Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Оренбург, Омск, Самара, Красноярск, Казань, Озерск, Барнаул, Тула - вот неполный список городов, где в театрах кукол можно увидеть спектакли режиссера Светланы Дорожко, Это затрудняет задачу написать объемный портрет, но можно выбрать ракурс. Свою оптику для текста подсказывает и время его написания.
Сегодня в спектаклях Дорожко читается мотив человеческой уязвимости. Это может быть вариант, который понятен детям. Пять Корнеев Чуковских в спектакле Московского детского театра теней «У меня зазвонил телефон» (2013) пытаются ответить на все запросы, но и у них иногда сдают нервы. Или тема может быть решена смешно и эмпатично как в постановке рассказов Зощенко. «Уважаемые граждане» Оренбургского театра кукол «Пьеро» (2014) – групповой портрет людей, стремящихся к счастью, но едва достигающих даже тихого мещанского комфорта. Наконец, абсурдно как в «Человеке из Подольска» (2021).
Популярная пьеса Дмитрия Данилова идет в Алтайском театре кукол «Сказка». Количество полицейских в версии Дорожко увеличивается, и они получают имена. Волков, Зайцев, Белкин и Михалыч в масках-балаклавах животных, соответствующих им фамилиям и отчеству, учиняют как будто сказочный допрос современному обывателю. Николай из Подольска оказывается небольшой тростевой куклой, скованной в движениях, а в начале актера Петра Кобзева вытаскивают на сцену из зала: на его месте мог бы оказаться каждый.
Сегодня в спектаклях Дорожко читается мотив человеческой уязвимости. Это может быть вариант, который понятен детям. Пять Корнеев Чуковских в спектакле Московского детского театра теней «У меня зазвонил телефон» (2013) пытаются ответить на все запросы, но и у них иногда сдают нервы. Или тема может быть решена смешно и эмпатично как в постановке рассказов Зощенко. «Уважаемые граждане» Оренбургского театра кукол «Пьеро» (2014) – групповой портрет людей, стремящихся к счастью, но едва достигающих даже тихого мещанского комфорта. Наконец, абсурдно как в «Человеке из Подольска» (2021).
Популярная пьеса Дмитрия Данилова идет в Алтайском театре кукол «Сказка». Количество полицейских в версии Дорожко увеличивается, и они получают имена. Волков, Зайцев, Белкин и Михалыч в масках-балаклавах животных, соответствующих им фамилиям и отчеству, учиняют как будто сказочный допрос современному обывателю. Николай из Подольска оказывается небольшой тростевой куклой, скованной в движениях, а в начале актера Петра Кобзева вытаскивают на сцену из зала: на его месте мог бы оказаться каждый.
Спектакль «Русалка Света из деревни Перемилово»
Дорожко часто ломает четвертую стену. Самый яркий пример - спектакль театра «Кукольный формат» «Русалка Света из деревни Перемилово» (2011). Светлана стала не только сорежиссером вместе с Анной Викторовой, но и сыграла заглавную роль. Во втором действии ее тезка свободно общается с потенциальными женихами, а в антракте вместе с партнерами Дорожко выходит из-за ширм в фойе. Нарядные жители в парадных бусах объясняют правила спасения на водах и вручают пришедшим сухие пайки на случай наводнения.
В спектакле «Огниво” Московского театра кукол (2015) актеры бродячей трупы имени Г.Х.Андерсена, лихо управляясь с музыкальными инструментами, встречаются со зрителями в фойе и выходят на сцену из зала. Если говорить о ракурсе уже режиссера, то Дорожко интересно смотреть на знакомые сюжеты чужими глазами, И театр в театре - самый простой ход. В первой части спектакле Московского детского театра теней «Шерлок» (2014) – «Собаке Баскервилей» – повествование ведет сама собака, и ее потусторонний ритм не совпадает со стремительными погонями Шерлока и Ватсона на ширме. Эти два персонажа сыграны перчаточными куклами, и им положено везде успевать.
В спектакле «Огниво” Московского театра кукол (2015) актеры бродячей трупы имени Г.Х.Андерсена, лихо управляясь с музыкальными инструментами, встречаются со зрителями в фойе и выходят на сцену из зала. Если говорить о ракурсе уже режиссера, то Дорожко интересно смотреть на знакомые сюжеты чужими глазами, И театр в театре - самый простой ход. В первой части спектакле Московского детского театра теней «Шерлок» (2014) – «Собаке Баскервилей» – повествование ведет сама собака, и ее потусторонний ритм не совпадает со стремительными погонями Шерлока и Ватсона на ширме. Эти два персонажа сыграны перчаточными куклами, и им положено везде успевать.
Спектакль «Елизавета Бам»
Мои любимые спектакли Светланы – «Недоросль» (2019) и «Елизавета Бам» (2022). Первый шел в Барнауле, второй поставлен Дорожко в Санкт-Петербургском кукольном театре Сказки в качестве его главного режиссера. Тема насилия найдена в старинной пьесе Фонвизина и подчеркнута у Хармса. Неожиданная агрессия страшнее запланированной. Митрофан не знает, чем все закончится. Первая реплика Бам в пьесе: «Они обязательно войдут, чтобы поймать меня и стереть с лица земли», и в этом ее спасение.
В «Недоросле» визуально цитируется русский авангард (художник Светалан Рыбина), Простаков – это в прямом смысле слова марионетка в руках жены, а Стародум – увенчанный лавром набеленный бюст, готовый в любой момент широким ленинским жестом указать направление светлого будущего. Два говорящих ровным тоном близница Правдина – единственные, кто скрывает лица за форменными картузами цвета хаки. В финале они, как официальные представители власти, отработанным жестом ударят Митрофана в живот и заставят надеть сапоги.. И тут по-настоящему становится страшно за пусть и не самого симпатичного парня в пижаме.
В «Недоросле» визуально цитируется русский авангард (художник Светалан Рыбина), Простаков – это в прямом смысле слова марионетка в руках жены, а Стародум – увенчанный лавром набеленный бюст, готовый в любой момент широким ленинским жестом указать направление светлого будущего. Два говорящих ровным тоном близница Правдина – единственные, кто скрывает лица за форменными картузами цвета хаки. В финале они, как официальные представители власти, отработанным жестом ударят Митрофана в живот и заставят надеть сапоги.. И тут по-настоящему становится страшно за пусть и не самого симпатичного парня в пижаме.
Спектакль «Человек из Подольска»
В «Елизавете Бам» гротеск множится в парах коверных. Петр Николаевич и Иван Иванович предстают в трех ипостасях, и с переменой обрастают масками и костюмами словно броней (художник Александр Алексеев). Бам визуально взрослеет и стареет с каждой сценой. Спектакль идет в фойе, где есть возможность посадить зрителей с двух сторон от основной площадки и использовать архитектурную вертикаль – винтовую лестницу. Ольга Зайцева в заглавной роли эмоционально, но старательно очерчивает скотчем свои границы, это напоминает «Догвиль».
Нарушение границ – еще одна вариация выбранной темы. Уже в дебютном спектакле «Калямаля» Ивановского театра кукол (2010, пьеса написана самой Дорожко) мама делает шаг и попадает в пространство детского рисунка. Другая мама, вернее четыре мамы-рассказчицы, отправляются к Бабе Яге за живой водой для мальчика Сережи. Спектакль Красноярского театра кукол так и называется - «Супермама» (2015) и поставлен он по сказке Сергея Седова. Уязвимость персонажей не всегда ставит их на позицию жертвы, бывает, что это дает силу исправить мир к лучшему.
Нарушение границ – еще одна вариация выбранной темы. Уже в дебютном спектакле «Калямаля» Ивановского театра кукол (2010, пьеса написана самой Дорожко) мама делает шаг и попадает в пространство детского рисунка. Другая мама, вернее четыре мамы-рассказчицы, отправляются к Бабе Яге за живой водой для мальчика Сережи. Спектакль Красноярского театра кукол так и называется - «Супермама» (2015) и поставлен он по сказке Сергея Седова. Уязвимость персонажей не всегда ставит их на позицию жертвы, бывает, что это дает силу исправить мир к лучшему.