Тексты
Обзоры

Свой чужой

XV Большой фестиваль мультфильмов состоялся в онлайн-формате. За 11 дней, помимо полнометражных фильмов, можно было увидеть 16 конкурсных – российских и международных – программ продолжительностью в среднем 70 минут. Программный директор фестиваля Дина Годер, анонсировав БФМ в сети, составила несколько любопытных маршрутов. Посмотреть все было можно, написать про все нельзя, поэтому я тоже выберу свой маршрут, тематический. Часть ярких фильмов для меня объединились в тему «Свой – чужой», накал конфликта в них растет пропорционально возрасту целевой аудитории. 

«Снеговичок»

В трогательном кукольном «Снеговичке» Алексея Почивалова все заглавные персонажи, воодушевившись примером одной семьи, отдают свои морковки проголодавшимся зайцам, получая в награду право проявить индивидуальность и выделиться своим новым ярким носом. В ход идут как праздничные цитрусы, так и просто цветные кубики.

«Мигранты»

Фильм «Мигранты» команды из Франции представляет историю белой медведицы и ее сына, вынужденных покинуть родное ледяное пространство, когда оно начинает катастрофически таять. Бурые медведи встречают их напряженно и в итоге депортируют. Лесные обитатели ходят на двух лапах, преимущественно оскалившись, и носят официальную форму. Белые представлены вязаными игрушками с заплатками, этот прием получает логичное завершение в эпилоге, снятом вживую – ребенок подбирает мокрую выброшенную на берег игрушку-мишку и убегает с ней. Видимый счастливый финал умалчивает о судьбе матери.

«Взгляд на аутизм»

Дети смеются над иными, взрослые готовы их уничтожить. Первых разубедить пока проще. Человеческий «недостаток» в мультфильмах укрупняется, скрытое визуализируется, внутренний мир представлен максимально точно и одновременно метафорично. «Анимация отлично справляется, показывая, насколько все это субъективно», – говорит в своем фильме для взрослых «Взгляд на аутизм» Алекс Уиддоусон. Это его подход к проблеме и одновременно сомнение, стоит ли вообще ею заниматься в искусстве. У разных сцен – разное визуальное решение, режиссер пытается по-разному взглянуть на своего реального героя и понять, узнает ли тот себя в персонаже анимационного фильма, нарисованного тем или иным образом. Скорее всего, эта дилемма была и среди творческих и этических вопросов создателей фильмов для детей.

«Ботинки Луи»

Еще два фильма на фестивале были посвящены людям с расстройством аутического спектра. В «Ботинках Луи» (большая постановочная группа из Франции) представлен конфликт между упорядоченной схемой жизни в голове мальчика и реальностью его школьных будней. Схема в сюжете продемонстрирована буквально и убедительно, как будто расчерченная на листе бумаги. Он говорит, снимая свои любимые ботинки. Одноклассники сначала украдут их, а потом будут сами в знак солидарности на уроках повторять эту привычку Луи. Фильм для детей предлагает не рефлексию, а позитивный рецепт, как найти общий язык.

«Бесценный»

Режиссер французского фильма «Бесценный» Поль Ма рассматривает механизм, когда бывший изгой класса при появления более слабого новенького присоединяется к большинству. Дворовой социализации посвящен новый пластилиновый фильм Гарри Бардина «Песочница». Здесь преградой становится нормальное девиантное поведение собравшихся поиграть на детской площадке двора-колодца.

Почти во всех этих фильмах нет взрослых – или мы не видим их лиц. Полярную модель включения во взаимоотношения с детьми демонстрирует фильм «Мама-вертолет». Не самая интересная по визуалу, эта работа режиссера Хе-Вон Чон предлагает в первую очередь родителям взглянуть со стороны на манию гиперопеки. Мама не отстает от дочери, но однажды пропеллер-шапка на ее голове застревает в кроне дерева. Разумеется, дочь спасает. Другую тактику отношений предлагает фильм «Бу» Регины Сарбековой. Маленькая дочь пугает брутального отца. Это их повседневный ритуал, который они совершают, выходя из обшарпанного подъезда. Папе остается делать вид, что он как следует испуган в то время, как он сам выступает защитником девочки, когда мигающая лампа грозит сорваться с провисшего провода.

«Далеко на север»

В полнометражных фильмах с прошлых фестивалей, показанных к пятнадцатилетию фестиваля, дети, вернее подростки, лучше взрослых. Саша в «Далеко на север» (Франция, Дания, режиссер Реми Шейе, 2015) все-таки находит погибшую у самого северного полюса экспедицию ее деда, успев по пути поссорить и помирить команду, взявшуюся ей помочь. Так же принципиальны персонажи «Якоб Мими и говорящие собаки» (Латвия, Польша, режиссер Эдмунд Янсон, 2019), которые, прощая предательства взрослых, отстаивают свое право на устройство окружающего мира по своему усмотрению.

«Воспоминание, воспоминание»

Фильм французского режиссера Бастьена Дюбуа «Воспоминание, воспоминание» маркирован 18+. Автор фильма хочет выяснить, чем занимался его военнослужащий дед. Визуально его мысли о французской армии в Алжире материализуются и всегда присутствуют с ним, где бы он ни находился, люди в форме толкутся рядом с ним и приятелем, когда те болтают в раздевалке спортзала. Близкий человек – дед – хранит молчание. Внуку остается сначала домысливать (страшные сцены изнасилования и мародерства даны в другой, попсовой манере рисунка), потом оставить свою попытку, принять право деда на молчание, и представить фильм не о нем, а о себе – о том, как ему не удалось снять задуманный анимадок.