Тексты
Обзоры

Сохранить невозвратное

О спектакле «Стражи музея» Социально-художественного театра и Театрального музея (филиала Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства)

Спектакль «Стражи музея» — словно добрый друг, который берет за руку и бережно проводит по лабиринтам музейных залов и режиссерского замысла. Деликатно и в то же время играючи, с юмором подводит к важным темам, избегая излишней серьезности и пафоса. «Стражи музея» — еще один проект Театрального музея, который реализуется в коллаборации с петербургскими режиссерами и художниками. В этот раз — с Социально-художественным театром. Ранее из подобного музейно-театрального сотрудничества выросли аудиоспектакль «Портрет», в котором рассказы сотрудников музея переплетаются с историей его основателя — мецената и коллекционера Левкия Жевержеева (режиссер Никита Славич, драматург Александра Сальникова), «Красный фонарь» Дмитрия Крестьянкина, основанный на воспоминаниях последнего директора Императорских театров Владимира Теляковского (спектакль о театре на переломе эпох, с одной стороны, и о нас сегодняшних — с другой). Документальный спектакль-променад «Шаляпин. Прогулка» реализовывала большая команда под руководством автора проекта Константина Учителя и магистрального режиссера Дмитрия Крестьянкина. И это не весь список.

Все эти проекты последовательно, целенаправленно расширяют представления о Театральном музее как институции, показывают, что музейное искусство — это не только сохранение истории, памяти. Музей — это живой организм, место, где сконцентрированы смыслы, способные поддержать в любые, даже самые сложные времена. Музей — это систематизированный опыт поколений, который отвечает на сегодняшние вызовы. Музей — это место, где копится время, где можно заглянуть в прошлое и увидеть вечность, где рождается и сохраняется любовь. Об всём этом — спектакль «Стражи музея», зрители которого в сопровождении «смотрительниц» совершают путешествие по залам Театрального музея.

«Экскурсия» продолжительностью чуть больше часа играет со временем: в каждом зале минуты словно текут по-другому. Роль проводников играют актрисы Ксения Плюснина и Кристина Токарева. Они перевоплощаются в смотрительниц, у каждой из которых — свой характер, костюм, манеры, роль, своя история. Вступая в диалог друг с другом и со зрителями, актрисы деликатно, ненавязчиво предлагают стать соучастником процесса, а не только наблюдателями.
Одна из сильных сторон спектакля — умение Ксении Плюсниной и Кристины Токаревой устанавливать контакт с аудиторией любого возраста. Они идут через юмор, цельность образа, объемность характеров. Мы ничего не знаем про этих персонажей, их судьбу, но они сразу становятся невероятно близкими и интересными. Может, потому, что от их игры возникает ощущение, что и ты им интересен. Тебя, зрителя, не оценивают, от тебя ничего не ждут — просто приглашают вместе совершить путь.

Костюмы, смена образов тоже не дают отключиться от происходящего. Шерстяные, твидовые и вельветовые пиджаки, жакеты в рубчик или в клеточку, темно-синяя блуза или ярко-красное платье почти в пол, розовая шаль с бахромой или теплая юбка до колен. Всё это — в сочетании с безумно-кудрявым париком или замысловатой укладкой, приглаженным пучком, короткой стрижкой или забранными ободком локонами. Образы смотрительниц разнообразны и не похожи один на другой. За этим преображением интересно наблюдать, подмечая, как один темперамент сменяет другой, как за беззаботной юностью следует деловитая собранность, как смешливая игривость сменяется романтичной увлеченностью, меланхоличной задумчивостью или строгостью к соблюдению исторических фактов. Каждый образ уникален и создан с огромной любовью. Та же любовь есть в сказках Ирины Зартайской, которые стали литературной основой этого спектакля. Не связанные друг с другом, короткие истории с новой стороны раскрывают профессию музейных смотрителей и показывают их чуткими наблюдателями, которые замечают то, что не видим мы, посетители, забежавшие в музей на час.

«Стражи музея» — не совсем экскурсия. Здесь не будут рассказывать об истории и особенностях экспонатов. Но обратить на них внимание предложат и помогут взглянуть по-новому — не как на застывший во времени артефакт, но как на практически одухотворенный объект, в котором есть тайна, есть что-то важное для нас, живущих сегодня. Что-то, что становится всё более ценным с течением времени.
В каждом новом помещении музейного пространства — игра со зрителем. Всё начнется с поиска перепутанных этикеток. В следующем зале в темноте, при свете фонариков, с помощью приемов теневого театра будет разыграна история о том, как Федор Шаляпин перевоплощался в Мефистофеля. Там же мы узнаем заповеди смотрителя — полные жизненной мудрости, практической ценности, юмора и любви к посетителям постулаты: «Не усни на стуле», «Не ворчи на детей», «Запрещаются огнеопасные, режущие, колющие слова». Еще одна заповедь гласит: «Время не тетка — пирожка не даст». Зрителям снова напомнят, что жизнь здесь не поставлена на паузу, и предложат пройти в следующий зал, где дети и взрослые разделятся на две команды и попробуют себя в жанре пантомимы. Без слов, лишь жестами и застывшими позами они изобразят фрагмент из «Ромео и Джульетты» и «Гамлета». Кому-то выпадет сыграть Принца Датского, кому-то — тень его отца, а кому-то — влюбленных жителей Вероны. Распределение ролей не зависит от возраста участников и актерских способностей.

Но вот уже снова нужно двигаться дальше — туда, где участникам «экскурсии» расскажут о реквизите, о том, как создаются декорации, о том, что театральные костюмы, как и люди, тоже мечтают играть на великих сценах. Рассказ о сценическом платье актрисы Маргариты Савиной, которое в конце XIX века привезли из Парижа в Россию для спектакля «Месяц в деревне» (чем заставили его страдать), представляет костюм равнозначным человеку и становится историей о том, как важно осознать и принять свое место, даже если поначалу оно тебе немило. В этом же зале случится «чудо», когда очередная смотрительница в ярко-красном плате заведет полифон — старинную музыкальную шкатулку выше человеческого роста в высоту. Прежде чем пойти дальше, зрители вместе вслушаются в звуки вальса «Невозвратное». С этой мелодией им еще предстоит встретиться в самом финале.

Театрально-музейная прогулка оживляет и одухотворяет всё. Сухие факты из истории театра, предметы ушедших эпох становятся близкими и живыми благодаря актерской игре, осмыслению прошлого через игру и личное отношение актрис. Особенно трогательный эпизод — рассказ смотрительницы, которая с детства мечтала стать балериной, но так долго не решалась зайти в балетный класс, что однажды в отражении обнаружила себя… старушкой. История о растворившейся во времени, потерянной мечте переплетается с воспоминаниями девочки (этой же смотрительницы в детстве), которая верила, что ее бабушка умеет летать. Этот эпизод отсылает к повести Ирины Зартайской, которая так и называется — «Все бабушки умеют летать». Это искреннее произведение о разных поколениях, о том, как истинная любовь взрослых формирует детские впечатления и помогает ощутить счастье — тот необходимый эмоциональный опыт, который необходим, чтобы стать человеком.
Спектакль стремительно движется вперед и не застывает ни на минуту: раскрывает внутреннее устройство театра, предлагает зрителям подумать, посмеяться, восхититься, погрустить. Всё это выводит спектакль за пределы постановки только лишь о музее или только лишь о театре. «Стражи музея» — это гимн любви искусству вообще — той творческой силе, которая фиксирует человеческие переживания, помогает осмыслить жизнь, структурировать хаос. Одновременно это признание в любви к людям, которые не только создают, но и сохраняют прекрасное, к людям, которые «накопили много прошедшего времени». «Стражи музея» — выражение искреннего уважения к возрасту, к старости — ее хрупкости и красоте, к мудрости седин.

В финале спектакля зрители снова оказываются со смотрительницами, которые встречали их в самом начале. В последнем зале героини поднимутся по винтовой лестнице — проводницы, хранительницы времени и смыслов, ставшие за это недолгое время родными. Вместо них внизу останутся маленькие куклы, очень похожие на героинь Ксении Плюсниной и Кристины Токаревой и не менее живые и чувствующие, чем сами актрисы.

Спектакль «Стражи музея» полон любви и тепла, доброго юмора и внимательного отношения к зрителю. Здесь четко и взвешенно выдержан баланс образовательной и развлекательной, визуальной и смысловой составляющих. Чередование моментов, где можно улыбнуться, почувствовать себя ребенком, и моментов, где хочется остановиться и подумать, гармония смыслов и игры, юмора и философии делает спектакль цельным высказыванием театра и музея.

Фото: Источник