Разговоры
Колонки

Малена Васильева: Всюду театр. Мне стало все равно, как это называется

Что такое обучающие спектакли? А это концерт или спектакль? А это спектакль или мастер-класс?

Черт, столько ограничений. И почему наш мозг стремится все назвать и разложить по полочкам?

Как сейчас помню:

В театре «Школа драматического искусства»: «А зачем ты оперным пением занимаешься, играла бы себе в театре?» В Литературном институте: «Вот эта девочка-актрисочка». В Консерватории: «А где наша поэтесса?»

Сейчас это странное разделение на виды искусств, от которого я всегда была «чужой среди своих», утратило актуальность. Люди становятся более открытыми и свободными. Но мне и в другом отношении было тесно: «определись, эти стихи ты пишешь для детей или взрослых», «ты оперная певица, ты что там позволяешь себе на сцене, растанцевалась, как на эстраде». Ну и главный рецепт, который мне неоднократно выписывали: «Ты же не гений. Надо выбрать что-то одно!». Ну, я и выбрала.

Пять лет назад создала «Всюду театр» – проект развития человека с помощью искусства. Но долгое время я сама жила в плену стереотипов, не видела четко идею проекта, смотрела в чужие огороды. Внутри себя я, конечно, все знала. Внутри себя мы всегда все знаем. Но столько голосов закладывают в человека родители, учителя, общество.


Бог знает откуда во мне жила странная мысль: «С детьми идут работать артисты-неудачники». Хотя я сама с 13 лет то занятия для младших детей вела, то в походах всегда была за старшую и всем «мама». А еще писала стихи о том, что я мама всей планеты. Да и артисты моего проекта, мне кажется, ощущают себя со мной, как в материнских объятиях. Со мной всегда спокойно, я люблю обо всех заботиться. 

И я поняла: самое большое счастье – жить жизнью, которую любишь. Даже если твоей профессии нет, ее можно создать. А то, что делаешь, не обязательно должно иметь рамки. Образ жизни может органично привести к делу жизни. У каждого есть свое предназначение. Мне кажется, что в подростковом возрасте, когда мы смело мечтаем и ничего не боимся, мы его слышим. Только потом забываем.

По-настоящему я отмела все сомнения и сделала выбор буквально полгода назад, когда в одном из направлений искусства у меня появился хороший шанс. Педагог предложил мне уехать в другую страну и попробовать себя на оперной сцене. Я, конечно, каким-то образом хотела курировать дистанционно «Всюду театр». Но неожиданно поняла, что оперная сцена – это не про мои ценности. К тому же я бунтарь, а в чужом театре меня будет ждать жизнь, полная ограничений. А еще у меня маленькая дочь. И я не хочу для нее такого детства, которое было у меня. Когда все очень заняты и ты сама по себе.

Кстати, благодаря дочери я и создала «Всюду театр». Во время беременности оказалась без работы, а надо было не только зарабатывать на жизнь, но и хотелось продолжать играть на сцене. Отсутствие работы и наличие ребенка, конечно, сильно помогали двигаться вперед. Не рассчитывать на что-то другое. Первое время было много волнений о финансах. Какой-то финансовой подушки не было, создавалось все своими руками. Сейчас пришло время вложений – нужно, чтобы театр зарабатывал столько, чтобы можно было вкладывать в развитие. Шаг за шагом у меня получается. Возможно, я просто скромная, как-то мне самой все меньше и меньше денег нужно, а «Всюду театру» больше. Поэтому инвесторов тоже хочется найти. Пока у меня был один опыт работы со спонсором. Владимир Мельников оплатил нашему театру серию спектаклей в детских домах. Для меня это колоссальный опыт, который показал:

1) все возможно, стоит только попросить;

2) когда мне говорят, что дети чего-то не смогут, я никогда не верю. И оказываюсь права. 


А еще в моей жизни произошел странный момент. Я вышла из соревнования. «Мне лично для себя больше ничего не надо, я внутри себя достигла того, что мне нужно было достичь» – я шла тогда по Ростову-на-Дону, ощущала эту мысль всей собой и плакала. Большое освобождение. Вернулась домой – и началась новая жизнь, в которой нет долгих сомнений, страхов. Потому что не думаешь о себе. Не важно, кто и что подумает, как назовет. Нет большего судьи и критика, чем я сама. А я сама – хороший учитель, всегда хвалю и ставлю новые задачи, которые вдохновляют и дарят веру. Поступаю так и с другими, и с самой собой. 

Мне кажется, что я почти доросла до своего проекта. До этого была на много уровней ниже, чем свои же собственные идеи.

«Всюду театр» – это именно проект развития человека с помощью искусства. Мне нравится слово «человек», потому что на самом деле мы все и люди, и дети одновременно. И нам есть чему поучиться друг у друга. В последнее время я стала работать со взрослыми тоже – провела несколько мастер-классов и лекций. Для меня все люди дети, всем нужно тепло, понимание и свобода творчества для роста. А мне нравится это давать. А еще нравится самой развиваться и меняться. Надеюсь, что и «Всюду театр» будет расти, и мы не будем ставить ему рамки и ограничения.