Разговоры
Колонки

Татьяна Боброва: В Севкабельном порту…

О выставке «Russian kids case»

15 ноября в Санкт-Петербурге состоялась выставка-презентация «Russian kids case — Новое искусство для новых зрителей» в пространстве «Севкабель Порт». Разговор о современном искусстве для детей в присутствии виновников торжества.

…По большому холлу гуляет гигантская Пиковая дама от петербургского театра «Кукфо», впечатляющих размеров пурпурная Улитка тащит свой огромный домик. Публика радостно селфится с ними и бегает рисовать на стене персонажей в шляпах, кто-то обзавелся уже пачкой флаеров, кто-то рассматривает и фланирует между рядами стоек с названиями приглашенных театров-резидентов. Это формат квеста для зрителей – они становятся главными участниками и выбранной аудиторией.


Общественное пространство «Севкабель Порт» на берегу Финского залива с недавнего времени стало модным местом, которое из фабричного участка превращается в креативный кластер с системой кафе, стритфудов, концертным залом и впечатляющим видом на море. Место прекрасно соответствует разноформатным событиям – в том числе выставочному проекту «RussianKidscase» и закрытию II Международного Большого детского фестиваля. Фестиваль – детище художественного руководителя Сергея Безрукова – отличает большой размах от театра до нового цирка, от кинематографа для детей до мультфильмов.

«RussianKidscase» в этом формате должен был продемонстрировать размах и широту театров России, которые работают для детей. Более пятидесяти резидентов получили возможность представить свой театр/фестиваль/проект/киностудию в выставочном формате корнеров, когда в вашем распоряжении буквально вешалка с названием театра/проекта/фестиваля (а с чего еще начинать театр, право), телевизионные экраны с видеороликами спектаклей или событий – и ваша креативная фантазия, как можно представиться друг другу. С одним «но» – это не только профессиональная ярмарка талантов и самопиара театров Твери, Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Севастополя.


У «Russiankidscase» – миссия развернуться лицом к публике, о которой столько говорят театры, то есть максимально приблизить развлекательную, витальную природу театра к детской аудитории с родителями. Показать, что в этой вселенной есть уличный театр и крутые издательские проекты с современной литературой, приблизить аудиторию к новому цирку и именно детскому кинематографу. То есть фокус приближения работает не столько на презентацию профессионального сообщества друг другу, но на показ именно для публики, как работают эти механизмы и что нового есть в театрах от Москвы до Великого Новгорода, от Красноярска до Улан-Удэ.

Потому каждая стойка театра обладает артефактом спектакля – например, настоящий макет из постановки «Алые паруса» стоит на корнере Санкт-Петербургского ТЮЗа имени Брянцева или печальный принц-деревянная кукла из спектакля «Научи меня летать» Няганского ТЮЗа охотно фотографируется с детьми, тогда как родители листают буклеты о драматургическом проекте «Я есть» в Нягани. А уже сама публика решает, узнать о Международном фестивале «Царь-Сказка»/Kingfestival в Великом Новгороде (и отправиться ли туда для культурного туризма) или посмотреть на настоящий реквизит спектакля «Вафельное сердце» от московского театра ТО9. К этому же призывают и квесты, которые между стойками проходят толпами юные активные зрители, изучая, были ли в древней Греции билеты на спектакль или где вообще Нягань находится (а активность тут в большом пространстве и правда зашкаливает).

В то время как взрослые общаются в формате открытых бесед. Например, Марина Райкина разговаривала с целой плеядой деятелей театра для детей на тему «Современный театр — детскому театру: друг или враг?». В беседе приняли участие художественный руководитель фестиваля Сергей Безруков, художественный руководитель Детского музыкального театра им. Сац Георгий Исаакян, художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Роман Феодори, главный режиссер Большого театра кукол Руслан Кудашов и художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. И на фоне всей дискуссии о том, какие темы важны и что можно в театре для детей, ярче всего звучит именно фраза Алексея Бородина, что современных детей надо ограждать всего от двух вещей и только от них – от пошлости и жестокости. Кстати, именно в этот день на закрытии Большого детского фестиваля именно Алексей Бородин получил приз «Легенда театра для детей и юношества» (и с этим трудно не согласиться).

Для встречи театров формат «Russian Kids case» – не исключительно деловой, а именно что публичный, открытый не только для контактов творческих, общественных, но и для зрителей всех возрастов. Благодаря такому формату зрители включают театр в систему своих ценностей – потому что театральная вселенная соприкасается с новинками современной литературы, публичными дискуссиями, а от встречи с ростовым слоником рукой подать до культурного туризма и похода на фестиваль. На подобной выставке театр от зрителя оказывается на расстоянии вытянутой руки, вне зависимости от километров, которые отделяют театры Новосибирска и Воронежа от петербургской публики и друг друга.

Фото Марины Воробьевой