Партнерские проекты: Территория.Kids

От печали до радости: заметки куратора фестиваля «Территория. Kids»

Быть театральным куратором – это стараться собрать программу мечты, но быть готовой к компромиссам, особенно если у фестиваля, как у «Территории.Kids» есть славная история и амбиции, но нет стабильного большого финансирования (надеюсь, все впереди, особенно учитывая горькую потерю «Детского weekend» фестиваля «Золотая маска»). Поэтому как куратору мне остается лишь принимать неизбежные подвижки в программе и, помня заветы девочки Поллианны, радоваться тому, что получилось. Радоваться тому, что в Москву удалось привезти спектакли из Петербурга («Дневник ласточки» и «Фабрика слов»), Кудымкара («Йожикина йолка»), Архангельска («Никита ищет море») и Нягани («Калечина-малечина»), что два из них – номинанты «Золотой маски» (об этом стало известно практически накануне фестиваля). Радоваться тому, что профессиональная программа собрала двадцать пять удивительно жадных до знаний, веселых, активных (тут можно перечислять до бесконечности) молодых профессионалов – актеров, режиссеров, педагогов – от Магадана до Калининграда, и в данном случае это не поэтический образ, а реальная география участников. Радоваться тому, что московские театры оказались открыты к сотрудничеству, и выбранные нами (мы собирали театральную программу вместе с критиком Александриной Шаклеевой) столичные проекты органично влились в программу. Радоваться тому, что «Гараж» вновь пустил подростков к себе на мастер-классы (это не по части моих программ, но чем не повод для хорошего настроения). Радоваться тому, что «Простодурсен» Михаила Плутахина - собственная продукция фестиваля, Мастерской Брусникина и театра «Практика» - оказался… странным. Не сентиментальным, а абсурдно-гротескным, где персонажи будто и сами не понимают, чего от себя ждать. И это качество дорогого стоит.
«Никита ищет море» / Архангельский молодежный театр В.П. Панова
Но обсуждать то, что мы сами же и выбрали, пожалуй, как-то странно, так что поделюсь открытием. Им для меня стал спектакль «Как я стал художником» театра «Эскизы в пространстве», что появился в программе по воле случая: иначе говоря, я посмотрела его впервые вместе со зрителями. Это коллективная работа Ирины Михейшиной, Дмитрия Макисменкова и Дмитрия Мышкина, выросший из лабораторного показа спектакль-бродилка по подвалам Нового пространства Театра Наций. И если первый переход – из фойе в детскую будущего художника (Никита Мальцев) с ее паровозиком и театром теней под кроватью происходит через дверь, то вход в бабушкину кухню будет пролегать через шкаф, а в папин кабинет – через холодильник. В ванне за занавеской и вовсе обнаружится вроде бы умерший (но смерти нет, пока человека помнят) дедушка-моряк. Сквозная линия истории – взросление будущего художника – рассказана через его отношения с семьей, точнее, через «конёк» каждого из них. Здесь каждый член семьи – в хорошем смысле фрик, а потому с удовольствием принимает странности другого. А что может быть более питательной почвой для развития детских способностей? Так, бабушка оказывается японисткой, и ее мир - кухня с пельменями (тут уж все бабушки – такие бабушки) - на деле оказывается не так-то прост. Ведь мука будто создана для того, чтобы придать ее лицу белизну гейши, в морозилке оказывается голова дедушки, а разбитая и склеенная из черепков внуком ваза немедленно воспринимается ею как кинцуги – техника, демонстрирующая уникальность, а не дырявые руки. Довольно сложно не поверить в себя, когда тебя всегда находят, за что похвалить, а не отругать. Дальше-больше, ведь в папиной библиотеке – еще интересней. Здесь книги – буквально как в «Книгах Просперо» Гринуэя – оказываются наполнены водой или светом, а та, что на самом верху, с фотографиями ушедших родственников, позволит Художнику сделать коллаж. Ведь снова и снова мы убеждаемся в том, что видеть в разрисовывании фотографий и подклеивании к ним картинок (а именно это делает мальчик) вандализм или искусство – свободный выбор родителей. Перед тем, как исчезнуть в стоящем на комоде чемодане (отличный трюк!), папа успевает выбрать второй путь. И в финальной локации маленькие зрители встретят артефакты из всех предыдущих – вот она, первая выставка будущего художника. Здесь виртуозны не только работа с пространством, текст и актерские работы: комнаты, кухня ванна коридор – это оживший космос, уютный и одушевленный, наполненный изобретательными деталями мир, который будит воображение. А ведь это и есть главное в спектаклях для детей.