Тексты
Обзоры

Не выходя за контур

Первую режиссерскую лабораторию под названием «Контур» Челябинский Молодежный театр провел в 2020 году. Темой тогда была война — как перманентный фон мировой истории и одновременно как личная внутренняя борьба человека за возможность оставаться самим собой даже в самых страшных ситуациях. Потом было еще две лаборатории — «Контур советской детской литературы» и «Контур “Любимовки”» — осмысляли, соответственно, произведения писателей прошлого века и пьесы драматургов века нынешнего.

Потом был перерыв, а в 2024 году «Контур» вернулся с новой темой — сказки — и с новым запросом — на спектакль для детей младшего возраста и семейного просмотра на большой сцене. Задача сама по себе со звездочкой — эффекта близости и доверительности, которого проще добиться в камерном пространстве, в разы сложнее достичь в ситуации большого зала. Оттого интереснее, какие новые способы сократить дистанцию между сценой и аудиторией найдут режиссеры. И найдут ли.

Из более полусотни заявок экспертный совет выбрал четыре замысла. Открывал лабораторию эскиз режиссера Евгении Колесниченко, работавшей в тандеме с художником Анной Поляковой. За основу они взяли сказку «Летучий корабль» — о находчивом Иване-Дураке, глупых братьях, жестоком царе и идее некоего волшебного корабля, который для одних — иллюзия безграничной власти, для других — гарант счастья.
Эскиз «Летучий корабль»
Визуальное решение эскиза минималистично: помост из сварных конструкций с двумя лестницами по бокам, фоном — видеопроекция, обозначающая ливень в начале показа. Словно преодолевая невидимую грязь и хлюпающее бездорожье, скоморошничая и дурачась, появляются три героя — персонажи Андрея Анашкина, Вячеслава Ганькина и Антона Ремезова. Они выступают и рассказчиками, и позже — братьями Ивана-Дурака, которого играет Владислав Косиков. Он во всем отличен от них: юный, простодушный, восторженный. Лужи его не пугают — грязь он преодолевает легко. И также легко потом прочитывает текст царского указа о Летучем корабле (который братьям, к слову, дается с трудом), чем невольно подчеркивает разницу между своим спокойным умом и суетливой самоуверенностью расчетливо настроенных родственников.

Костюмы актеров — телесного цвета, что-то вроде исподнего. Поверх таких можно надеть и робу, и княжеский кафтан — смотря чего добьешься. Летучий корабль в эскизе показан схематично — изображение свернутой из бумаги лодочки на большой плоскости картона. Вокруг него на сцене разбросаны кораблики-оригами — словно символ чистого листа, искусства из простого делать сложное, если хватит сноровки. Что из всего этого сделает Иван? Сила его проявляется в том, что он находит себе нужных помощников. Семь наделенных необычными способностями героев с говорящими именами — Слухало, Скороход, Стреляло, Объедало, Опивало, Хворост, Холодило, — играют Антон Ремезов и Вячеслав Ганькин. Они поочередно появляются на сцене, мгновенно преображаясь то в одного, то в другого «супергероя», находя для каждого не лишенную юмора характеристику. Помощники помогут выполнить задания царя (зачастую несовместимые с жизнью) и спасут Ивана от пущенной в него стрелы.

Рискну предположить, что помогающие Ивану волшебные силы — это, на самом деле, его собственные спавшие до поры до времени сверхспособности. Но, даже если так, в персонаже Владислава Косикова не ощущается развития, перемены. Непонятной остается и линия его отношений с царевной. Забава в исполнении Марины Депутатовой — персонаж выразительный: с пышными кудрями, в белом струящемся платье, она появляется в начале эскиза, словно сойдя с картины Ботичелли. По ходу действия же показывает характер — такая в обиду себя не даст. Но что ею руководит, когда она сначала отказывается выходить замуж за прилетевшего на Летучем корабле Ивана, а потом внезапно переходит на его сторону, остается на уровне эскиза неочевидным. Как и то, что ведет главного героя.
Эскиз «Лесной дух»
Вопросы по поводу мотивации персонажей возникают и в эскизе Ивана Чигасова по пьесе Дмитрия Ретиха «Лесной дух» — в работе, тем не менее, многоплановой и объемной. Это история о супружеской паре — муже Айке и его жене Олёне, которые оказываются в таинственном лесу (читай, подсознании). Там они теряют друг друга (а заодно и сами себя). Ключевым событием становится похищение Олёны Лесным духом. Это событие актриса Екатерина Солнцева обыгрывает, кардинально меняя способ существования: становится пугающе резкой, угловатой, словно согнутой пополам. Вот только потом эта черта исчезает, и происходит это задолго до освобождения. Что касается Айки, которого играет Дмитрий Хозин, — здесь это, своего рода, Иван-Дурак — хоть и простак, но не глупый вовсе. Он сразу видит, что притворившийся медведем Лесной дух (обворожительная и одновременно инфернальная роль Алексея Согрина), совсем не зверь. Кажется, в этом его, Айки, сила — видеть скрытое. Но и это утверждение под вопросом: то, что перед ним не зверь он видит, но почему тогда не распознаёт, что перед ним зло? Почему так равнодушно отмахивается от помощника Духа — человека в черном, которого играет Александр Зайцев (это, пожалуй, один из главных комических персонажей эскиза, который буквально разрывает сказочное пространство коми-пермяцких легенд современным и несколько пародийным обликом то ли телохранителя в черных очках, то ли рок-звезды, то ли просто лоботряса, нацепившего костюм с галстуком)? Почему отрекается от жены?

На пути через тьму к свету (а также к самому себе, истинному) герой встречает жителей леса, которые то ли помогают, то ли мешают — двойственность здесь во всём. Мотив раздвоения проявляется и в персонаже Дениса Филоненко: его Охотник мечтает застрелить зверя, а найти его не может. Он хочет реализовать свое предназначение, а морок его от этого уводит. Непроста и Ягиня Натальи Чиликиной. Боевая, стремительная, с самурайским мечом — ее сложно удивить и невозможно обмануть. Но вот что интересно: будучи, как может показаться сначала, на стороне Лесного духа, она не чинит препятствий Айке, но, скорее, помогает ему, вручив волшебное зеркало, способное разоблачить зло.
Эскиз «Лесной дух»
Эскиз запоминается не только актерской игрой, но и визуальной частью. Вместе с художником Юлией Павленко режиссер превращает пустое пространство сцены в театр теней — уходящих за задник актеров зритель видит искаженными фигурами, образами из сна. Ощущение потерянности, запутанности создают и свисающие вертикально канаты, образующие своего рода лабиринт. Над всем этим странным миром нависает огромный сияющий круг — то ли луна, то ли то самое волшебное зеркало. Всё не то, чем кажется, и должно быть разоблачено. Так и будет. Но точки не хватило: на уровне эскиза встреча Айки и Олёны пока не выглядит событием — как будто не было по-настоящему трагичным расставание, как будто не так сложен был путь сквозь это путаницу.

Ощущения финала пока не возникает и от эскиза Ильи Бабушкина «Девочка-Птица» — показанная на лаборатории работа охватывает лишь первую часть истории. Впрочем, визуального материала для осмысления достаточно. В соавторстве с художником Саяной Урбадаевой режиссер создает мир тревожный и неуютный. Вводят зрителей в историю два героя — взрослый и девочка, которой он читает сказку. Ребенок укутан, буквально спрятан в одеяло, актер Борис Черев — рассказчик. Над ними на разном уровне подвешены метлы, швабры, лопаты. Нависая стеной, вся эта полезная в быту утварь превращается в нечто угрожающее и необъяснимое, почти в гильотину. Ощущение беспокойства, как ни странно, вызывают и читающие сказку персонажи. То ли это дедушка и внучка, то ли доктор и пациентка, то ли воспитатель и подопечный — историю героев приходится додумывать.

Оригинальная сказка «Птичья нога» повествует о любимой родителями дочке, Галие, которую похитил злой дух Дэв, подменив капризным и безобразным ребенком. Похищенных детей дух превращал в птиц, но на Галию зелья не хватило, поэтому у нее только птичья нога. Освободиться из плена девочке помогает мальчик из той же деревни, что и она, Юмагул, выросший без отца. Илья Бабушкин несколько меняет ход событий: в его инсценировке подробнее раскрывается история Дэва, который когда-то был человеком, но обозлился и потерял человеческий облик. Подчеркивается инаковость Юмагула — сироты, которого не очень-то привечают в деревне. В эскизе его роль исполнил Никита Скобелев. За показным простодушием его персонажа скрывается сила. Инаковость героя помогает ему понять и принять странную Девочку-Птицу (роль Екатерины Юсуповой) и в итоге помочь ей.
Эскиз «Девочка-птица»
В аннотации к эскизу есть фраза, которая кажется ключом. Она о том, что это постановка о беззащитности детей, о вечном присутствии зла, которое рядом даже в благополучные времена. Из этой мысли родилось предположение о том, что данный эскиз — о людях в эпоху глобальных бедствий. О страхе, который парализует там, где нужно проявить милосердие и помочь слабому. Тогда объяснимы даже метлы над сценой, которые словно от взрыва подлетели в воздух, да так там и застыли. Рассказчика и девочку в этом случае можно принять за беженцев, которые спасаются от беды. А злой дух, которого в эскизе играет Денис Саратников, становится воплощением человеческой жестокости, агрессии и насилия… Но все эти предположения кажутся беспомощными. Есть ощущение, что найденная форма эскиза пока не помогает понять, почему на сцене происходит то или иное событие, к какому состоянию, идее, мысли эта история может (и должна) привести зрителя.

Последняя работа лаборатории — «Коньки и копыта» по одноименной книге Юлии Ивановой. Это сказка о корове, которой случайно досталась чужая мечта, и теперь она грезит карьерой фигуристки. История в эскизе рассказана достаточно внятно, за видимой простотой вырисовывается идея: нужно верить в свою мечту и идти к ней, даже если в тебя никто не верит.

Вместе с художником Еленой Чебуиной режиссер Гульназ Минкина придумывает сказочный мир с характерными персонажами и выразительными типажами. Вводят зрителей в историю два «доставщика мечт». Персонажи Александра Дегтярева и Виктора Федосеева — этакий дуэт грустного и веселого клоунов — запускают историю и становятся причиной всех событий, «заразив» главную героиню не подходящей ей мечтой. Затем появляется коровье стадо — томный сонм флегматичных, беспрерывно жующих красоток в пышных юбках. Слаженно работая в ансамбле, Лилия Замятина, Елена Исаева, Алёна Свиришевская, Кира Ханжина, Светлана Худякова, Елена Шингареева, Елена Сатаева и Жанна Гурина создают некую общность, с одной стороны, пассивную, отказавшуюся от ответственности, с другой — вполне агрессивную. Особенно при виде «подруги», которая не хочет давать молоко и тренируется дни напролет. При этом Дуняша, случайно «зараженная» мечтой о фигурном катании, никого не пытается обратить в свою «веру», ни у кого не просит поддержки. Но уже одной своей настойчивостью и активностью нарушает привычный уклад жизни стада, за что получает в свой адрес угрожающие комментарии. И обращенное к ней: «Ты — корова» не звучит гордо, но кажется унизительным обесцениваем и оскорблением.
Эскиз «Коньки и копыта»
Александра Одегова в роли Дуняши действительно абсолютно отлична от коровьего мира в своей белой пачке и футболке с розовыми пятнами. Она простодушна и искренна. Для этой сказки она, своего рода, Иван, если проводить аналогию с другими эскизами, — носитель никому не ведомой внутренней веры и мудрости, которая ведет сквозь сложности жизни к победе добра. Помогают ей в этом совершенно очаровательные Мышь (Юлия Миневцева добавляет своему персонажу непредсказуемости — скептически и критично настроенная изначально, именно она неожиданно помогает воплотить мечту в реальность) и Кузнечик (глубина в комичном по сути персонаже Джамшита Садыгова появляется там, где мы узнаём, что над его музыкальными увлечениями смеется весь лес, а это значит, что ему, как и Дуняше, известно, что такое непринятие и отвержение).

В финале эскиза Дуняша, несмотря ни на что, выйдет на лед и сразит всех своим мастерством. Наградой ей станут… лайки в соцсетях и восторженные комментарии, выведенные видеопроекцией на задник сцены. В этот момент всё напряжение преодолений, вся красота устремленности к недостижимому снижается до уровня иллюзорного успеха в виртуальном мире. А ведь несбыточная мечта нужна потому, что толкает на подвиги и ошибки, то есть на какой-то сложный процесс, который может и не увенчаться успехом, но сделает из человека личность (а из коровы — фигуристку). И измеряется этот процесс не лайками. Ценность в другом. И об этом важно говорить с детьми на соответствующем смысловом уровне, без упрощений.

*

За три прошедшие лаборатории «Контур» было создано 12 эскизов. Четыре из них выросли в полноценные, востребованные зрителями репертуарные спектакли. В этом смысле Челябинский Молодёжный театр максимально использует возможности лабораторного формата: не ограничивается просто смотром идей, но и берет эскизы в работу, дает режиссерам возможность сделать из наброска полноценное сценическое произведение, которое должно обогатить репертуар новыми смыслами. Какой выбор театр сделает в этот раз (и сделает ли), будет известно в начале нового сезона. Как и то, выйдут ли постановщики, создавая спектакль, за контур, будут ли искать новые решения, или останутся в рамках предложенного в июле замысла.

Фотограф — Игорь Шутов