – Екатерина Плотникова за роль Титании в спектакле «Сон в летнюю ночь» Алтайского государственного театра кукол «Сказка»
 «Лучшая работа художника» – Екатерина Шиманович, Сергей Ашуха, спектакль «Сон в летнюю ночь» Алтайского государственного театра кукол «Сказка»
 «Лучший актерский ансамбль» – спектакль «Муму» Новосибирского областного театра кукол
 «Лучший актерский дуэт» – Борис Смелянец и Иван Захаров в спектакле «Затворник и Шестипалый» Красноярского театра кукол
 «Лучшее музыкальное оформление спектакля» – Тимофей Казанцев за музыку к спектаклю «А рыбы спят?» театра кукол «Пилигримы», Новосибирск
Специальный приз жюри получил театр актера и куклы "Петрушка" (г. Сургут) за яркое сценическое воплощение японской сказки "Земляника под снегом".
Следующее «Зазеркалье» рассчитывают провести в 2024 году.