«Снежная королева», БТК, режиссер - Руслан Кудашов
«Кто там?» - «Это Кай!». Единственные реплики спектакля звучат после пролога. Герда должна узнать Кая, а потом вернуть или не вернуть его, но в любом случае дойти до конца. Именно вступая в диалог со сказкой Андерсена, свои этапные спектакли поставили Роман Феодори, Артем Устинов, Яна Тумина, выделяя Герду как крупную роли мирового репертуара. Руслан Кудашов поставил спектакль без слов, без кукол, с масками и нашел свой цикл встреч на пути героини.
Это времена года, их названия предваряют сцены в виде титров: слова сложены из осколков зеркала. Под музыку Вивальди появляются женщины: Весна - Флора (в первоисточнике - старушка-цветочница), Лето - Принцесса, Осень - Разбойница, Зима - Финка, и наконец - Снежная королева. Ее нет в списке действующих лиц, ведь нет и такого персонажа, есть лишь огромная серебряная маска, ее титр - «Вечность». Маска эта как ни странно не пугает, оставляя впечатление не стража, а наблюдателя. Можно отметить, что среди персонажей нет мужских, что часто они суетливы, но важнее - как они относятся к Герде. Никто не помогает ни каретой, ни оленем. Их дары - это маски, которые они одевают на изначальную, юную маску Герды. На каждой новой румянец тусклее, морщины ярче. Они если и делятся чем-то ценным, то опытом.
Впрочем, Герда не сразу спешит за Каем. Сначала вянут розы, и это становится еще одной причиной покинуть дом. В пластике Екатерины Ложкиной-Белевич в этой сцене много подросткового. Первый шаг из дома пугает, Герда возвращается, набирается смелости и совершает вторую попытку, но вновь тянет домой. Потом приходит по-андерсоновски верное решение: оставить на стене комнаты тень, а самой отправиться в путь. Женская уверенность дарит Герде прямую руку, ее указательный палец - верный ориентир, словно стрелка компаса, указывающая на север. Зимой рука теряет уверенность, мышцы сводит. Теперь ладонь хочется положить на левое плечо, что Герда и делает. То ли от усталости, то ли от холода. Фигура сгибается. Но героиня не сдается, сила еще вернется, кашель пройдет.
«Кто там?» - «Это Кай!». Единственные реплики спектакля звучат после пролога. Герда должна узнать Кая, а потом вернуть или не вернуть его, но в любом случае дойти до конца. Именно вступая в диалог со сказкой Андерсена, свои этапные спектакли поставили Роман Феодори, Артем Устинов, Яна Тумина, выделяя Герду как крупную роли мирового репертуара. Руслан Кудашов поставил спектакль без слов, без кукол, с масками и нашел свой цикл встреч на пути героини.
Это времена года, их названия предваряют сцены в виде титров: слова сложены из осколков зеркала. Под музыку Вивальди появляются женщины: Весна - Флора (в первоисточнике - старушка-цветочница), Лето - Принцесса, Осень - Разбойница, Зима - Финка, и наконец - Снежная королева. Ее нет в списке действующих лиц, ведь нет и такого персонажа, есть лишь огромная серебряная маска, ее титр - «Вечность». Маска эта как ни странно не пугает, оставляя впечатление не стража, а наблюдателя. Можно отметить, что среди персонажей нет мужских, что часто они суетливы, но важнее - как они относятся к Герде. Никто не помогает ни каретой, ни оленем. Их дары - это маски, которые они одевают на изначальную, юную маску Герды. На каждой новой румянец тусклее, морщины ярче. Они если и делятся чем-то ценным, то опытом.
Впрочем, Герда не сразу спешит за Каем. Сначала вянут розы, и это становится еще одной причиной покинуть дом. В пластике Екатерины Ложкиной-Белевич в этой сцене много подросткового. Первый шаг из дома пугает, Герда возвращается, набирается смелости и совершает вторую попытку, но вновь тянет домой. Потом приходит по-андерсоновски верное решение: оставить на стене комнаты тень, а самой отправиться в путь. Женская уверенность дарит Герде прямую руку, ее указательный палец - верный ориентир, словно стрелка компаса, указывающая на север. Зимой рука теряет уверенность, мышцы сводит. Теперь ладонь хочется положить на левое плечо, что Герда и делает. То ли от усталости, то ли от холода. Фигура сгибается. Но героиня не сдается, сила еще вернется, кашель пройдет.
![](https://static.tildacdn.com/tild3765-3039-4938-a338-353935393966/_2_mini.jpg)
Спектакль «Снежная королева»
Последняя маска предназначена Герде Каем, это еще одна стерильная серебряная личина. Тролли просят приободрить персонажей аплодисментами, но ритм сбивается, зрители осознают провокацию, начинаются робкие аплодисменты по делу. И тогда Герда и Кай снимают маски друг с друга. Но ту первую маску, в которой зрители встречают героев в уютном домике, можно снять только самим. Ложкина-Белевич и Владислав Тутак (Кай) впервые открывают свои лица, человеческие, светлые. В согласии со словами Андерсана: «Так сидели они, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою...».
«Кто там?» - «Это Кай». В финале реплики повторяются. И если в начале можно было подумать, что он лишь гость в доме Герде, то теперь стоит ответить уже не на бытовой, а на бытийственный вопрос и обрести себя.
«Кто там?» - «Это Кай». В финале реплики повторяются. И если в начале можно было подумать, что он лишь гость в доме Герде, то теперь стоит ответить уже не на бытовой, а на бытийственный вопрос и обрести себя.
![](https://static.tildacdn.com/tild6263-6430-4364-b561-323138326435/_2.jpg)
Спектакль «Ау»
«Ау», БДТ имени Г.А.Товстоногова, режиссер - Яна Тумина
Яна Тумина в этот раз оттолкнулась от текстов Гуэрры, Нарекаци и Заболоцкого. Они стали поводом для инклюзивного спектакля. Профессиональные актеры участвуют в нем наравне с людьми с расстройством аутистического спектра. Именно наравне, а не вместе. Традиция Бориса Павловича на сцене БДТ получает продолжение. И в нем тоже важна тема птиц, от главных героев текстов до птичьего языка театральной коммуникации.
Старика Птицелова играет кукла, с которой по очереди работают все участники спектакля. В современном театре кукол часто прямо на сцене можно услышать рефлексию по поводу куклы на сцене, соседству живого и не живого. Здесь она тоже есть, когда все персонажи рассматривают героя и приходят к выводу, что он кукла из поролона, но при этом живая. Есть рефлексия и по поводу инклюзии, функции театра. Актеры рассуждают о терапии на сцене, а на реплику «Свободны» задают вопрос: «До скольки?». В спектакле о свободе это важно.
Птицы попадают в клетку. Это слово созвучно с элементарной единицей строения организма человека, и не только. Такие рассуждения могли бы показаться пафосными, но в спектакле Туминой все о людях и птицах сказано честно и с любовью. Актеры с РАС, сами во многом уязвимые, говорят о своем беспокойстве за других, демонстрируют его, тяготятся и спасаются им. Алену Кучкову в роли Чудо-Птицы после экспрессивного танца зажимают с разных сторон лестницами, словно клеткой - она передвигается в ней. Это настолько же выверенный трюк, насколько высок эмоциональный накал момента - тут прямая зависимость. Как и ожившая кукла, которая вдруг в финале спектакля начинает идти самостоятельно. «Театр спасает от смерти?», - этим вопросом театр задается в программке. Ответ очевиден, но к нему стоит прийти эмпирическим путем.
Михаил Ложкин репетировал, но не успел сыграть премьеру «Ау». Екатерина Ложкина-Белевич удивительно светло и сильно играет Герду, спасающую Кая. Спектакли не всегда есть возможность пересмотреть, когда это нужно, когда, например, нуждаешься в поддержке. Но тогда можно пересмотреть анимационный фильм «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки. Это не референс, это контекст.
Яна Тумина в этот раз оттолкнулась от текстов Гуэрры, Нарекаци и Заболоцкого. Они стали поводом для инклюзивного спектакля. Профессиональные актеры участвуют в нем наравне с людьми с расстройством аутистического спектра. Именно наравне, а не вместе. Традиция Бориса Павловича на сцене БДТ получает продолжение. И в нем тоже важна тема птиц, от главных героев текстов до птичьего языка театральной коммуникации.
Старика Птицелова играет кукла, с которой по очереди работают все участники спектакля. В современном театре кукол часто прямо на сцене можно услышать рефлексию по поводу куклы на сцене, соседству живого и не живого. Здесь она тоже есть, когда все персонажи рассматривают героя и приходят к выводу, что он кукла из поролона, но при этом живая. Есть рефлексия и по поводу инклюзии, функции театра. Актеры рассуждают о терапии на сцене, а на реплику «Свободны» задают вопрос: «До скольки?». В спектакле о свободе это важно.
Птицы попадают в клетку. Это слово созвучно с элементарной единицей строения организма человека, и не только. Такие рассуждения могли бы показаться пафосными, но в спектакле Туминой все о людях и птицах сказано честно и с любовью. Актеры с РАС, сами во многом уязвимые, говорят о своем беспокойстве за других, демонстрируют его, тяготятся и спасаются им. Алену Кучкову в роли Чудо-Птицы после экспрессивного танца зажимают с разных сторон лестницами, словно клеткой - она передвигается в ней. Это настолько же выверенный трюк, насколько высок эмоциональный накал момента - тут прямая зависимость. Как и ожившая кукла, которая вдруг в финале спектакля начинает идти самостоятельно. «Театр спасает от смерти?», - этим вопросом театр задается в программке. Ответ очевиден, но к нему стоит прийти эмпирическим путем.
Михаил Ложкин репетировал, но не успел сыграть премьеру «Ау». Екатерина Ложкина-Белевич удивительно светло и сильно играет Герду, спасающую Кая. Спектакли не всегда есть возможность пересмотреть, когда это нужно, когда, например, нуждаешься в поддержке. Но тогда можно пересмотреть анимационный фильм «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки. Это не референс, это контекст.