Вспоминаем главные события фестиваля «Арлекин-2022»
Спектакль «Иваново детство» / пресс-служба фестиваля
Проводить сегодня, в условиях рухнувшего мира и тотальной истерии, не боясь упреков в социальной эмиграции и соглашательстве с режимом, полномасштабный театральный фестиваль для детей — это уже подвиг и, возможно, самая мудрая форма сопротивления этой самой истерии. Детство нельзя отменить никакими специальными и очень специальными операциями. Эту позицию фестиваль формулирует, открывая программу постановкой Казанского ТЮЗа «Иваново детство» — о бессмысленности этой жертвы, ребенок на войне.
Технически безупречный, оглушающий своей тишиной спектакль одного из самых загадочных, сдержанных, самобытных молодых режиссеров — Антона Федорова — в этом году был представлен в номинации «спектакль большой формы» фестиваля «Золотая Маска». И выводя «Иваново детство» в заглавие программы, «Арлекин» задает тон всему смотру. Как сегодня говорить с детьми о Второй мировой войне, когда за окном бушует предвестие третьей? Как матерям реагировать на праздничные плакаты шестилетних детей во фронтовой амуниции с автоматами, что заполнили улицы к 9 мая? Зачем сегодня театр вообще, если ценность человека снова обнулена? Иван здесь — тряпичная кукла: только так на сцене возможна абсолютная смерть. Тишина здесь — главное действующее лицо: только так возможна абсолютная о войне правда. «Иваново детство» стало не столько явлением конкурсной программы (все же спектакль 14+ и совсем не детский), сколько оправданием всего фестиваля, синхронизирующим его с историческим временем весны 2022 года.
За девять дней «Арлекина» родители с детьми и профессиональное сообщество смогли посмотреть девять конкурсных и семь внеконкурсных спектаклей из Нягани, Омска, Севастополя, Вологды, Канска, Петрозаводска. «Арлекин» позволил себе смелое разнообразие формы: и документальный театр («Сахарный ребенок», режиссер Полина Стружкова); и сложно сконструированный театр художника («Скеллиг», режиссер Александр Янушкевич); и невербальный новый цирк («Перья», режиссер Лариса Афанасьева); и даже два моноспектакля — жанр, для детской аудитории сложный. Не нашлось в этом разнообразии места только для современной подростковой, проблемной драматургии (за исключением пьесы Марии Малухиной «Василисса», которая все-таки сказка). Примета ли это времени, и среди 116 новых спектаклей сезона и впрямь не было достойной пьесы? Или это примета вкуса экспертного совета — в большинстве своем заслуженных театроведов старшего поколения? Но театральный фестиваль оказался всецело литературоцентричным. Пусть и по актуальной, разной, всемирно известной (Ульф Старк, Дэвид Алмонд, даже Евгений Шварц) — но литературе.
Спектакль «Перья» / пресс-служба фестиваля
Это кажется тем более странным, что «Арлекин» не первый год уделяет особое место в программе именно современным пьесам для детей и подростков. Лабораторию драматургов и режиссеров «Маленькая Ремарка» фестиваль проводит в партнерстве с одноименным драматургическим конкурсом, и это отдельное важное событие внутри театрального смотра. Чаще всего, это первое прочтение текстов, только что отобранных в шорт-лист, еще никем не поставленных. И часто лаборатория, где каждую читку обсуждает целый круг специалистов, становится социальным лифтом для драматурга и конкретной пьесы. Но и она в этом году получилась довольно литературоцентричной. За исключением пьесы «Рома, правда и подкасты» Игоря Витренко, «Инау Китовой бухты» Олега Михайлова и «Ноябрьский зов» Марии Малухиной претендуют на романный масштаб, на полифоничность сюжетных линий и преобладание монолога над диалогом.
Не обошлось, разумеется, и без «золотого состава» любого детского фестиваля — спектаклей Туминой, Пачина, Стружковой, Ловянниковой. Про их большие работы, уже бывавшие на фестивалях («Нос», «О рыбаке и рыбке» Яны Туминой; «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна» Ивана Пачина), написано и сказано. Потому хочется поговорить про маленькие — именно внеконкурсные, петербургские спектакли придали этому «Арлекину» уникальный колорит.
ПОЛЮС АМУНДСЕНА, режиссер Мария Критская Большой театр кукол
Спектакль «Полюс Амундсена» / пресс-служба фестиваля
Очень теплая, несмотря на северный сюжет, буквально рукотворная и домотканая история получилась у команды БТК. Спектакль в жанре заполярной экспедиции, как называют его авторы, по биографии первооткрывателя Южного полюса Амундсена очень простым, полным юмора языком рассказывает шестилеткам о смелом мальчике Руале. Ему было мало берега моря, мало было и моря и все время хотелось туда, за горизонт. Зрители оказываются в белоснежном объемном шатре, и четыре артиста на расстоянии вытянутой руки начинают изобретать белоснежный мир. Из теста в руках доброй нянюшки возникают горы снега, скалы, человечки — сказочная страна Норвегия (Вера Петровская отмечена в номинации «Лучшая работа художника-постановщика»).
Спектакль совершенно завораживает зрителей любого возраста по двум причинам. Во-первых, исполнители (Роман Бокланов, Виктория Слуцкая, Александра Ионова, Дмитрий Чупахин — номинация «лучшая мужская роль») существуют здесь не как сопровождение куклы, а как большие драматические артисты, все время крупным планом, в азартной сцепке с партнером и открытом интерактиве с залом. Так группа хирургов во время сложной операции посекундно фиксирует окружающую среду, зал отдан артистам всецело. Во-вторых, и кукол здесь, собственно, нет. Это скорее театр предмета: волшебным образом возникает из пальцев человечек с компасом вместо лица...крохотный кораблик теряется в глыбах льда из кусочков сахара...от миски с водой в свете фонарика расплываются по куполу зала загадочные тени неведомых морей... Повисает в воздухе снежное облако из муки, вздымается белоснежный шатер, как паруса отважного судна Амундсена, — спектакль буквально дышит. И полной грудью восторга и нежности дышит вместе с ним зритель.
Важный момент режиссерской драматургии Марии Критской — маленький мечтатель сначала терпит неудачу. Северный полюс, о котором все его чаяния, успевают открыть до него, и это, конечно, трагедия главного героя. То, как он с этим справляется, как находит в себе смелость и силы сочинить новую мечту и подчинить ей мир, — главный посыл зрителю. Крах одной мечты — лишь повод для новой, и твое персональное величие начинается сразу за горизонтом (он же — граница зоны комфорта). Это и есть, по словам режиссера, «дар действенной мечты».
«КВАДРАТ», режиссер Дмитрий Крестьянкин Плохой театр
Спектакль «Квадрат» / пресс-служба фестиваля
Абсолютным фаворитом всех категорий зрителей (специальная премия взрослого жюри, приз зрительских симпатий детского жюри, премия Ассоциации театральных критиков и даже спецприз «Радио России») стал спектакль-дискотека «Квадрат» режиссера Дмитрия Крестьянкина. Это «Плохой театр», неправильный. Мало того, что он не берет деньги за билеты со зрителей и, соответственно, ничего не платит артистам. Он еще и не претендует ни на какое искусство. Просто громко звучит попса из 90-х. Просто пять парней (Никита Виноградов, Богдан Гудыменко, Александр Худяков, Константин Плотников, Леон Словицкий) играют в мяч на квадратной площадке условной сцены. Просто проживают 30 лет своей очень конкретной жизни из середины 80-х до наших дней. Просто зрителям можно подпевать, танцевать и жить вместе с ними уже до начала спектакля. И случается тотальное, внеконцептуальное и внежанровое, сверхиммерсивное и что ни на есть партиципаторное театральное счастье.
Дима Крестьянкин и команда «Плохого театра» ничего не придумали: записали реальные истории своего уличного взросления в спальных районах и выживания в нищете провинции 90-х в один очень честный сюжет о компании пятерых друзей. О драках за девочку на школьных дискотеках, о клятве в вечной дружбе, о страхе и смерти, о жизни вместе и порознь. И вышли с этим манифестом на спарринг к зрителю, глаза в глаза, без передышки на два с половиной часа. Но «манифест» — слово пафосное, и «спарринг» — словно вызов. В спектакле «Квадрат» нет ни пафоса, ни вызова. Только предельное откровение о себе, зажигающее зал 30-летних забытыми и теплыми словечками «сега и денди», «инвайт и юпи», «фишки и вкладыши». Только оголенная энергия, прямым потоком переливающаяся от артистов в зал и сбрасываемая зрителями в коллективных танцах. Только болезненное попадание в точку здесь и сейчас, смешное, острое, абсурдное. Зрители и пять артистов с самого начала находятся в такой плотной эмоциональной спайке, в абсолютном доверии друг другу, что волна хохота от неудачного первого поцелуя накрывает зал так же стихийно, как ужас и слезы в темноте зала от аудиоголосов умирающих в Афганской бойне русских мальчиков. Как прямо сейчас где-то неподалеку...
Тогда, в 90-е, донашивать за братом заграничные кеды, годами копить на велик, быть избитым обкуренными братками в подворотне казалось нормой. Но когда двадцатилетие после пожил в мире, где можно по-другому, и был уверен, что это навсегда, вероятность возврата в беззаконие и голытьбу эмоционально уничтожает, кажется приговором. В финале на смену пятерым взрослым героям выходит компания новых, девятилетних, мяч теперь на их стороне. Старая попса группы «Вирус» уступает новой — Тиме Белорусских. Только время, кажется, неизменное, русское безвременье. «В нашей стране вообще ничего не наступает. Мы живем всегда в ожидании чего-то. Но светлого будущего нет. И светлого настоящего нет тоже. Зато есть прошлое, достаточно темное, чтобы разглядеть в нем то, что имеет для тебя цену. Что светится и согревает». Правильно, конечно, что «Квадрат» вынесен за рамки конкурса, он — из разряда запрещенных, бьющий мимо искусства прямо в сердце.
Спектакль «Василисса» / пресс-служба фестиваля
Жюри в этом году присудило номинацию «Лучший спектакль» (и еще три номинации), а вместе с ней и главный приз — один миллион рублей — спектаклю «Василисса» (режиссер Филипп Гуревич), который РАМТ потратит на софинансирование спектакля «Остров сокровищ» (режиссер Александр Коручеков, премьера на большой сцене в сентябре 2022 года). Очевидно, что с точки зрения социальной поддержки денежный приз куда нужнее любому региональному театру. Но этот факт еще раз подчеркивает первостепенность эстетического над этическим в концепции фестиваля и бескомпромиссное требование жюри к профессионализму, минуя благородные социальные снисхождения. Возможно, именно это и делает «Арлекин» главной национальной премией в области театра для детей вот уже два десятилетия.
*Фестиваль «Арлекин» проходит при поддержке Министерства культуры РФ, СТД РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного Фонда «Арлекин», Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье».