Тексты
Обзоры

Я здесь. Такие дела


Тверской ТЮЗ относится к лабораториям серьезно, с их помощью выстраивая будущий репертуар. Темой «первого культурного события города» в 2021 году стала классика мировой литературы.

«Майская ночь, или Утопленница»
«Майская ночь, или Утопленница»

Оксана Погребняк живет и работает в Белгороде, недалеко Харьков, куда в прошлом белгородцы могли приезжать, переходя границу упрощенно. Об этом зрители узнали из вступительного слова режиссера. Впрочем, оно оказалось зачином, важной частью эскиза «Майская ночь, или Утопленница». Оксана в своем независимом театре «Новая сцена» ставит преимущественно современную драматургию, это ее редкий опыт работы как с классикой, так и с большой госструктурой. Современный театр и тексты Оксана узнала на украинских фестивалях, но потом все изменилось, а осталась среди прочего любовь к Гоголю. «Я бы вышла за него замуж», – говорит режиссер, и ее настроение подхватывают актеры, точно работая в технике сторителлинга.

«Майская ночь, или Утопленница»
«Майская ночь, или Утопленница»

Их рассказы разнятся по драматизму, но равнозначны по включенности и искренности. Елена Фомина говорит о том, как объявление на Авито познакомило ее с семьей с больным ребенком, переехавшей из Луганска, а Роман Клоков вспоминает о своей увлеченности мультфильмом про усатых казаков. Но текст Гоголя тоже прозвучит в спектакле, не потеряв своей красоты, в сопровождении новой украинской музыки, и будет решен оригинально и поэтично. Вся сцена наполнена проводами, которые позволяют актерам работать с лампочками в руках, включая и выключая их, и здесь есть место свету, энергии, тени, опасности. Автор провоцирует театр на собственное актуальное высказывание, а современная рефлексия позволяет по-новому прочитать его текст.

«Майская ночь, или Утопленница»
«Майская ночь, или Утопленница»

Учебники методично связывают «Осеннюю скуку» Некрасова с последующим появлением пьес Чехова. Режиссер Александр Баркар увидел в ней пример театра абсурда. «Который час?», – раздается первая реплика, на которую нельзя найти ответ в мире спектакля, заданном сценографией из ширм, на которых римские цифры на часах даны в строгом беспорядке, а стрелок нет вовсе. Баркар – единственный из режиссеров лаборатории, решивший представить не современного персонажа. Игорь Лебедев играет классического героя, который, кажется, что актуален всегда. Разве что к вечному российскому абсурду добавлен легкий намек на гоголевские-булгаковские мистические мотивы с невидимой шубой и рыжеволосой красавицей (Виктория Бакластова), которая только притворяется кем-то из прислуги и всегда готова взлететь на подобии метлы. «Все идет по плану», «надо только подождать» – пытается утешить саундтрек, перепевающий популярного сегодня в театре Егора Летова.

Вера Попова обратилась к нескольким сценам из романа Питера Акройда «Король Артур и рыцари круглого стола», заняв в своем эскизе исключительно мужчин. Зрители, занимая стулья, хаотично расставленные на площадке, могут не приметить исполнителей. Они молоды, носят пиджаки-casual и портативные колонки. Оттуда сначала доносится авторский текст: аудиокниги, в том числе и мотивационные, что нынче в моде. Сегодня дела решает офисный планктон. 

«Король Артур и рыцари круглого стола»
«Король Артур и рыцари круглого стола»

Вторая интересная тема эскиза – вынужденная публичность почти любого жеста в наше время. Возвращение Ланцелота (Андрей Иванов) и его объяснение с рыцарями решено как официальный выход персонажей, пред ними – стойки с микрофонами, в руках – красные папки с документами, подписали – поменялись. Подразумевается широкое представительство прессы на событии, на котором приветствуются продолжительно демонстрируемые рукопожатия и широкие улыбки. В одной из сцен Сергей Грищенко оставляет роль короля Артура и подходит к надоедливо звучащему мобильному. Он рассказывает о собственных планах на вечер, к которым прислушиваются – хотят они того или нет – зрители.

«Король Артур и рыцари круглого стола»
«Король Артур и рыцари круглого стола»

«Где здесь Я?» Павла Макарова оказался образцом спектакля для подростков европейского подхода. Второе название эскиза не менее важно – «Рано. Поздно. Никогда». Он не только говорит об острых темах, заданных классическими персонажами Сэлинджера, Гессе, Ведекинда, но и позволяет юным зрителям узнать, что такое современный театр. Театр, который занимает пространство не сцены, а лофта центра современной культуры «Рельсы». Театра, где драматург Гуля Насырова органично и остроумно соединяет фрагменты зарубежных текстов с мечтами актеров о Байкале и воспоминаниями об уроках русского языка. Театра, где актеры играют в сложной манере жонглирования образами. Вроде бы они типажи-маски, смешные в своих характерных жестах, но рано или поздно позволяют себе откровения и слабости. Дарья Астафьева вдруг отпускает свою во многом наделанную улыбку заботливой матери, чтобы почти прокричать, как потом дети «к психологам ходят, матерей клеймят», а ее персонаж всего лишь поступал, как было традиционно принято в их семье, наигрывая «К Элизе» и требуя у дочери держать «все части тела в тепле».

«Где здесь Я?»
«Где здесь Я?»

Алексей Пучков рассуждает о блудном сыне и рассказывает историю, в которой буквально переходит границу между семьей, поющей «аллилуйю» перед трапезой и сборищем ровесников, рассказывающих о самых стыдных историях в жизни и способных на шантаж. Это эскиз о подростках, странном времени, которое одновременно тянется и пролетает, переходном возрасте, который, в свою очередь, тоже такой разный. Одни уже пьют пиво, другие только начинают слушать модную музыку в телефоне, и она буквально каждый год своя. Юмор в узнавании подростковых проблем и комплексов сменяется сочувствием трагедии.

«Где здесь Я?»
«Где здесь Я?»

Каждая новая история заявляется появлением больших красных томов, ведь их мотивы взяты из классики. До поры они спокойно стоят на пианино, на которое в финале сядет юная героиня, пытаясь удержать тяжелые книги в руках. Она не станет молодой матерью, ее вообще не станет, книги упадут на клавиатуру инструмента. Инна Волкова спокойно завершает эскиз: «Моя история закончилась. Такие дела». 

Тверской ТЮЗ стал заметен благодаря спектаклям по современной драматургии. Номинантом «Золотой Маски» была «Пустота» Талгата Баталова по пьесе Максима Черныша, потом в программе «Маски плюс» был представлен вербатим Сергея Давыдова «Тверь-Тверь». В декабре на фестивале «Радуга» критики обратили внимание на «Чайку» в версии Вероники Вигг. На «Арлекин» летом приедет в статусе номинанта спектакль «Гензель и Гретель». Режиссер Екатерина Гороховская отлично ориентируется в пространстве нового театра для детей, но для спектакля по знакомой сказке выбирает принципиально традиционную форму. С поворотным кругом, детскими кроватками а-ля мхатовская «Синяя птица», широкими актерскими жестами на большой сцене. Здесь важен актуальный предмет разговора с семейной аудиторией. Злая мачеха притворяется на время ведьмой из пряничного домика, домашнее насилие только на первый взгляд прикрывается вымыслом. Лаборатория продолжает поиски столкновения формы и содержания. Новая история начинается. Такие дела.

Фото-  Виталий Шустров, Андрей Бесараб, Кристина Белякова