Лаборатории – для режиссёров ли, актёров, драматургов – занимают сегодня значительную долю в общем театральном процессе. Некоторые относятся к ним критически, полагая, что режиссёры, которые часто участвуют в лабораториях и ставят эскизы за несколько дней, привыкают к такому формату и начинают относиться к постановочному процессу поверхностно. Есть и другое мнение: лаборатории – это возможность молодым, ещё не слишком известным режиссёрам, заявить о себе, стать видимыми на огромной театральной карте страны. Это способ проверить на практике, насколько твои идеи «рабочие» и получится ли превратить их в полноценный спектакль.
Продюсер, директор «Театрального проекта 27» Наталия Сергеевская рассматривает лаборатории как трамплин для начинающих режиссёров. В прошлом году она с командой реализовала первую в Санкт-Петербурге сайт-специфическую лабораторию «Своё место», в рамках которой режиссёрам предлагалось придумать спектакль для подростков в нетеатральном пространстве. Жизнь созданных тогда эскизов не ограничилась показами на Удельном рынке и в культурных пространствах «Брусницын» и Севкабель Порт. Один из представленных тогда проектов – «Мир развязанных шнурков» – уже вошёл в репертуар «Театрального проекта 27».
Этой весной лаборатория «Своё место» получила продолжение в новом формате – в коллаборации с Vokzal 1853. Это пространство – не только самый большой фудмолл в России, который находится в историческом здании Варшавского вокзала, но и одна из ведущих событийных площадок в городе. В культурной программе – выставки, концерты, мастер-классы, фестивали, гастрономические события. При этом, по словам директора Vokzal 1853 Никиты Улыбина, не хватало познавательных активностей для детей школьного возраста и подростков, и эксперимент с театральной лабораторией стал идеальным решением. Посетители фудмолла увидели постановки, созданные молодыми режиссёрами, в которых раскрываются темы, важные для детей. Это был интересный опыт, который Vokzal 1853 хотел бы повторить.
Участниками лаборатории «Своё место» стали Александр Дегтярёв (он представил документальный и одновременно терапевтический эскиз, основанный на реальных историях и рассуждениях подростков и взрослых о прощении и прощании – о том, как всё это пережить), Варвара Сополева (всем известную гоголевскую «Шинель» она «поместила» в формат спиритического сеанса, на который действительно явился «дух» Башмачкина), Ильдар Хуснуллин (он создал альтернативную реальность, в которой Ромео и Джульетта празднуют свадьбу, а подростки и взрослые становятся участниками этого то ли эскиза, то ли полноценного перформанса).
Впечатлениями от лаборатории поделилась ее инициатор, Наталия Сергеевская.
Эскиз «Прощение / Прощание»
– Как родилась идея провести «Своё место» в здании бывшего Варшавского вокзала?
– Нас впечатлило пространство Vokzal 1853. Хотелось сделать там что-то сайт-специфическое. Так мы решили провести лабораторию «Своё место», которая как раз направлена на создание эскизов в нетеатральных пространствах. К тому же, сегодня много молодых режиссёров, которые хотят воплощать свои идеи. Лаборатория позволяет им проверить какие-то моменты за относительно небольшие деньги. Получается насыщенное культурное событие, от которого в выигрыше все: зрители бесплатно ходят на эскизы, похожие на почти готовые спектакли, молодые творцы реализуют свои замыслы, а мы, «Театральный проект 27» и Vokzal 1853, как организаторы, получаем резонанс в СМИ. Крутая история в плане взаимодействия бизнеса и негосударственной структуры.
– В чём ценность лабораторий, их специфика?
– Обычно на лаборатории не дают гранты, так как непонятен результат. Фонды считают, что это деньги впустую. Однако есть примеры, когда эскизы перерастают в успешные постановки. На прошлой нашей лаборатории «Своё место» был эскиз «Мир развязанных шнурков». Через полгода после показа авторы пришли ко мне и сказали, что хотят это играть. Поскольку у нас сейчас идёт ремонт нового здания, возможности заниматься выпуском нет. Тогда ребята всё взяли на себя. Спектакль получился мегаклассный, билеты на него сметают за минуты.
Ещё один момент: молодому режиссёру сегодня практически невозможно сразу попасть в театр, кроме как через участие в лабораториях. За редким исключением, как, например, Артём Злобин, который за свой первый спектакль получил премию «Топ-50» журнала «Собака» и вместе с этим – внимание модной аудитории. Его сразу стали приглашать театры. При этом каждый год выпускается по 20 режиссёров, которые долго ищут работу, потому что никто не хочет брать людей без имени. Лаборатории – это шанс для них.
Я – фанат лабораторий. Считаю, чем их больше, тем лучше. Возможно, здесь чуть меньше ответственности, но и больше свободы. Настрой другой, чем при создании репертуарного спектакля: ты понимаешь, что эскиз будет показан один раз, а значит он должен быть яркой, запоминающейся вспышкой.
– Нас впечатлило пространство Vokzal 1853. Хотелось сделать там что-то сайт-специфическое. Так мы решили провести лабораторию «Своё место», которая как раз направлена на создание эскизов в нетеатральных пространствах. К тому же, сегодня много молодых режиссёров, которые хотят воплощать свои идеи. Лаборатория позволяет им проверить какие-то моменты за относительно небольшие деньги. Получается насыщенное культурное событие, от которого в выигрыше все: зрители бесплатно ходят на эскизы, похожие на почти готовые спектакли, молодые творцы реализуют свои замыслы, а мы, «Театральный проект 27» и Vokzal 1853, как организаторы, получаем резонанс в СМИ. Крутая история в плане взаимодействия бизнеса и негосударственной структуры.
– В чём ценность лабораторий, их специфика?
– Обычно на лаборатории не дают гранты, так как непонятен результат. Фонды считают, что это деньги впустую. Однако есть примеры, когда эскизы перерастают в успешные постановки. На прошлой нашей лаборатории «Своё место» был эскиз «Мир развязанных шнурков». Через полгода после показа авторы пришли ко мне и сказали, что хотят это играть. Поскольку у нас сейчас идёт ремонт нового здания, возможности заниматься выпуском нет. Тогда ребята всё взяли на себя. Спектакль получился мегаклассный, билеты на него сметают за минуты.
Ещё один момент: молодому режиссёру сегодня практически невозможно сразу попасть в театр, кроме как через участие в лабораториях. За редким исключением, как, например, Артём Злобин, который за свой первый спектакль получил премию «Топ-50» журнала «Собака» и вместе с этим – внимание модной аудитории. Его сразу стали приглашать театры. При этом каждый год выпускается по 20 режиссёров, которые долго ищут работу, потому что никто не хочет брать людей без имени. Лаборатории – это шанс для них.
Я – фанат лабораторий. Считаю, чем их больше, тем лучше. Возможно, здесь чуть меньше ответственности, но и больше свободы. Настрой другой, чем при создании репертуарного спектакля: ты понимаешь, что эскиз будет показан один раз, а значит он должен быть яркой, запоминающейся вспышкой.
Эскиз «Повешенный в шинели»
– Какие впечатления от эскизов?
– Было около 30 заявок, и все очень интересные. Спокойно можно было сделать три лаборатории, так как 12 проектов – просто потрясающие. Что-то пришлось отклонить, но только лишь из-за требований пожарной безопасности. Были заявки по русской классике, по современной драматургии, заявлялись ребята из мастерских Григория Козлова, Льва Эренбурга. Запомнилась заявка Ивана Чигасова: он предлагал сделать аудиодорожку звуков старинного вокзала, которую можно было бы слушать в наушниках во время прогулки по современному пространству… Очень вдохновляет, когда видишь такой отклик. Значит, идея живая, и всё возможно.
Мы хотели затронуть разные театральные формы и соединить их с темами, актуальными для подростков. С одной стороны, смыслы места. Эскиз «Прощение / Прощание» Александра Дегтярёва – про это. С другой стороны – эскиз по «Шинели» Гоголя, где главная роль отведена атмосфере, специфике пространства. Хороший заход, чтобы привлечь подростков к школьной программе. Хоть мы и пишем в манифесте «Театрального проекта 27», что занимаемся только современной драматургией, но, так или иначе, к классике тоже обращаемся, только через другие вещи. Пропиарить «Шинель» подросткам сложно. Но когда это подаётся как сеанс гадания со спецэффектами – другое дело. Ещё один плюс – авторы приблизили зрителям Акакия Акакиевича, показали его не просто персонажем Гоголя, а живым человеком. У Варвары Сополевой, режиссёра эскиза, уже есть опыт сайт-специфических проектов. Недавно в музее Фаберже она сделала иммерсивный спектакль по выставке Бориса Григорьева. Редкий случай, когда музей использовал выставку как повод для создания театрального продукта. Ты можешь прочитать биографию в тексте, а можешь погрузиться в неё через визуальное искусство. Жаль, что всё это существует, только пока идёт выставка. В любом случае, мне кажется, у Вари интересное мышление, ей точно нужно развиваться в этом направлении.
– Было около 30 заявок, и все очень интересные. Спокойно можно было сделать три лаборатории, так как 12 проектов – просто потрясающие. Что-то пришлось отклонить, но только лишь из-за требований пожарной безопасности. Были заявки по русской классике, по современной драматургии, заявлялись ребята из мастерских Григория Козлова, Льва Эренбурга. Запомнилась заявка Ивана Чигасова: он предлагал сделать аудиодорожку звуков старинного вокзала, которую можно было бы слушать в наушниках во время прогулки по современному пространству… Очень вдохновляет, когда видишь такой отклик. Значит, идея живая, и всё возможно.
Мы хотели затронуть разные театральные формы и соединить их с темами, актуальными для подростков. С одной стороны, смыслы места. Эскиз «Прощение / Прощание» Александра Дегтярёва – про это. С другой стороны – эскиз по «Шинели» Гоголя, где главная роль отведена атмосфере, специфике пространства. Хороший заход, чтобы привлечь подростков к школьной программе. Хоть мы и пишем в манифесте «Театрального проекта 27», что занимаемся только современной драматургией, но, так или иначе, к классике тоже обращаемся, только через другие вещи. Пропиарить «Шинель» подросткам сложно. Но когда это подаётся как сеанс гадания со спецэффектами – другое дело. Ещё один плюс – авторы приблизили зрителям Акакия Акакиевича, показали его не просто персонажем Гоголя, а живым человеком. У Варвары Сополевой, режиссёра эскиза, уже есть опыт сайт-специфических проектов. Недавно в музее Фаберже она сделала иммерсивный спектакль по выставке Бориса Григорьева. Редкий случай, когда музей использовал выставку как повод для создания театрального продукта. Ты можешь прочитать биографию в тексте, а можешь погрузиться в неё через визуальное искусство. Жаль, что всё это существует, только пока идёт выставка. В любом случае, мне кажется, у Вари интересное мышление, ей точно нужно развиваться в этом направлении.
Эскиз «RG»
Эскиз RJ (по первым буквам имён Ромео и Джульетты. – Прим. ред.) Ильдара Хуснуллина, ученика Виктора Рыжакова, сделан в формате вечеринки. Не все подростки сразу в такое включаются, многие сначала просто сидели – так всегда бывает. Но те, кто вовлекался в происходящее, получил максимальное удовольствие. Глубины эскизу придаёт контекст: это не просто абстрактная дискотека. Это свадьба молодых людей, которой не может быть в реальности, людей, чья жизнь, как мы знаем, окончилась трагично. Ты танцуешь, веселишься, но стоит вспомнить шекспировскую историю, и накатывает леденящий ужас. Истории о не случившемся очень цепляют. Плюс сценографически интересно придумано: вокруг были развешены куски материала, которым закрывают фасады зданий во время реконструкции, и пространство приобрело какой-то оттенок сепии, ощущение, будто ты под водой. Подобный перформанс мог бы стать классным празднованием дня рождения для подростков. Но, поскольку всё это имеет постдраматический бэкграунд, это всё-таки можно назвать театром.
То, что получилось, может нравиться или не нравиться, но в любом случае – это творческое высказывание. Мне кажется, нам удалось соединить коммерческую составляющую – пространство фудкорта – и искусство. И всё это стало большой радостью для всех нас.
То, что получилось, может нравиться или не нравиться, но в любом случае – это творческое высказывание. Мне кажется, нам удалось соединить коммерческую составляющую – пространство фудкорта – и искусство. И всё это стало большой радостью для всех нас.