Разговоры
2021-09-24 12:16 Интервью

Дмитрий Турков: «Театр нужен везде»

Известный всей театральной России Няганский ТЮЗ впервые обрел главного режиссера. Им стал Дмитрий Турков, тот самый, что несколько лет назад решился уехать из Петербурга в крошечное и далекое от городов Мотыгино. Мы узнали у режиссера, как он рассчитывает строить работу в Нягани, почему получает от спектаклей для детей большое удовольствие и зачем брать на себя ответственность за определенный театр.


Недоросль: Дмитрий, вы стали главным режиссером Няганского ТЮЗа. Как получилось, что вы решили сотрудничать с этим театром?
Турков: Летом меня пригласила директор театра Анастасия Постникова. Она позвонила как раз в тот момент, когда наша история в Мотыгино, где я работал художественным руководителем несколько лет, подходила к концу. Я был наслышан о Няганском театре, видел их спектакли, читал на них отзывы. О нем хорошо отзывались театральные критики. Все совпало. Летом я осмыслил предложение и согласился. Конечно, повлияло на мое решение еще и личное обаяние директора – она открытый, живой и явно очень деятельный человек, отлично известный всем в театральном мире.

Недоросль: В Нягани вы прежде ничего не ставили?
Турков: Нет, не доводилось здесь поработать.

Недоросль: В вашем новом театре всегда очень насыщенная жизнь. Теперь ее во многом будете формировать и определять вы. Какие у вас ближайшие планы?
Турков: Пока я только знакомлюсь с театром. Первый план – погрузиться в его дела, узнать, чем живет ТЮЗ и город. Понимаю, театр в Нягани любят. Это очень важный для меня критерий. Мысли и идеи уже вызревают, но сказать радикально: «Я приехал с определенной программой», не могу. Нет, я приехал пропитаться городом, чтобы оттолкнуться от людей – кто здесь чем живет, кто о чем мечтает. Мне это сейчас важно, впечатления повлияют и на выбор материала, и на все остальное.

Недоросль: То есть, какой будет первая постановка, пока не скажете?
Турков: Нет, она еще как тесто на кухне – набухает. Понятно, у меня есть свой «режиссерский портфель» с интересными мне текстами. Но материал должен резонировать с актерами, с атмосферой, со всем. Потому мне так важны впечатления о городе…. К примеру, мы с коллегами на днях проходили медосмотр и смотрели в поликлинике на окружающих людей. Может, это мнение неофита, новичка, но мы с ребятами отметили, что дружелюбие преобладает. В очереди все могли бы пособачиться, а только приятно друг над другом подтрунивают. Люди незлобно себя ведут. Такие детали формируют впечатление.
Я хочу отличаться от себя же, когда приезжаю в театр как приглашенный режиссер. Бывает, уже в процессе работы, когда пропитаешься театром и городом, понимаешь – эх, вот здесь надо было ставить другую историю! Жду, когда в Нягани появится чувство: «Вот что нужно!» Планирую с перспективой, здесь меня ждет не «короткая дистанция», когда приезжаешь в театр и быстро выпускаешь постановку. Когда ты приглашенный, то опираешься на мнение режиссера, который там работает, на запросы директора… Сейчас мне хочется воспользоваться привилегией новой должности и более выверено выбрать направление и материал для спектаклей. Надеюсь поближе познакомиться с актерами, понять, кто из них чем живет, что их печалит и радует. Это мой план на ближайшее время.

Недоросль: В Нягань вы приехали не один?
Турков: Да, вместе со мной будут работать в ТЮЗе артисты Никита Васильев и Николай Горлов, завтруппой Саша Горлова. Они мои давние творческие коллеги, мы познакомились еще в Петербурге, и они уезжали со мною в Мотыгино. 

Недоросль: Почему вы расстались с Мотыгино?
Турков: Наши планы и идеи не совпали с планами и идеями администрации, и мне не продлили контракт. Жаль, что обстоятельства сложились таким образом. Но это был бесценный опыт. К примеру, благодаря краудфандинговому проекту на «Планете», где мы собирали средства на ремонт театра, мы узнали, сколько прекрасных людей интересуются культурным развитием нашей страны и готовы участвовать в возрождении регионов. 

Если театр не востребован, надо работать не только в здании

Недоросль: Как в крошечном Мотыгино вы работали со спектаклями для детей и подростков, была ли там в них потребность?
Турков: Потребность в театре у детей и подростков есть везде. Просто они сами могут еще об этом не знать. Как говорится, нет людей, которые бы не любили стихи, просто есть те, кому это не открылось. С театром так же. В Мотыгино мы стремились и запустить молодежную студию, и работали с подростками, с детьми. Детей, которые были предоставлены сами себе, целые дни проводили на улице, прыгали с заборов, мы звали в театр. Что касается постановок, то мы старались делать спектакли для всей семьи. У нас были работы для малышей (мы представляли их в детском садике), для школьников. Чувствовалось, что детям интересно. Но нужна была работа более тщательная – открыть им театр не со сцены, как зрителям, а вовлечь их в процесс.
К примеру, мы проводили акцию – собирали мусор. Дети с радостью откликнулись, многим было просто нечем заняться. Мы попросили помочь, расчистить площадку. И все включились, у ребят появилось дело, загорелись глаза. Они у детей в Мотыгино немного потухшие… Не у всех, но у многих энергия детства уже гаснет, а благодаря совместному делу мы ее разожгли. Правда, успели там немногое – нас быстро остановили бюрократическими моментами. Впрочем, это детали. Важно, что театр нужен везде. Вопрос, как вовлекать, а инструментов много. Если театр не востребован, надо работать не только в здании, еще и «вокруг» него. Правда, в Нягани таких проблем нет. 

Недоросль: Вам как режиссеру интересны спектакли для детей и для подростков?
Турков: Как профессионал, стремлюсь работать со всеми жанрами. И так получилось, что именно детские, подростковые работы всегда приносили мне огромное удовольствие. Он близок артистам, а когда театр для них в радость, то появляется много энергии. Можно «развернуть» некое детство, которое в нас все равно остается в любом возрасте. Если удается дойти до внутреннего ребенка актера, то отлично, это в хорошем смысле сносит голову на репетициях всем нам, потом мы делимся эмоциями со зрителями. Как правило, в итоге рождаются спектакли для семейного просмотра, от них получают удовольствие и дети, и взрослые. Театр для семьи – направление, которое привлекает меня не меньше, чем «серьезные» работы, где рассматриваются взрослые проблемы.

Недоросль: Каких авторов вам бы хотелось поставить, если говорить об этом детском-подростковом направлении?
Турков: У меня особенно откликаются тексты таких авторов, как Михаил Бартенев, Юлий Ким, Григорий Остер. В драматургии Бартенев и Ким невероятные, неисчерпаемые для меня писатели! Я уже ставил «Снегурушку» Бартенева, но надеюсь, еще вернусь к его пьесам. Это выдающиеся тексты!

Стал главным режиссером, чтобы не расплескивать силы

Недоросль: В театре в Нягани много событий, и это не только спектакли, а также квесты и другие форматы. Собираетесь ли вы их использовать?
Турков: Конечно, я считаю, все, что высекает некую живую энергию, важно. Надо, чтобы зритель получал в театре то, чего он не может получить больше нигде. Важно только, чтобы желание сделать нечто оригинальное не перекрывало сам замысел. У меня были спектакли в нестандартных пространствах. Я занимался уличным театром, это другая история и хороший тренинг для актеров, такие работы требуют особых умений.
Еще когда я учился, у меня был опыт ведения свадеб и корпоративов, а это способность собирать людей в предлагаемых обстоятельствах. Помню, одна свадьба случилась летом, в очень жаркий день. Невеста еще вела себя активно, а остальные были без сил. Мне же надо было их организовывать и развлекать. Взял жару за предлагаемое обстоятельство, и сразу появилась какая-то энергия. А театр – он везде, где идет общение людей и есть живая энергия. Однажды я был в Алма-Ате, пришел в гости к знакомым, мы взяли их там-тамы. Парнишки стали настукивать, вдруг открылась дверь, и двое мужчин спросили: «Это у вас барабаны? Можно присоединиться?» Они тоже взяли там-тамы в руки и так профессионально начали отбивать ритмы! Мы словно провалились в доисторические миры. Я понимал: сейчас что-то происходит помимо моего сознания. В этом занят мой «древний» мозг. Это тоже театр, он может быть и таким. Я не мыслю его только стенами. Это реализация внутренней энергии, желаний, посылов, что может быть и внутри определенного театра, и вовне него.  

Недоросль: Не каждый режиссер хочет сегодня стать главным. Что заставляет занимать эту должность вас? 
Турков: Да, многие не хотят брать такую ответственность. Легче отстреляться, выполнить конкретную работу. Я тоже раньше так думал. Но когда ставишь спектакль, может, и бывают легкие постановки, только у меня таких было мало. Я обычно полностью отдаю все силы и после премьер буквально «уползаю». Задумался, на что я кладу свою жизнь. Энергия рассеивается, уходит в воздух... Либо мне надо научиться работать «левой ногой», без таких затрат сил, либо концентрировать энергию. Я нацелился на концентрацию. Нашлись и ребята, кому важно не расплескивать силы. Мы с ними работали в Мотыгино. Когда у тебя есть команда, то становится тоньше контакт с актерами, появляется другой результат, сама сценическая жизнь качественно начинает становиться иной. Поэтому, наряду с выездными постановками, мне важно иметь постоянную работу в театре, где есть возможность неспешной, глубокой творческой работы с группой единомышленников.