Московский театр кукол придумал и провел «Чехонте_фест» – фестиваль, посвященный спектаклям по произведениям одного автора. После него интересно подумать о том, как сегодня на сцене театра кукол реализуется «Каштанка». На примере двух спектаклей: премьере режиссера и художника Амира Ерманова в МТК и перфомансе «В ученом обществе» Иры Криворуковой и Вани Заславца в Научно-Технологическом театре. Ипостаси Каштанки могут рассказать о возможностях и приемах, технологии и визуальной составляющей актуального театра кукол.
«Сон!», - произносит Нина Заречная в финале второго акта «Чайки». Надежда на приятные видения после смерти посещает Астрова в «Дяде Ване». Каштанка тоже спит. Тягучие чеховские сны, как ни странно, кажутся счастливыми. Наверное, на фоне реальности. В Чехове-писателе регулярно стараются увидеть Чехова-врача. Так вот, сон лечит. Кстати, о Заречной. Каштанка становится антиподом знаменитой «чайки». Ею не увлекли творчество и слава, она выбирает абьюзивные отношения со стороны своих привычных хозяев.
«Каштанка» / фото: Полина Королева
Девушка с двумя хвостиками, в платье с рыжим отливом. Так обычно появляется Каштанка на сцене драматических и музыкальных театров. Кукольных интерпретаций еще больше. Потому что, во-первых, этот текст Чехова может быть адресован детям. Во-вторых, животные – вызов художнику: как показать на сцене животных, оставляя их узнаваемыми особями своего вида, при этом не потеряв индивидуальности литературного персонажа.
“Если бы она была человеком, то наверное подумала бы: “Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!”. В спектакле МТК тоже есть актриса, которая в живом плане представляет душу Каштанки - Екатерина Филиппова. Она читает ее мысли. Но этот текст режиссер оставляет не ей, а вместе с пистолетом передает актеру Евгению Ильину, который в партнерстве с Дмитрием Заставным, Александром Принцевым и Яковом Роткиным управляет огромной куклой (в руках Ильина - голова). Каштанка персонаж с несколькими сущностями.
Оба спектакля представляют герметичные миры. У Ерманова все действие происходит в столярной мастерской, заглавная героиня – огромный верстак, и даже вместо снега на сцену падает стружка. При этом здесь есть место и людям, и реалистичным маскам, и куклам разных систем. Так теневые – это сон во сне. Здесь у собаки вырастают крылья, как у бабочки, что в спектаклях Ерманова стало важным для художника образом, своеобразным автографом на картине.
«В ученом обществе» / фото: Анна Гребляускайте
Unitree A1, так называемый робот-собака, которым управляет во время перфоманса сам Ваня Заславец, умеет делать все те же действия, что реальные животные, только благодаря видимости каждого этапа движения они становится еще выразительнее. Роботы могут подойти к двери, уткнуться в вертикальную стеклянную поверхность, но не двинуться дальше. Этим они похожи на животных. Робот играет роль или выполняет действия согласно прописанной оператором программе? На площадке он достигает максимальной степени достоверности и безусловности существования.
Спектакли по-разному относятся к хрестоматийному чеховскому тексту. Ерманов, насколько это возможно, сохраняет его, превращая в коллективный рассказ. Персонаж Евгения Рыжика в пространстве Научно-Технологического театра, хоть и назван Месье Жоржем, произносит отвлеченные тесты философского характера, например, на евангельские темы.
Нетерпеливый ритм существования – контрапункт течению слов в обоих спектаклях. В первые минуты «Каштанки» многочисленные персонажи спешат и спотыкаются. «В ученом обществе» Каштанка иногда стоит на месте, но от возбуждения перебирает лапами.
Оба спектакля представляют все события глазами собаки. В НТТ буквально: мобильный телефон, морда собаки, ведет прямой эфир, который транслируется на стены «белого куба» выставочного пространства ММОМА. В МТК огромная собака становится центром собственного мироздания, где она смотрит на всех остальных, в отличие от реального животного, сверху вниз.