Фестиваль «Толстой» подарил зрителям три спектакля-променада, приглашающих прогуляться по разным частям усадьбы Льва Толстого, соединяя шагами, как стежками, времена минувшие и дни нынешние. Толстой гулял и нам велел, и теперь мы ходим теми же тропинками, между тех же деревьев, по той же земле, но видим, слышим и встречаем другие новые сюжеты, хотя они и рифмуются с толстовскими.
Все три спектакля придумывались в мае-июне 2022 года в рамках резиденции «Сила слова», проходившей в Ясной Поляне. Театральные команды жили в усадьбе несколько дней, общались с работниками музея, читали дневники Толстого, и, конечно, гуляли, гуляли и гуляли по здешним местам, осмысляя их и населяя новыми героями.
Игры-бродилки – путешествия по картам разных сказочных пространств – одна из любимых забав детства многих поколений. Развернешь карту, бросишь кубики, и выпавшие цифры определят количество шагов, остановок, препятствий и встреч. Спектакль-променад похож на ту самую детскую игру, сошедшую с плоскости стола в объемную реальность. Здесь природный ландшафт Ясной Поляны становится сценографией, пение птиц, далекие голоса, шум мотора – саундтреком, случайные прохожие – «пулевыми» персонажами. Такая разновидность дополненной реальности.
Прогулки могут быть разными. Прогулка о любви, о дружбе, о поиске смысла жизни. А о чем сегодня гуляешь ты? Три спектакля выстроились для меня в единый маршрут, именно мой. Уверена, что увиденные-пройденные в другом порядке, в компаниях других зрителей, при иных погодных обстоятельствах, эти спектакли были бы восприняты иначе, но я обнаружила свой сюжет, единый путь, сложившийся, как коллаж, из разных кусочков.
Чтобы попасть на спектакль «В поисках Синей птицы» (8+), нужно оказаться в указанное время у любимой скамейки Льва Толстого. Режиссер Иван Пачин совместно с художником Ольгой Галицкой и драматургом Милой Деневой поставили этот променад с актерами Тульского ТЮЗа.
Синебородый Толстой встречает гостей на любимой березовой скамейке, тут он и остается вместе со взрослой частью публики, а «детей» уводят за собой юная Наташа Сац и ее друг и помощник в этой игре Сулер – Леопольд Сулержицкий. Взрослые будут вести серьезные разговоры, спорить и рассуждать, как и положено взрослым, а «дети» – создадут свой театр. В данном случае «дети» закавычены потому, что наш променад прошел в рамках специального показа для критиков, и за детей выдавала себя команда взрослых. Потому и текст будет описывать данный вариант прогулки.
Двигаясь по тропинкам вслед за проводниками, мы выхватывали взглядом среди зелени объекты синего цвета – скворечник, полотнища ткани, бархатные занавесы, скотч, опоясывающий стволы деревьев. Театральная мифология, постижению которой посвящен спектакль, добавила к лесному пейзажу эти яркие цветовые пятна как намеки на непременную встречу с заветной птицей.
За каждым очередным синим занавесом компанию «мечтателей» (как назвали мы наш будущий театр) встречал новый персонаж: Станиславский, Чехов, Вахтангов и Мейерхольд предстали такими, какими бы их могли увидеть именно дети – странноватыми дяденьками, забавными, нелепо одетыми чудаками, говорящими непонятные вещи. Но Наташа и Сулер переводили их речи со взрослого на детский, и мы шаг за шагом постигали тонкости театрального искусства: актерское самочувствие, биомеханику, зерно роли, создание пьесы. Пьеса сочинялась сообща, методом известной детской игры «Чепуха» (иначе «Путаница»), когда один за другим записываются ответы на вопросы, листок постепенно загибается, и затем разрозненные фразы собираются в нелепую историю. В итоге жребий дал нам шанс разыграть спектакль про Алису, эклеры, облака, злую еду и заветную шенгенскую визу.
Один из главных сюжетов любого спектакля-променада складывается благодаря капризам погоды. Солнце, сменяемое внезапным ветром, тучами и дождем создают свою драматургию, развивающую и драматургию спектакля. И так гармонично порой переплетаются два сюжета, что кажется, будто все так и было задумано, будто удалось постановщикам договориться с небесной канцелярией. Чем ближе мы были к представлению нашего спектакля публике, к открытию собственного театра, тем недовольнее становилось небо. В конце концов, основой для некоторых сценических костюмов стали дождевики. Однако милосердное небо дозволило нам сыграть спектакль, получить заслуженные аплодисменты и синих птичек – плоские фигурки на ниточках. После того, как заветные синие птицы, окрыленные нашими надписями, разлетелись по веткам, участники совершили последний ритуал – испили синего чаю из настоящего самовара.
Поиск синей птицы, символа счастья, продвигался через препятствия и вопреки недоверию взрослых: ты не справишься, ты же девочка. Но счастье случается – это первый спектакль первого детского театра Натальи Сац, которую тоже можно сравнить с Алисой, топнувшей ногой и одолевшей глупое карточное королевство. Первая сказка про Алису получилась такой. В следующей появилась героиня с тем же именем, но проживающая другую историю в новых обстоятельствах. Прогулка по Ясной Поляне продолжалась.
Пространство спектакля «Лурнист» (16+) Фонда «Живой город» (Казань) – Красный сад. Дневник одного лета, история о том, как заканчивается детство. Постановка Регины Саттаровой по тексту Дины Сафиной посвящена известному когда-то гаданию – Л.У.Р.Н.И.С.Т., по которому гадал и Толстой, и многие после него: любит, уважает, ревнует, нравишься, интересуется, скучает, тоскует – так расшифровывается эта аббревиатура. Рядом пишется заветное имя или несколько имен, а далее следует череда расчетов, в результате которых проясняется – как же относится к тебе предмет привязанности. Но надежно ли гадание?
Молодой человек рассказывает нам, что музей разбитых сердец давно переполнен, и словно экспонаты этого музея, оживают истории первой влюбленности главной героини Алисы и двух ее подруг, их надежды, разочарования, обманы и радости. Нет выводов, нет морали, есть только тонкие, как травинки, линии трех судеб, маленькие черточки на жизненном пути, оставленные юностью.
Такая простая история первой любви приобретает особую хрупкость среди теней от листьев, среди полевых цветов и трав. Тут и погода вела себя деликатно – никаких резких порывов и грозных туч. Лишь возникали временами внезапные контрасты: между интимностью рассказываемых историй и обширным пространством, в котором, чтобы услышать друг друга, актрисам приходилось кричать. Или между воздушными невесомыми прыжками среди тонких трав и страстным, порывистым танцем под кубинские ритмы, выпадающем из общей лирической канвы.
Влюбленные эпохи Толстого и Софьи Андреевны гадали на «лурнисте», и, хотя теперь есть другие гадания, суть не изменилась: буквы могут обмануть, чувства – тоже, влюбленности непостоянны, все ненадежно. Светлые ситцевые платья, распущенные светлые волосы, прятки и догонялки босиком. Спектакль создал этот вечный образ юности, идеально совпадающий с пространством усадьбы, сливающийся с фоном так, что не всегда глаз вылавливает из пейзажа девушек, которые скользят по воздуху, как нимфы или эльфы, то исчезая, то появляясь.
Так, Алиса влюбилась и потерялась среди бескрайнего поля.
«Муравейное братство» (12+) собиралось у загадочной Косой Поляны. Команда из актеров «Мастерской Брусникина», режиссера Алины Насибуллиной, драматурга Полины Коротыч, художника Виктории Сорокиной, композитора Сережи Аполлонова взяли за основу своей прогулки воспоминания о детских играх и фантазиях, занимавших Льва Николаевича, когда он был маленьким. Например, про Фанфароновую гору, на которой надо загадать желание, и оно точно исполнится. Но, чтобы попасть на нее, нужно, по легенде, пройти трудный путь: встать в угол и не думать о белом медведе, пройти по щелке между половицами, не видеть в течение года ни одного зайца.
Также в начале спектакля зрителей знакомят с историей о загадочной зеленой палочке, закопанной где-то здесь, в усадьбе. На палочке написана тайна, как сделать людей счастливыми, избавить мир от болезней, чтобы все любили друг друга и стали «муравейными братьями». Очень верил маленький Лев в эту сказку, и даже записал в дневнике, что «все на свете игра, кроме этого». Говорят, похоронен Толстой именно там, где зарыта зеленая палочка. А еще прогулка от «брусникинцев» посвящена поиску легендарного, почти что призрачного, крепостного оркестра, музыку которого до сих пор иногда слышат в здешних краях.
Всех попавших на тропу, собравшихся у зеркальной таблички «Начало пути», встречает Эрнест – совсем как белый кролик. Улыбчивый, озорной, болтливый, располагающий к себе мгновенно, он раздал карты-программки и рулил собравшимися, уча их радоваться (подпрыгивать), либо прятаться от опасности (приседать) по одному его кличу. Все поверили Эрнесту и последовали за ним, но внезапно он убежал, едва компания достигла таблички «Внезапное прощание». Далее путники остались один на один с пространством и следовали за указаниями карты.
На пути возникло дерево с колокольчиками, а звонить в них нужно только если того, что начертано на колокольчике, тебе не хватает в жизни: радости, успеха, внимания. Дерево долго звенело, и все вокруг наполнилось звоном. На следующем отрезке пути встречал нас потомственный косарь: теперь у него есть электрическая косилка, но отец и дед его косили по старинке, а он теперь не просто косит траву – он научился слушать деревья. Все они поют, правда иногда фальшивят.
«Держитесь друг друга» сказано в программке, и все терпеливо ждали задерживающихся. На следующей остановке, у таблички «Если ты меня видишь – я принесу тебе удачу», вдалеке, в кустах притаился синий заяц, а дальше на ветвях были развешены зеркальные слезы. Деревья рассказывали сказки – откуда-то из кустов голоса читали дневники Толстого – воспоминания о детстве: о синем зайце и волшебной зеленой палочке, которая должна остановить все страдания мира, и о потерянном сыне Ванечке, и о священном муравейном братстве. Слезы почти замерли в воздухе, едва колыхаясь на ветру. И без того хрупкий зеленый мир стал еще более хрупким из-за добавленных к нему зеркальных объектов, да и герои, встречавшиеся здесь, исчезали так же внезапно, как появлялись, и истории их – тоже были хрупки, зазеркальны.
Помимо приключений Алисы, в спектакле прослеживался сюжет Маленького принца Экзюпери – путешествие от планеты к планете, от одного островка земли к другому и встречи со странными одинокими жителями этих планет. Вот и планета пьяницы на пути, бывшего пьяницы. Его грустная история потерь завершилась дружественным, братским распитием родниковой воды из хрустальных бокалов, как залога возвращения к ясности.
Всюду на этой дороге мы ловили свои отражения – в указателях, колокольчиках, бокалах и слезах. На променаде все случайное становится частью действия: внезапные прохожие или проезжающие машины, пролетающие, то и дело попадающие в кадр, насекомые, коты и собаки – все становится спектаклем. Некоторые актеры так ловко вписывали этих персонажей в сюжет, что нельзя было до конца понять – случайность это или нет.
Двигаясь дальше, куда-то вверх, к полю, мы наблюдали драматичное изменение погоды, некоторое небесное беспокойство. И тут нас встретила настоящая черная Королева – девушка в траурном платье, ищущая Ванечку, того самого маленького ангела, рано покинувшего семью Толстых. Она все ищет и ищет его, играя печальную мелодию на скрипке, и крича вдаль «Ваааняяя». А за поворотом ждала Белая Королева – сбежавшая невеста с желтыми цветами. Заигралась в прятки с женихом, и не нашел он ее или бросил искать, и теперь она здесь – в поле свободы. Только гроза все настойчивее приближалась, уже гром перебивал невесту, торопил бежать вниз с горы, подальше от тучи, к некой поляне. Тут-то ливень и настиг путников, и пока все спешно облачались в прозрачные плащи, мимо, почти незамеченный, проплыл человек в водолазном костюме, но нам было не до него.
Эрнест ждал нас на этой поляне. Вымокший, он пытался перекричать гром и ливень, и вещал о чем-то, взобравшись на пенек. Что-то вроде: вот вы и на месте, вы почти сделали это, сейчас вы станете муравейным братством. Мы бежали вперед, объединенные ливнем, а на поляне стоял тот самый чудесный оркестр из всех, кого мы встречали по дороге – тут и Эрнест, и две королевы, и косарь, и протрезвевший пьяница. И они пели! Играли и пели нам, и едва они начали – дождь замолчал, небо заслушалось, потому что это была песня про него:
Нет конца и нету края,
только время тает, тает…
Мы взлетаем над полями, над лесами и морями,
Повторяя все одно – небо с нами заодно.
Лечу, лечу,
через тучу по лучу,
Лечу, лечу,
ты поешь, и я звучу.
Мы пели вместе с музыкантами, держа в мокрых руках вымокшие программки, они же карты, они же партитура с песней и цитатами из дневников Толстого. Небо продержалось ровно до конца песни, и потом зарядило уже не останавливаясь, и хор аплодисментов слился с хлюпающими звуками и шуршанием дождевиков. Острые звездочки-значки с надписью «муравейное братство», опять же маленькие зеркала, раздали всем посвященным, всем, кто шел, мок, пел, звенел. Вот мы и стали братством, гуляки и странники.
Обратная дорога через дождь и лес проходила тропами «Синей птицей» – там, где начинался первый спектакль. Только уже не было на деревьях птиц, синего скворечника и синих полотен ткани, натянутых между стволами. Как будто дождь все смыл, стер. Будто пространство Ясной Поляны, загадочное зазеркалье дедушки Толстого, открыло на короткое время порталы в параллельные миры, чтобы мы взглянули на их чудеса, а теперь они закрылись, наверное, навсегда.
Фото: Анастасия Павлова