XVII Большой фестиваль мультфильмов прошел в начале ноября Москве, а в конце месяца фильмы всех конкурсных программ можно было посмотреть онлайн. О своих впечатлениях написал Алексей Гончаренко.
Детское одиночество, страх заснуть, воображаемые друзья – частые темы семейного анимационного кино. Меня же в этом году зацепила другая – потеря контроля. В фильме «Егор!» Мария Афонина рассказывает историю, как папа не заметил, как пришел в детский сад один. Молодой отец делает это не по злому умыслу, просто он натура креативная, увлекающаяся, а значит отвлекающаяся. Элена Мадрид из Швейцарии снимает «Красотку Риту», где заглавная героиня не справляется с работой регулировщицы из-за нереально увеличивающегося потока транспорта.
Детское одиночество, страх заснуть, воображаемые друзья – частые темы семейного анимационного кино. Меня же в этом году зацепила другая – потеря контроля. В фильме «Егор!» Мария Афонина рассказывает историю, как папа не заметил, как пришел в детский сад один. Молодой отец делает это не по злому умыслу, просто он натура креативная, увлекающаяся, а значит отвлекающаяся. Элена Мадрид из Швейцарии снимает «Красотку Риту», где заглавная героиня не справляется с работой регулировщицы из-за нереально увеличивающегося потока транспорта.
«Визионер»
Потеря контроля над реальностью превращается в творческий процесс. Выпускник ВГИКа Всеволод Булавкин представил фильм «Визионер», в котором молодой Босх возвращается домой и попадает в мир своих произведений, вернее даже сталкивается со своим персонажами. Особую убедительность фигуры приобретают благодаря технологии 3D. И не ясно, это буйная фантазия визуализировалась, или опасные чудовища прорвались в реальный мир и нашли художника, способного их увековечить.
Иван Максимов в «Неправильном коврике» отказывается от своих любимых монстров, и рассказывает историю о девочке, которая не может вернуться с прогулки домой, потому что бабушка среди прочих домашних дел поменяла придверный коврик. Повествование ведется от первого лица, кукольная девочка разбирает произошедшее с ней, сидя на горшке. Ее недавние тревожные воспоминания – рисованная анимация в пастельных тонах. Зимний двор, по старинке неблагоустроенный, но уютный. Девочка везет санки с лежащим на них Буратино, у которого постоянно задирается нога. Трогательный момент: героиня с достоинством, редко свойственным детям, терпеливо поправляет ее на нужное место.
Иван Максимов в «Неправильном коврике» отказывается от своих любимых монстров, и рассказывает историю о девочке, которая не может вернуться с прогулки домой, потому что бабушка среди прочих домашних дел поменяла придверный коврик. Повествование ведется от первого лица, кукольная девочка разбирает произошедшее с ней, сидя на горшке. Ее недавние тревожные воспоминания – рисованная анимация в пастельных тонах. Зимний двор, по старинке неблагоустроенный, но уютный. Девочка везет санки с лежащим на них Буратино, у которого постоянно задирается нога. Трогательный момент: героиня с достоинством, редко свойственным детям, терпеливо поправляет ее на нужное место.
«Неправильный коврик»
«Сняться в мультфильме» – фраза анекдотическая. Не озвучить, а именно сняться. Вернее, и сняться, и озвучить удалось Наталье Гараниной, актрисе и педагогу из Екатеринбурга, уникальному профессионалу. Она играет учительницу в фильме «Мой Пушкин». «Звонок для учителя», знакомо произносит она, делая добрую карикатуру на теток, которых она играет в спектаклях Николая Коляды. Режиссер Юрий Томилов оживляет забавные рисунки-ассоциации на полях школьной тетради, на самом деле используя в съемочном процессе шариковые ручки. Фоновая информация о Пушкине тоже имеет шанс подспудно усвоиться, так что в фильме присутствует и образовательный компонент.
Потеря контроля часто требует самооправдания. Фитриани Реванда из Австралии в фильме «Проблемки» выводит на экран маленьких существ, которые с профессиональной привычкой спутывают наушники в сумке или кармане или прячут нужную вещь в самый неподходящий момент.
Потеря контроля часто требует самооправдания. Фитриани Реванда из Австралии в фильме «Проблемки» выводит на экран маленьких существ, которые с профессиональной привычкой спутывают наушники в сумке или кармане или прячут нужную вещь в самый неподходящий момент.
«Переход»
Нарушение заведенного режима может привести к потере контроля, и тут на помощь приходит спешка. Режиссер Дарья Волчек в фильме «Переход» то бежит вместе со своим главным героем, который даже не успел одеться. То успевает в паузе рассмотреть томящихся у светофора персонажей - колоритных не по цветовой гамме, а по разнообразию характеров. Человек достигает своего рабочего места, теперь он может сбавить скорость, но все равно продолжать идти, ведь он тот самый Зеленый свет светофора перед зеброй.
Иногда потеря контроля превращает странного персонажа в человека. В анимации бывает и такое. Дашка Дементьева в фильме «Рояль в кустах» представляет мир, в котором у человека вместо головы что-то не то. У маляра валик, у любопытного мальчишки аквариум с рыбками, у молодого пианиста большая третья рука. В сети сегодня популярны ролики представляющие так называемую Mourning Routine, в котором блогер умывается, завтракает, делает зарядку. Анимация тоже ценит этот сюжет, в демонстрации повседневности меняется ритм повествования и ракурс зрительского внимания, и уже появляется ощущение ускользающей из-под ног почвы в том числе и буквально. И в зеркале неожиданно на месте головы отражается не рука, а лицо молодого человека. Вскоре он встречает девушку с человеческим лицом, чтобы вместе сыграть на пианино в парке. Совместное производство России и Эстонии привносит в это кино узнаваемые элементы балтийской анимации, что-то наподобие гротескной меланхолии.
Иногда потеря контроля превращает странного персонажа в человека. В анимации бывает и такое. Дашка Дементьева в фильме «Рояль в кустах» представляет мир, в котором у человека вместо головы что-то не то. У маляра валик, у любопытного мальчишки аквариум с рыбками, у молодого пианиста большая третья рука. В сети сегодня популярны ролики представляющие так называемую Mourning Routine, в котором блогер умывается, завтракает, делает зарядку. Анимация тоже ценит этот сюжет, в демонстрации повседневности меняется ритм повествования и ракурс зрительского внимания, и уже появляется ощущение ускользающей из-под ног почвы в том числе и буквально. И в зеркале неожиданно на месте головы отражается не рука, а лицо молодого человека. Вскоре он встречает девушку с человеческим лицом, чтобы вместе сыграть на пианино в парке. Совместное производство России и Эстонии привносит в это кино узнаваемые элементы балтийской анимации, что-то наподобие гротескной меланхолии.
«Рояль в кустах»
Потеря контроля может как ни странно привести к гармонии. Полина Андреева, Элина Сибгатуллина, Екатерина Стерхова попали на фестиваль с фильмом «Rock&Frogs». Это их учебная работа в Школе дизайна ВШЭ. Автобус полон неприятными людьми, это черные абрисы на белом фоне, но как только главный герой хочет ответить на их хамство, из его рта вылетает лягушка. Абсурдная ситуация утомляет собравшихся в салоне и вместе с яркими красками выталкивает их на конечной остановке в чистое поле. Всеобщее падение примиряет персонажей.
В анимационных фильмах для взрослых сама реальность теряет над собой контроль. Лиза Скворцова в пространстве своего фильма «Омичка» соединяет реальные истории, заимствованные в заголовках СМИ. «По улицам Саратова третий месяц катаются бетонные шары», «Олень Гриша, попав в Омск, стал мужчиной», «Роды цирковой медведицы на уральской трассе заставили расплакаться 18 неженатых акробатов». И проблема не в провинциальности, ни Саратове или Омске. Конкретность геолокации только подчеркивает наличие опубликованного первоисточника: в некоторых кадрах появляется qr-код, который ведет на сайт с указанной новостью. Восстановить действительность в такой ситуации может только зритель. Режиссер предлагает ему включить чувство юмора, провоцирует на факт-чекинг при следующем знакомстве с новостной лентой и предлагает требовать от текстов точности формулировок. Когда реальность сама дает сбой, опору стоит искать в себе.
В анимационных фильмах для взрослых сама реальность теряет над собой контроль. Лиза Скворцова в пространстве своего фильма «Омичка» соединяет реальные истории, заимствованные в заголовках СМИ. «По улицам Саратова третий месяц катаются бетонные шары», «Олень Гриша, попав в Омск, стал мужчиной», «Роды цирковой медведицы на уральской трассе заставили расплакаться 18 неженатых акробатов». И проблема не в провинциальности, ни Саратове или Омске. Конкретность геолокации только подчеркивает наличие опубликованного первоисточника: в некоторых кадрах появляется qr-код, который ведет на сайт с указанной новостью. Восстановить действительность в такой ситуации может только зритель. Режиссер предлагает ему включить чувство юмора, провоцирует на факт-чекинг при следующем знакомстве с новостной лентой и предлагает требовать от текстов точности формулировок. Когда реальность сама дает сбой, опору стоит искать в себе.