К участию в Лаборатории были приглашены более 100 режиссеров из столиц и регионов, с большим постановочным опытом и без. Главным критерием приглашения была заинтересованность театра в конкретном художнике, его мировоззрении и театральной эстетике. Творческим предложением – перспектива поставить спектакль на большой сцене по любому фантастическому материалу мировой литературы и кинематографа. Каждый из участников мог предложить любой замысел, не ограничиваясь ни жанровыми рамками, ни возрастом потенциального зрителя.
Для финального этапа Лаборатории отобраны самые неочевидные и сложные заявки – по сюжетам Миядзаки, Балабанова, Паланика, Беккета, по мотивам «Франкенштейна» и даже Карлоса Кастанеды. Шесть режиссеров из регионов и столиц, в числе которых есть как студенты выпускных курсов театральных вузов, так и художественный руководитель известного детского театра, за неделю попробуют создать с артистами РАМТа эскизы будущего фантастического спектакля. Финальные показы и их открытое обсуждение состоятся 15 ноября.
В программе показов:
• Сэмюэль Беккет «В ожидании Годо», режиссер Егор Трухин, актеры – Александр Девятьяров и Дмитрий Кривощапов
• Кир Булычев «Тайна третьей планеты», режиссер Юрий Алесин, актеры – Антонина Писарева, Алексей Маслов, Алексей Мишаков и Алексей Мясников
• Алексей Балабанов «Мой брат умер», режиссер Александр Локтионов, актеры – Анна Тараторкина, Иван Воротняк, Сергей Печенкин, Алексей Гладков и Николай Угрюмов
• Карлос Кастанеда «Отдельная реальность», режиссер Александр Петренко, актеры – Виктор Цымбал и Константин Юрченко
• Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», режиссер Надя Кубайлат, актеры – Александра Розовская, Евгений Редько, Сергей Печенкин и Павел Хрулев
• Хаяо Миядзаки «Ходячий замок», режиссер Сойжин Жамбалова, актеры – Полина Лашкевич, Ирина Низина, Андрей Гальченко, Данила Богачев и Виталий Тимашков
Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа:
Когда-то в ЦДТ я ставил «Малыша» Стругацких, потом уже в РАМТе – «Марсианские хроники», ровно в тот год, о котором идет речь в романе. Я всегда страшно любил и люблю фантастику, увлекался Азимовым, Брэдбери, Кларком. Больше всего люблю Станислава Лемма. К сожалению, сейчас я выпал из фантастики как литературного процесса. Поэтому очень любопытно, что предложат режиссеры нашей Лаборатории, что сейчас молодые люди считают фантастикой?
Жанр фантастики для театра очень сложный. Во-первых, потому что нет фантастических пьес. Большая литература с фантастическим сюжетом есть, а готовых пьес нет. Во-вторых, потому что фантастика, как правило, связана с постановочными эффектами, которые театр, в отличие от кино, не может себе позволить. И тут возникает интересная задача: что сцена может противопоставить экранному экшену? Фантастика, как никакой, наверное, жанр требует от постановщика парадоксальных шагов, нелинейной логики сценической композиции, кардинального ухода от того, как с фантастикой работает кино.
Егор Перегудов, главный режиссер РАМТа:
Считается, что фантастику оккупировало кино, потому что в этом жанре кажется необходимым решать визуальный ряд, в первую очередь. Цель Лаборатории – проверить, так ли это, и какой инструмент может предложить театр. Я сейчас читаю, например, роман Vita nostra Дьяченко – вот как это ставить? Непонятно и интересно.
Фантастика – смелый вызов для постановщика, потому мы отобрали для участия в проекте только опытных режиссеров. И им предстоит избежать банальностей и штампов на тему фантастики в театре, сразу выйти в поле эксперимента. Каждый из них предложил не самый очевидный материал. И каждый дает много поводов для того, чтобы сочинять мир на сцене таким, каким его не сочиняли до тебя.
Аккредитация и подробная информация:
8 495 692 03 92 /пресс-служба РАМТа/
8 905 501 40 79 /Анна Киселева/ anna-ramt@yandex.ru
8 916 577 74 76 /Татьяна Скибицкая/ pressa@ramt.ru
В рамках Программы поддержки региональных ТЮЗов, проводимой при поддержке Минкультуры России, начиная с 2015 года РАМТ реализовал серию проектов по созданию новой драматургии для детей и юношества и формированию новых подходов к работе с детской аудиторией:
2015-2018 годы – Драматургический конкурс «В поисках новой пьесы»
2019 год – Лаборатория по поиску новых форм коммуникации с детьми и подростками
2020 год – Мастерская детской драмы «Десять минус»
2021 год – Театрализованные читки современной литературы для детей «Вслух»
Лаборатория «Молодые режиссеры – детям: 2021»