Если поход в оперу с детьми, по мнению многих, – история достаточно сложная, то с мюзиклами считается наоборот. «Легкий жанр» и воспринимается легко. Однако тут кроется ловушка, ибо навязший в зубах стереотип может сыграть не в пользу потенциального зрителя. Мюзикл не меньше, чем опера, требует предварительной подготовки.
Безусловно, музыкальный и сценический язык мюзикла – иной, нежели оперный. Он, что называется, ближе к жизни. Принятая в мюзикле вокальная манера менее условна, а значит, персонаж, поющий так, становится понятнее для аудитории (особенно для юной, с острым чувством правды). И историю в мюзикле можно рассказать любую, это самый пластичный и подвижный жанр. Но тут еще надо понимать, что развитие жанра в нашей стране идет довольно причудливым путем, и мюзикл существует далеко не в том объеме, в каком хотелось бы. Отлично, если дети – и особенно подростки – найдут в сети и посмотрят, например, «Билли Эллиота» Элтона Джона/Ли Холла, «Чарли и шоколадную фабрику» Марка Шеймана/Скотта Уиттмена/Дэвида Грига, «Все говорят о Джейми» Дэна Гиллеспи Селлса/Тома МакРэя, «Дорогого Эвана Хансена» Джастина Пола/Бенджа Пейсека/Стивена Левенсона – мюзиклы, где действуют близкие им по возрасту герои. Да и просто любую мюзикловую классику – от бернстайновской «Вестсайдской истории» до уэбберовского «Призрака Оперы». Просто чтобы ощутить, насколько мюзикл может быть разным и тематически, и музыкально. Тем более, как показала практика, в онлайн-расширении кругозора нет ничего плохого, наоборот, посмотрев что-то в сети, потенциальный зритель захочет познакомиться с жанром поближе. Правда, здесь уже придется выбирать из того, что предлагают отечественные театры.
Большинство мюзиклов для детей, которые показывают у нас – это сказки. Совсем нет историй о современных героях. О мальчиках и девочках. Юношах и девушках. О мечтах, характерах, сложностях. О взрослении. Небольшое исключение – «Мечтатели» композитора Александра Еловских и режиссера Натальи Рослан (премьера состоялась в прошлом году, но одним блоком показов дело и ограничилось, что очень печально); это тоже отчасти сказка, но рассказанная современным языком, и по смыслу, и по стилистике.
Почему так – вопрос без ответа. То ли опасаются этих тем российские сочинители, не знают, как подойти. То ли просто не задумываются, что нужно это делать.
Так называемыми «мюзиклами для всей семьи» занимается много частных продюсерских контор. Однако о качестве здесь говорить не приходится. Как правило, это «на коленке» сделанное зрелище, завлекающее исключительно яркими афишами с известными героями мультфильмов (от поросенка Фунтика и Бременских музыкантов до Смешариков).
Особенно активно размножаются подобные зрелища под Новый год. Любой спектакль, где иногда звучит музыка, стараются назвать мюзиклом. Причем это и «мюзикл на льду», и «мюзикл в воде», и «цирковой мюзикл»... Не спектакль, не шоу, а именно мюзикл. Зачем – непонятно. Тем более что к мюзиклу как жанру эти опусы чаще всего отношения не имеют. Вот совсем. Одно время попытку – и довольно успешную – соединить ледовое представление и мюзикл делала компания «Stage Entertainment»: их «Аладдин и Повелитель огня» и «Синдбад и принцесса Анна», для которых композитор Евгений Загот написал оригинальную музыку, номера записывали ведущие артисты жанра, а постановщиком был Алексей Франдетти, вспоминаются как весьма достойные работы. Но, увы, компания ушла из России, ушли и такие проекты. А замены пока нет.
Мюзикл у нас движется дорогой неровной, рывками и скачками, поэтому и ситуация с детским/семейным направлением волнообразна. Поэтому, чтобы приобщить новое поколение к жанру, приходится искать разные, а порой неожиданные варианты.
Не прогадают, например, те, кто в поисках зрелища для детей и подростков изучит репертуар Московского театра оперетты. Здесь есть и отличные сказки – «Маугли» и «Золушка», а подросткам наверняка понравится и авантюрно-приключенческий «Фанфан-тюльпан», и вариант «нескучной классики» «Доходное место». Да и большие мюзикловые проекты театра – «Анна Каренина» и «Монте-Кристо», зрелищные, захватывающие, с запоминающейся музыкой Романа Игнатьева и шикарными актерскими работами – молодежь точно увлекут. И мальчики будут влюбляться в Валерию Ланскую, Дарью Январину, Наталию Быстрову, а девочки – в Игоря Балалаева, Дмитрия Ермака, Сергея Ли.
Прекрасный вариант репертуара для юной аудитории предлагает «родная» Московской оперетте Академия детского мюзикла. Студийцы вместе с артистами оперетты играют оригинальные спектакли – от современной версии «Снежной королевы» до забавной увлекательной «Школы лесной магии». Здесь на вовлечение дополнительно играет и возраст: в зале множество ровесников ребят-студийцев, и зрители воспринимают их героев как своих, как друзей.
Активно ищет свой путь недавно воскресший из небытия МОГТЮЗ. Возглавившая его Нонна Гришаева знает толк в качественных музыкальных спектаклях, и в репертуаре уже появились отличные работы для самых маленьких: «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация» в постановке Юрия Алесина, одного из лучших на сегодняшний день режиссеров детских спектаклей, и великолепный «Питер Пэн», созданный Алексеем Франдетти на основе хорошо известной сказки – для аудитории постарше. Наконец, «Леди Совершенство», она же Мэри Поппинс, где играет сама Гришаева.
Встречаются качественные семейные истории и среди частных проектов. Отличный пример – камерный мюзикл «Девочка и цветок» компании «City of stars». За этим названием спрятались либреттист Егор Павлов, композитор и пианист Егор Васильев, продюсер Степан Волкотруб и еще несколько классных творческих людей. Это вольная версия известного сюжета про цветик-семицветик. Веселая, немного ироничная история с налетом ретро-романтики, прекрасная команда артистов во главе с великолепной Еленой Моисеевой, которая перевоплощается не только в добрую колдунью и нервную маму, но и в надменную девочку из соседнего двора, привлекут и детей, и родителей.
У команды есть целый цикл под названием «Сказки с фортепиано», существующий уже несколько лет – и это не просто сказки, а полноценные спектакли, где переосмысляются всем знакомые истории. Недавняя премьера – «Очень спящая красавица» – больше для взрослых, но подросткам, ершистым и романтичным, она тоже, конечно, понравится.
Бывает, когда спектакль, прекрасный сам по себе, не может найти свою аудиторию. Так произошло с «Все о Золушке» Театра мюзикла, придуманного режиссером и хореографом Олегом Глушковым и художниками Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой. Стильная, переполненная смыслами сказка в стиле Тима Бертона куда ближе взрослым. Дети же просто не понимают основную часть происходящего. Но – название. На название непременно ведут детей. Притом что в Театре мюзикла есть вполне себе подходящий детский спектакль – «Чудеса и куралесы», переосмысленная версия «Алисы в стране чудес». А вот «Синяя синяя птица» того же Глушкова и компании в Театре Наций – как раз отлично заходит детям. Вроде бы и принцип похожий – «знакомые сказки на новый лад», но общая история выстроена более линейно, герои менее сложные – и по характерам, и по внешнему решению. Все узнаваемо – а значит, больше шансов подключиться. Ребенок не будет долго разбираться, что за персонаж и почему он такой. Если непонятно – он быстро отключится и заскучает.
Мюзикл «для взрослых» (согласно все той же многострадальной маркировке) прекрасно может зайти детям, а уж подросткам тем более. На знаменитом «Бале вампиров» (помеченном 18+) и в Москве, и в Петербурге приходилось видеть немало представителей юной аудитории. Причем лет с шести-семи. И они видели здесь свое – волшебную сказку про смешного профессора, коварного графа и очаровательную пару влюбленных. Музыка, костюмы, эффекты, великолепные артисты, понятный сюжет – именно то, что нужно ребенку для сильного впечатления от театрального зрелища. Подростки, конечно, считывали уже больше смыслов – им интереснее было разобраться в непростых отношениях героев, решить, за кого болеть. К тому же повальное увлечение историями про вампиров играет свою роль. И надо сказать, что порой дети и подростки смотрели «Бал» куда более заинтересованно, чем пришедшие с ними взрослые.
А сейчас в Театре музыкальной комедии (подарившем русскоязычную версию «Бала вампиров») есть «Граф Монте-Кристо», тоже отлично подходящий подростковой аудитории. Увлекательная приключенческая история, запоминающаяся музыка, интересные сценографические ходы, а артисты порадуют и начинающих зрителей, и поколение постарше. А потом дети и родители могут обсудить увиденное – и, кто знает, возможно, лучше понять друг друга.
Если говорить о Петербурге, то за семейными мюзиклами стоит заглянуть еще и в Театр Эстрады имени Аркадия Райкина – здесь их сразу несколько. И «Рикки-Тики-Тави», сделанный в духе индийского кино, с яркими костюмами и интересной хореографией, и философская сказка «Мама-кот», где звезды жанра играют едва ли не с большим удовольствием, чем во «взрослых» спектаклях, и «Золушка» – вроде бы почти классическая и узнаваемая, но с сюрпризами, в том числе музыкальными. В Театре Эстрады отличная молодая труппа, способная легко управляться и со сложными вокальными партиями, и с самыми разными хореографическими решениями, ощутить и присвоить любую стилистику.
Да, приведенные примеры говорят о том, что ситуация «как приобщить ребенка/подростка к мюзиклу» не безнадежная. Но – все-таки сложная. Да, есть хорошие спектакли, но их немного (учитывая, что качественных мюзиклов у нас в принципе невелик процент). И направленность, и темы тоже весьма ограничены. Хочется больше доверия – между авторами, постановщиками и аудиторией.
В прошлом году в рамках Четвертого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» проходил круглый стол, где обсуждались вопросы «что ставить и играть для детей». И художественный руководитель Музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян высказал очень важную мысль – что родители чаще всего решают, что смотреть их детям. И это опасно. Потому что есть недоверие. Есть собственный опыт – или его отсутствие. И возникает цензура: на это я ребенка поведу, а на это нет.
Продолжая эту мысль: ладно бы цензура касалась исключительно качества спектакля – это как раз правильно. А вот когда речь идет о теме, истории – тут уже сложнее. Порой родители пугаются совсем не страшных вещей и обрекают ребенка на некую стерильность впечатлений. На спектакли исключительно о «птичках и цветочках». А современный ребенок – он другой. Он отличается от своих родителей. Он живет в другое время, у него другое сознание. И важно, чтобы с ним говорили сегодняшним языком.
Хочется привести пример. Несколько лет назад в театре «Operettenhaus» в Гамбурге автор этих строк смотрел мюзикл «Kinky boots» (автор музыки и либретто – рок-звезда Синди Лаупер). Мюзикл этот успешно идет и в Лондоне, и в европейских городах, а теперь, благодаря компании TheatreHD его видеоверсию можно посмотреть в России. Спектакль в Гамбурге был дневной, и основная часть зала были семьи. С детьми, в том числе маленькими. И это объяснимо, потому что история о двух мальчиках, один из которых мечтал танцевать, а другой стал наследником обувного бизнеса. Став взрослыми, они случайно знакомятся – и решают помочь друг другу решить возникшие проблемы. Эта история абсолютно подходит для семейного просмотра. Она простая – и тонкая, смешная – и романтичная, в ней говорится и о дружбе, и об отношениях с родителями, и об одиночестве. К тому же здесь прекрасные, эмоциональные музыкальные номера.
Однако у нас далеко не все родители решили бы повести детей на этот мюзикл. Потому что один из главных героев – тот, кто мечтает стать танцовщиком – звезда травести-шоу. И половину спектакля он в женском образе. Да, здесь совершенно нет ничего вульгарного или непристойного, и этот ход оправдан сюжетом. Но «внутренний ОМОН» многих родителей сработал бы на этом моменте. А так быть не должно. И кстати «Kinky boots» в том числе и об этом – о праве быть таким, какой ты есть и исполнять свою мечту. А об этом точно стоит смотреть. В любом возрасте.