Фото: пресс-служба фестиваля
Представьте – идёт детский спектакль. Вдруг из темноты зрительного зала в артиста летит жвачка, намертво прилепляется к костюму, оставляя на ткани не выводимое пятно, а на сердце артиста – шрам. История реальная, приведённая в пример режиссёром, театральным педагогом Полиной Стружковой на образовательном семинаре в рамках фестиваля «Арлекин». Её выступление было о том, как ведут себя дети и взрослые в театре, и как театру вести себя с ними, чтобы случился диалог. Всё, вроде бы, просто: нужно говорить с детьми, как с людьми, вести разговор на равных; важно договариваться с юными зрителями на берегу – тогда они будут следовать правилам игры с большей вероятностью, и полноценный диалог между детьми и артистами во время спектакля состоится.
Полина подарила слушателям такую метафору: дети с родителями и учителями в зрительном зале – это корабль, артисты и театральная команда – буксир. Если корабль с буксиром состыкуются, их ждёт долгое и счастливое плавание. Действительно, всё как будто просто. Но при этом каждый показ – путешествие в неизвестность, поэтому даже при самой чуткой и точной настройке не исключено, что из зрительного зала на сцену всё-таки прилетит ботинок или жвачка. Готовность к этому – принципиально важная часть работы с детской аудиторией.
О том, какие ещё есть методы установления контакта между театром и зрителем, рассказала театральный критик, завлит Российского академического Молодёжного театра Мила Денёва. В РАМТе идёт настоящая «вербовка» своего зрителя. Сначала родители записываются со своими детьми в программы «Семейный клуб» и «Театральный словарь» – знакомятся с устройством и внутренней кухней театра. Вторая ступень – работа со школьниками – их погружение в контекст создания спектакля в рамках молодёжно-образовательного проекта «Театр+». Для молодых людей, нацеленных на профессию журналиста, театрального критика или желающих глубже разбираться в театре, в РАМТе работает Пресс-клуб. Для педагогов школ, которые хотят расширять сферу своей профессиональной деятельности, – есть Учительский клуб. Также действует клуб «Премьера» – он для тех, кто хочет посещать театр и оставаться его активной частью даже после того, как его дети и внуки начали ходить туда самостоятельно.
Параллельно с этой большой работой в РАМТе реализуются социальные и благотворительные проекты не только для жителей Москвы, но и для людей из удалённых от столицы регионов (пример – документальный спектакль «Деревня и я» Дмитрия Крестьянкина). Проходят театрализованные читки новой литературы для детей и подростков «Вслух»… Событий много. Система эта – многоуровневая. Обеспечивает её работу большая команда. Но адаптировать эту модель и её принципы к своим реалиям может любой театр в любом регионе России – было бы желание. При необходимости можно запросить у РАМТа методические пособия, в которых подробно расписано, как реализовать каждое направление – театр делится наработками с коллегами.
Фото: пресс-служба фестиваля
Образовательный семинар, который проходит на фестивале «Арлекин» уже пятый год интересен тем, что его спикеры – практики театра, чей опыт подтверждён. Это не теоретики, пересказывающие свои диссертации, но инициаторы и авторы успешных, оригинальных творческих проектов, обращённых к детям и подросткам в театре. Примеры таких – Няганский ТЮЗ и Хабаровский ТЮЗ и Театр кукол. Их объединяет то, что они смогли создать для зрителей пространство доверия и принятия – и поддерживают этот хрупкий, но такой нужный сегодня, живой мир. Проекты Хабаровского ТЮЗа реализуются не первый год, некоторые из них стали франшизой, какие-то живут самостоятельной жизнью за пределами сцены – в виде обсуждений в соцсетях, чатах. Среди них – документальные проекты «Атлантида, дом 17», «Бонни и Клайд», «Мясо». Их участники – подростки – рассказывают и одновременно заново переживают, исследуют свои личные истории. Происходит это в безопасном пространстве театра, что помогает увидеть смысл в происходящем, получить ориентиры для выхода из автоматических реакций и замкнутости на собственных страхах и проблемах.
Команда Няганского ТЮЗа первая в Ханты-Мансийском автономном округе начала проводить драматургические лаборатории по методике Class Act и учить подростков писать пьесы. Результатом стал спектакль «Я есть» (его видеозапись можно найти в соцсетях театра). В другом проекте – «Мы вместе» – театр включает в драматургическую лабораторию людей с особенностями здоровья, показывая, что театральными средствами реально достигнуть духовного равенства среди молодых людей, независимо от их здоровья и социального статуса.
Более подробно о методике Class Act рассказала театральный продюсер Мария Крупник. Суть её в том, что драматурги учат подростков писать пьесы. Получившиеся тексты воплощаются на сцене при участии профессиональных актёров и детей-авторов. Жаль, что этот проект, основанный на принципах свободы самовыражения и взаимном уважении, не очень охотно включается в программную деятельность государственными театрами. Зачастую из-за боязни работать с подростками.
Тему инклюзии в театре на семинаре раскрыл методист Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мухина Александр Колесин. Он не первое десятилетие работает с людьми с синдромом Дауна – проводит для них разборы произведений искусства, экскурсии-медиации в музеях, ставит спектакли. Один из главных выводов, на который Александр опирается в своей работе, прост и важен одновременно: люди с особенностями здоровья по глубине и чуткости восприятия не отличаются от людей, не имеющих явных проблем со здоровьем. А театр способен практически полностью нивелировать внешние различия и сделать инаковость привлекательной особенностью. Это очевидно. И здорово об этом не забывать.
Фото: пресс-служба фестиваля
Как всегда живым, искренним и вдохновляющим было выступление Сергея Казарновского, создателя и директора «Класс-Центра музыкально-драматического искусства». Его проект прошёл долгий путь от детского любительского театра, созданного в 1981 году, до общеобразовательной школы №686, в которой все дети с первого по одиннадцатый класс занимаются музыкой, сценическим и изобразительным искусством. В этот раз Сергей Казарновский подробнее остановился на образовательном курсе «История про театр», призванном помочь детям понять и полюбить искусство, найти свои смыслы в нём, сформировать внутреннюю систему ценностей.
Новаторским опытом поделилась команда «Лаборатории новых медиа» и лаборатории «Нейрокультура». На экспериментальной сцене Александринского театра медиа-художник Юрий Дидевич, драматург Алина Шклярская и куратор Анастасия Брюханова реализовали проект – спектакль «Добрая сказка». Автором текста для него выступает не человек, а нейросеть – генеративый предварительно обученный преобразователь – GPT. Правда, человек здесь всё-таки нужен и важен: то, как будет сгенерирован в итоге текст, зависит от вопросов зрителей, от их взаимодействия с передатчиком – «Нейротафлом», поверхность которого распознаёт и преобразует движения и прикосновения в музыку и звук. Проект не только интересен технологичностью, но и важен с социальной точки зрения. Можно спорить о художественной ценности текста, созданного искусственным интеллектом (реплики на этот счёт доносились из зала, но не переросли в дискуссию). Но очевидно, что эта технология эффективна в отношении зрителей с ограничениями по зрению и слуху, способствует развитию эмоционального интеллекта, повышает интерес к обучению. И является примером того, как театр реагирует на внедрение новых технологий в жизнь человека, нравятся нам эти процессы или нет.
Отдельный и завершающий блок семинара был посвящён психологии. Театральный педагог и психолог Татьяна Климова объяснила, почему нельзя сразу после спектакля спрашивать ребёнка, что ему понравилось, рассказала о том, какие условия нужны, чтобы состоялась настоящая встреча зрителя любого возраста с искусством, и какое отношение к этой встрече имеет понятие личностно-значимого события. Завершила семинар психолог Наталья Колмановская рассказом о том, как устроена психика подростка и что обусловливает те или иные его реакции, почему актёры – лучшие психологи, и как получается, что многие взрослые сегодня психически остаются на подростковом уровне.
Фото: пресс-служба фестиваля
Если попытаться как-то объединить все выступления и подвести черту, можно поразмышлять вот о чём: не нужно бояться детей и подростков в театре. Не стоит возводить их в отдельную касту, но и нельзя относиться к ним пренебрежительно и несерьёзно. Принцип «главное, чтобы костюмы были по-ярче и музыка по-громче» не сработает. Детей в театре нужно любить, прислушиваться к ним, создавать для них пространство свободы и принятия. Потому что это самые чуткие, самые чистые зрители, открытые новому, ищущие поддержки и внимания, помогающие отсеять настоящее от наносного. Порой, задаваясь «высокой» целью помочь детям найти ответы и смыслы, театр рискует забыть, что эти юные люди сами способны помочь не хуже, указывая на автоматизмы, обнаруживая зашоренность взрослых, вдохновляя своим бесстрашием и жаждой познания. Главное – довериться, дать им возможность проявиться – и чудо случится. И тогда из зрительного зала прилетит не пренебрежение, не отрицание и протест, а благодарность и желание вместе творить, искать, любить и действовать.
Видеозаписи лекций появятся в группе Образовательного семинара. Сейчас можно ознакомиться с выступлениями спикеров прошлых лет.
*Фестиваль «Арлекин» проходит при поддержке Министерства культуры РФ, СТД РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного Фонда «Арлекин», Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье».