Тексты
Обзоры

Зимние сказки воронежских театров

Елена Лебедева съездила в Воронеж и посмотрела 9 спектаклей детского и подросткового репертуара. О своих впечатлениях она написала в «Недоросль»

В декабре, под Новый год, я съездила в Воронеж – на премьеры, как обычно. И оказалось, что чуть не половина из них – из детского и подросткового репертуара.

Интересно стало посмотреть, что еще предлагают детям в театральном городе с его прославленным Камерным, еще недавно феерическим международным Платоновским фестивалем, с несгибаемым ярким Никитинским. Составила себе плотную программу по два (или три) спектакля в день в шаговой доступности от Кольцовского сквера (то есть самого центра – именно так в Воронеже располагаются театры).

Помимо премьер «Каштанки» Михаила Бычкова, «Сна смешного человека» в Центре «Прогресс» и «Куда пропал прекрасный принц» в Никитинском, ради которых я приехала, все остальное – случайно совпавшее в афише с моими датами. Всего 9 спектаклей, которые располагаются в моем рассказе в порядке возраста их потенциальных зрителей.

Воронежский государственный театр кукол им. В. А. Вольховского «Шут» в последнее время заметно обновляется, ищет новую стилистику. Зрители обратили внимание на недавние постановки Руслана Кудашова «Мандельштам. Воронежские тетради» и «Похороните меня за плинтусом» – для взрослой публики.

Я же посмотрела на этот раз три спектакля для малышей. Все – традиционны эстетически и концепционно. И поскольку спектакли – недавние, можно, наверное, сказать, что театр пока не готов экспериментировать в детском репертуаре.

Сразу скажу, что увидела в разных ролях многих артистов труппы. Это Станислав Беляев, Ольга Бергман, Григорий Вахрушев, Владислав Ефанов, Софья Иголкина, Елена Киселёва, Эдуард Кокарев, Любовь Марчук, Владимир Руднев, Дарья Сарычева, Елена Симанович, Юлия Скворцова. Порадовалась их профессиональной честности и оснащенности. Кроме того, перед спектаклями детям показывали традиционное елочное представление – неожиданно симпатичное и живое, не только с Дедом Морозом и Снегурочкой, но и с китайским драконом. И невозможно было не обратить внимание на искрометного Ивана-царевича – Михаила Каданина.
Спектакль «Золотой цыплёнок» / сайт театра
Итак, «Золотой цыплёнок» (премьера – 5.11.22) по мотивам пьесы Владимира Орлова. Режиссер – Людмила Фёдорова. Художник – Андрей Запорожский. 4+.

Когда-то в театре шла сказка о золотом цыпленке, поставленная Вячеславом Вольховским. Новый спектакль, пожалуй, не претендует на то, чтобы стать легендой. Однако трогательная история о том, как в дремучем неприкаянном и глуповатом волке проснулась отцовская любовь к маленькому цыпленку, получилась. Любовь преображает, а бесчувственная алчная лиса проигрывает, несмотря на свою хитрость.

«Золотой цыпленок» ладно скроен и сыгран. Живая, ироничная и одновременно поэтичная мультипликация Елизаветы Хломовой: потешная кража непростого яйца, красивый проливной дождь, на экране, накрывающий всю декорацию (художник по свету – Александр Печерин) – создает нужное настроение. Артисты органично смотрятся как в живом плане, так и с куклами в руках.
Спектакль «Сказка про ёжика и медвежонка» / сайт театра
Выпущенная почти одновременно «Сказка про ёжика и медвежонка» (премьера 10.12.22. По сказкам Сергея Козлова. Режиссер – Светлана Озерская. Художник – Андрей Запорожский. 4+), оказалась, по моему мнению, гораздо менее удачной.

С первых мгновений представления появилось ощущение, что что-то не так.

Фигуры героев выглядят непропорционально крупными, им тесно и неудобно в декорации. Актеры играют в черном кабинете, но их видно из зала.

Сценарий составлен из четырех сказок, искусственно слепленных вместе. Единого сюжета не получается, и действие не развивается. Полетная мультипликация той же Лизы Хломовой и ее сказочный слон, вызывает, разумеется, восторженное изумление маленьких зрителей, но само его появление в спектакле создатели практически не дали себе труда хоть как-то обосновать.

Сказки Сергея Козлова имеют огромную традицию интерпретации, поэтому браться за них – трудная задача. Желательно сохранить ожидаемую лирическую интонацию, неотделимую от знакомых персонажей, и найти собственный подход к героям – какой смысл повторяться или подходить к сюжету формально? В этом «Ежике и Медвежонке» я не увидела ни того, ни другого.

Герои третьего доставшегося мне спектакля театра «Шут», как и Ежик с Медвежонком, знакомы мне с далеких юных лет.
Спектакль «Деникины рассказы» / сайт театра

.

«Денискины рассказы» (премьера 25.12.21). Пьеса Ксении Драгунской по рассказам Виктора Драгунского. Режиссер – Вячеслав Бродянский Художник – Елена Белых. 6+.

Денис Кораблев и Мишка Слонов (Владимир Руднев и Григорий Вахрушев в живом плане) стали взрослыми дяденьками и даже космонавтами. Пока их звездолет готовится к старту, герои предаются воспоминаниям. Начинается кукольное представление: про светлячка, про манную кашу…

Некоторые куклы – Дядька-стул, вредная соседка Мария Петровна со своей собачонкой – придуманы необычайно изобретательно; другие – скучновато банальны.

Буквально накануне я смотрела видеопоказ старого спектакля «Зима» (Камерный театр, режиссер – Михаил Бычков, по Евгению Гришковцу, 2003) – совсем не детский и не веселый. И там два взрослых персонажа, томительно дожидались утра с двух сторон сцены – в холодном лесу, чтобы выполнить важное задание. И им виделись образы и события из детства, правда в виде живых актеров и фотографий на заднике. Являлись Снегурочка, Дед Мороз, а сугробы снега напоминали кубики для малышей.

Забавная параллель с «Зимой» на «Денискиных рассказах» в моем сознании родилась неизбежно – в мизансценах оказалось много общего. Конечно, создатели постановки по знаменитым рассказам Драгунского не подражали спектаклю Камерного. Просто в нем иронически интерпретирована традиционная композиция представления для детей, использованная и в «Денискиных рассказах».
Спектакль «Рождественское чудо господина Беккера» / сайт театра
Занявшись детским репертуаром, я познакомилась с воронежским Новым театром, в котором посмотрела два спектакля. Один – потому что он шел в понедельник и у меня был свободный вечер. Второй – по приглашению художественного руководителя театра Виктории Шаламовой, как визитную карточку театра. Не разочаровалась ни тем, ни другим, и очень рада знакомству.

Новый театр существует уже девять лет, и в нем ставят много спектаклей для детей, подростков и молодежи. Недавно он перебрался в новое арендованное помещение на улице Энгельса, которое артисты собственными руками с помощью волонтеров и сочувствующих превратили в театральное.

Режиссер Виктория Шаламова – ученица Юрия Погребничко. Вместе с ней работает хореограф Мария Фролова, обладающая своеобразным узнаваемым почерком. Пластика играет существенную роль во всех постановках, как рассказала мне Виктория Шаламова.

Спектакль «Рождественское чудо господина Беккера» (режиссер – Виктория Шаламова, хореограф – Мария Фролова, художник – Александра Макиева; премьера – 17.12.23) – веселое новогоднее развлечение для публики 5-11 лет. Добрый кондитер господин Беккер, мастер изготовления имбирного печенья (Сергей Брыляков) путешествует по разным странам, собирая рецепты и истории. В спектакле заняты Мария Фролова, Мария Конотоп и Олеся Галицына – ансамбль замечательный.

Представление симпатичное и искреннее, в маленьком зале на 35 чутких зрителей можно играть только с полной отдачей. Сценография и реквизит очень просты, почти как в детской игре, но придумано изобретательно.

После спектакля веселой публике предлагается пройти мастер-класс по глазированию печенья, которое потом с удовольствием съедается и запивается какао.
Спектакль «Вафельное сердце» / сайт театра
«Вафельное сердце» по повести Марии Парр (режиссер – Виктория Шаламова, хореограф – Мария Фролова, композитор – Елена Нежельская, художник – Александра Макиева; премьера – 26.02.22). 6+.

Полуторачасовой спектакль для младших подростков (им очевидно нравится!), на который имеет смысл идти и их родителям.

Жизнь кипит и бурлит в отдаленной норвежской деревеньке Щепки-Матильды. Герои без конца придумывают новые приключения, совершают подвиги – понарошку и на самом деле. Люди встречаются, расстаются, находят друг друга, уходят навсегда и остаются навеки – это самая настоящая жизнь, наполненная и яркая. Сцену не покидает дух прославленной повести Марии Парр и кажется, что волшебный аромат вафель бабы-тети витает над залом.

Перед нами «безалаберный» (или синтетический) театр, в котором фантазия создателей и требования выразительности ведут в разные стороны, пробуют все пути, а потом найденное соединяется в целостность. Состояния и переживания геров изображаются средствами психологического театра; приключения превращаются в пластический балаган и обыгрываются в неожиданной сценографии. Теплоту мира Щепки Матильды символизирует множество вязаных вещей: шарфы, жилетки, шапочки, даже кружки завернуты в уютное кофейного цвета вязанье! Гриву бедной белой лошади, которую спасают герои, чуть ли не жертвуя жизнью, смастерили из той же бежевой шерсти, что одежки персонажей. А вообще-то лошадь – это уже кукольный театр… Ожить и в кого-нибудь на наших глазах превратиться в Щепки-Матильды может даже белье, развешиваемое на веревке.

Артисты Мария Конотоп (Лена) и Ярослав Козлов (Тилле) – взрослые люди, играющие детей, – восхитительно убедительны. Они – не травести, а находят детей внутри себя, преображаются в них.

Спектакль многолюдный; родственников и всю деревню исполняют Мария Фролова, Артем Бучнев, Никита Шершнев, Олеся Галицына, Дамир Миркамилов, Виктория Шаламова. Они динамично перевоплощаются и выходит отличный ансамбль, от которого веет теплом. Все танцуют – на ура, в чем, конечно, большая заслуга хореографа Марии Фроловой, ответственной за эту часть визуального образа. Танцы–приключения главных героев, танец из горячечного бреда больной Лены, танец на свадьбе повышают эмоциональный градус представления и застревают в памяти.

Этому способствует еще один поразительный компонент спектакля – музыка. Ее автор – воронежский композитор Елена Нежельская, работающая, правда, в последние годы в Лос-Анжелесе (и в 2022 году получившая премию «Эми» в номинации «Лучший монтаж звука для комедийного или драматического сериала» за проект «Очень странные дела»). В спектакле звучит как обаятельные оригинальные мелодии, так и аранжировки и вот именно сногсшибательный монтаж Лены Гликсон (американский псевдоним композитора). На этот спектакль стоило бы сходить ради одного выразительнейшего попурри еврейских мелодий, Мендельсона и Вагнера в сцене свадьбы мамы Лены и доктора Исаака. Ох, как же это сильно звучит сейчас!
Спектакль «Маленький Мук» / сайт театра
«Маленький Мук». (Премьера – 28.02.23). 6+. По сказке Вильгельма Гауфа. Перевод, инсценировка и режиссура – Виктория Печерникова. Художник – Ксения Кочубей. Режиссер по пластике – Андрей Сумин. Художник по свету – Павел Бабин. Консультант по работе с куклами – Владислав Ефанов. Воронежский ТЮЗ.

Возрастная маркировка вызывает у меня сомнение.

Романтическая сказка об одиноком, гонимом изгое и его борьбе – мрачноватая история отнюдь не для маленьких детей. Несчастный карлик и сирота не может не стать жертвой в мире произвола и коварства. Обретя средство отмщения, Маленький Мук жестоко расплачивается с обидчиками и превращается в угрюмого анахорета.

Разочарование в людях в сказке Гауфа трактуется как победа героя. Мальчишки, узнав его историю, прониклись уважением к бедняге. Вероятно, за то, что отверженный сумел за себя постоять.

Новый перевод, специально выполненный режиссером для этой постановки, подчеркивает проблематику взаимоотношений парии с обществом. Однако мне не хватило сценической рефлексии: что все же за человек – этот Маленький Мук?

Он ведь не обрел ни радости, ни смысла? И это неизбежно?

Главный герой неожиданно оказывается пучеглазой большеголовой куклой в чалме (художник-постановщик – Евгения Кочубей), с которой работает на сцене чуть ли не вся команда по очереди – весьма успешно, принимая во внимание, что это не их специальность (консультант по работе с куклами – Владислав Ефанов). Это очень интересный ход – особенный герой как будто пробует себя и пытается вписаться в недружелюбный мир. Из заботливых женских рук в младенчестве Маленький Мук переходит в руки актеров мужчин.

Некоторые кукольные сцены выстроены мастерски, например соревнование скороходов: масштаб кукол резко уменьшается, представление становится почти балаганным.

И все же лишенному мимики Муку, по-моему, недостает выразительности, личностной характеристики.

Некоторые сцены поставлены в технике театра теней, и они очень красивы. Заглавный персонаж в этих фрагментах становится совсем другим – загадочным, чуть страшноватым и притом более традиционным. Призраки-тени погружают публику в романтическую сказку, но противоречат осязаемым реальным героям. Такой эффект наверняка предусмотрен создателями спектакля, но я не могу отделаться от ощущения, что оригинальный кукольный образ проигрывает традиции.

У спектакля Виктории Печерниковой два пролога – примерно так было в сборнике Вильгельма Гауфа.

Сначала разыгрывается история в царстве Королевы Фантазии (Марина Осенко), которая посылает свою дочь Сказку (Ирина Секушина) на борьбу унылой обыденностью. Злобные стражи не пускают ее к детям, дабы вымыслы и грезы не поселились в их головах. Однако стражам самим хочется послушать Сказку.

И тогда появляется караван.

В отличие от оригинального «Альманаха сказок на 1826 год для сыновей и дочерей знатных сословий», сказку о Маленьком Муке рассказывает вечером нагнавший караван Селим Барух (Незнакомец – Игорь Скрынников).

Можно понять, зачем понадобилось режиссеру обратиться к двухступенчатому зачину Гауфа, который уже в свое время сетовал на филистерскую пресность детских сюжетов. В головах взрослой публики может возникнуть ассоциация со скучной примитивность нынешних детских развлечений. Однако когда сидишь в окружении ерзающих нетерпеливых зрителей даже не шесть, а едва ли не 4+, сложная конструкция сказки в сказке в сказке определенно выглядит затянутой и слишком замысловатой. Дети скучают вплоть до начала приключений героя.

Обращение получилось, видимо, не по адресу.

Одним словом, «Маленький Мук» – вышел красивым ярким, эффектным, но противоречивым. Артисты очень стараются развлекать малышей. Визуальная эстетика спектакля отсылает скорей к представлению для старших дошкольников и младших школьников. Однако речь идет о проблемах становления личности и места человека в мире, доступных подросткам, может быть, лет с одиннадцати…
Спектакль «Куда пропал прекрасный принц» / сайт театра
Воронежский Никитинский театр с начала сезона сильно преуспел в обустройстве своего нового пространства на улице Бакунина. Открылось зрительское фойе, где уже продают соки и шоколадки. Под Новый год поставили елку и состоялась вторая премьера в текущем сезоне.

«Куда пропал прекрасный принц». (Премьера 16.12.23). 12+ По пьесе Марии Огневой. Художник – Евгения Платонова. Художник по свету – Екатерина Лабик. Художник по видео – Андрей Горлачев. Ассистент художника – Наталья Михеева. Театральная компания «Арт-Проект». Никитинский театр. Воронеж.

Эскиз по пьесе Марии Огневой участвовал в III лаборатории Артхаб в МХТ осенью 2022 года и имел успех. В МХТ не попал, однако внимание к себе привлек. В Никитинском театре осуществлена первая полноценная постановка пьесы.

Золушка (Марина Демьяненко), Рапунцель (Александра Сабаева) и Белоснежка (Вера Буторина) неожиданно узнают от Феи (Анна Силина), что их принц попал в какой-то страшный плен… И хуже того, – что он во всех сказках один и тот же.

Красавицы отправляются на поиски, забавно конкурируя за будущее внимание искомого предмета мечты. Но постепенно проникаются пониманием, что прекрасный принц – миф. Что реальная жизнь – гораздо важнее. И вообще – другое.

Автор иронически переосмысливает романтические модели, и именно это, кажется, делает пьесу актуальной и привлекательной.

Непростые обстоятельства современной жизни побуждают откликнуться на сказочный сюжет, в котором все – как следует. Однако восходящая к архетипам сказка воспроизводит консервативные модели и позавчерашние традиции. Нежданно-негаданно архаичные идеалы стали довольно напористо продвигаться в последнее время, эксплуатируя, в частности, и любимые романтические истории.

А здесь принцессы – наоборот – совершают путь постепенного отвержения надоевших ролей, обретают личностную самостоятельность и свободу. Они – очень современные девушки.

Энергичных героинь сопровождают в спасательной операции Спящая красавица и Русалочка, соответственно похрапывая в тележке и побулькивая в аквариуме. Роль этих героинь драматург свела к обозначению массовости проблемы поиска «принца» в реальности и разнообразия поведения ищущих.

Принцессы в спектакле – не юные нераспустившиеся бутончики, как положено, а довольно взрослые девицы, изображаемые в ироничной почти клоунской манере. Актрисы высмеивают изначальную наивность и даже глуповатость принцесс с их готовностью мечтать и ждать. Великолепно их разочарование при сообщении, что придется обходиться без принца. Однако Фея знает, что делает. И не публикующий свое имя постановщик весьма изобретателен.

Путь девушек полон не столько романтических приключений, сколько комедийных поворотов и неожиданностей. Все тут смешное – чудовище, противные гномы… Прекрасные волосы Рапунцель – воздушные шарики на веревочках… На заднике время от времени возникают колкие замечания.

И все же речь идет о настоящем пути. О трудном поиске, обретении себя. Сумрачные и таинственные семь лесов, по которым красиво гуляет свет – это, конечно, пространство сказки, но в то же время – внутреннего мира человека, в котором разворачивается свой сюжет.

У четырех актрис непростые роли: комедию надо совмещать с подспудной драмой. Они справляются прекрасно.

Театр рекомендует «Принца» для семейного просмотра с детьми 10-16 лет. Но, пожалуй, формальная маркировка 12+ это и есть нижняя возрастная граница.

В спектакле ставятся довольно взрослые вопросы, он полон многослойных культурных и жизненных аллюзий. Можно было бы поспорить и с оценкой уровня сложности «легкий», указанного на сайте. Легка для восприятия там только внешняя поверхностная канва.

Я думаю, что «Куда пропал прекрасный принц» – именно то, что нужно старшеклассникам. Может показаться, что история в первую очередь для девушек. Но и юношам там тоже есть, о чем подумать. Прекрасный принц (Андрей Клочков) появляется-таки в этой новой сказке в самый последний момент… И какова же теперь его роль?

И, конечно, молодым людям постарше, с некоторым жизненным опытом поиска путей, оригинальный спектакль Никитинского театра будет более чем интересен.
Спектакль «Сон смешного человека» / сайт театра
«Сон смешного человека». По рассказу Ф. М. Достоевского. 16+ (Премьера 19.1023) Режиссер и исполнитель – Георгий Яковлев. Театральная компания «ДРАМАтизация». Центр культуры и искусства «Прогресс».

В 1994 году «Сон смешного человека» стал одним из первых спектаклей Воронежского камерного театра. Его играл легендарный артист Олег Мокшанов. Георгий Яковлев опирается на опыт своего коллеги, выступившего консультантом постановки.

«Фантастический рассказ» Достоевского был опубликован в «Дневнике писателя» в 1877 году. Автор «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов» задался наивным вопросом: почему социум не совершенен?

Мастер глубоких откровений о подспудных импульсах, движущих человеком, с удовольствием и непосредственностью живописал идеальное сообщество, где нету обиды, зависти, злобы, ревности, преступлений… Разумеется, оно приснилось во сне одному странному и замкнутому одинокому человеку. Однако мир прекрасной утопии описан с таким энтузиазмом, что ею невольно увлекаешься.

Почему мир не хорош, думает каждый подросток. И можно ли с этим что-то сделать. Чем проблемнее время – тем больше думают. Я наблюдала, как совсем юная зрительница поглощала слова, произносившиеся со сцены. Так что в данном случае условную маркировку я бы снизила. На этот спектакль можно и нужно водить школьников с того момента, когда они начинают замечать и спрашивать, что происходит вокруг.

Георгий Яковлев, артист Воронежского камерного театра, ученик Михаила Бычкова, не случайно обратился к сюжету Достоевского. Герой спектакля – странный персонаж с обостренным восприятием внешнего мира и глубоким противоречием внутри. Плохо приспособленный к обыденности, он выглядит смешным, сосредоточенный на себе – держится эгоцентриком и ведет себя эгоистично. Он не может согласиться на обыкновенность; его жизнь – либо что-то выдающееся, особенное, либо – ее вовсе не надо. Во сне-откровении «смешной человек» видит совершенный мир людей, восхищается им, но потом развращает и губит. Видение такое яркое и зримое, что проснувшись, «смешной человек» бросается размышлять, как жить по-другому и спасти этот мир.

Утопичная, призрачная наивная картинка, но она несет в себе красоту и надежду. Речь идет о ясном и простом добре и о становлении личности, способной за него стоять, даже и вопреки собственным интересам.

Сценические решения очень простые. Персонаж в белом и черном, противостоящих друг другу. На глазах – очки, в которых он явно практически ничего не видит, «тусклое стекло»… Прозревая, герой их снимает.

Еще – обычная бытовая лестница; она может обозначать и жалкий чердак, и безвыходность, и одиночество, а может вести в небо.

Доска и мел, чтобы важные слова зримо являлись публике и чтобы личные сомнения героя превращались в урок, проповедь. Писатель очевидно связывал отчаяние и духовное воскрешение героя рассказа с приобщением к христианству. В спектакле Георгия Яковлева возрождение смешного человека выглядит одновременно и более абстрактным, и более земным. И оно становится современным.

Артисту удается передать и холодное одиночество героя, и бессилие перед собственной жизнью, и горечь собственного несовершенства, и блаженство обретенного смысла.

На представлении было много молодых людей, в том числе школьников, и было заметно, как публика буквально вдыхает происходящее на сцене. Притом, что спектакль совсем не ставит задачу развлекать. Это поиск ответов на вопросы, волнующих всех, кто думает о будущем.
Спектакль «Каштанка» / сайт театра
И, наконец, – самый универсальный воронежский спектакль для детей, поэтический шедевр для всех.

«Каштанка». 7+. (Премьера 23.12.23). По А. П. Чехову. Режиссер-постановщик – Михаил Бычков. Художник – Юрий Сучков. Композитор – Роман Якуб. Центр культуры и искусства «Прогресс». Воронеж.

Волшебная шкатулка тихонько открывается, играет музыка и – погружаешься в детское счастье жить. Хотя жизнь трудна и трагична.

Спектакль-подарок от режиссера, только что изгнанного из собственного театра, причем в тот момент, когда следовало его и театр чествовать и благодарить. Перед тридцатилетним юбилеем.

Небольшое снежно-белое пространство втягивает в мир грезы, прекрасного сна… И почему-то – праздника. Как будто оказываешься на представлении феерического цирка, о котором мечтал в детстве. И забавные клоуны выйдут сейчас из дверки сбоку.

Или в руках раскрывается волшебная книжка с изысканными картинками…

В спектакле звучит изумительная по выразительности музыка Романа Якуба, сочиненная композитором для первой «Каштанки» Михаила Бычкова, 1990 года в Воронежском ТЮЗе.

Первые такты, и – четверо клоунов появляются, двигаясь в такт осторожными шагами.

Белое на белом с оранжевыми, черными, розовыми штрихами и пятнышками – именно там где надо, вот прям в самую точечку!

Музыка приостанавливается, выдыхает, и клоуны тоже… Слегка приседают от удивления перед чудом жизненного приключения. И искусства, которое начинают творить.

Легко и будто импровизируя, артисты будут преображаться в героев истории и рассказывать ее. И кто-то из нас будет вспоминать, а для кого-то это будет первая встреча. И те, и другие смотрят завороженно.

Интонация – чуть ироничная, но печальная и нежная. Чеховская. Поэтичный рассказ о жизни, какая она есть – с переплетающимися бедой и радостью. Любовь-сочувствие, любовь-жалость ко всем живым существам: людям, зверям, птицам, циркачам, заказчикам, посетителям кабаков, замерзающим собакам и прохожим… «Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем – в гиене огненной гореть будем...»

В роли Каштанки – актриса Никитинского театра Светлана Строева, душераздирающая Евпраксеюшка в «Господах Головлевых», искрящаяся разноцветьем в выпадающих по жребию ролях «Двенадцатой ночи».

На этот раз маленькая рыжая Каштанка – испуганная или гордая; замерзающая в снегу или пьянеющая в тепле; глупенькая и талантливая; любящая, преданная, цельная… Огромное удовольствие смотреть, как актриса выстраивает образ, сколько придумано верных деталей и подробностей!

Это, впрочем, можно сказать обо всех четырех исполнителях, создающих необыкновенно симпатичный, обаятельный ансамбль.

Георгий Яковлев «Каштанке» – смешной клоун и благородный циркач. В глазах голодной собачонки – импозантный и представительный; в кругу своих артистов – добродушный; перед выходом на арену – беззащитный. Сдержанная интонация в сцене смерти Ивана Иваныча и тоскливое сопровождение, почти подвывание голосу Шаляпина в финале – горе, ворвавшееся в хрупкий мирок героя.

Образы, создаваемые Марией Соловей демонстрируют иронию и комический дар. Гусь уморительно заигрывает с оторопевшей Каштанкой. Появляющаяся на пуантах Хавронья Ивановна – с вальяжным Фёдором Тимофеичем. От задорного вопля Федюшки с галерки вспыхивают в памяти все его жесткие проказы с Каштанкой, в том числе те, что купированы в спектакле…

Александр Габура, еще один заметный артист Никитинского театра играет гордого собой столяра Луку Александрыча, потешно теряющего деловитость и настраивающегося на философский лад по мере движения от заказчика к сестре, потом к переплетчику, в трактир, к куму… И еще загадочного непредсказуемого, как и положено уважающему себя коту, Фёдора Тимофеича.

Периодически поперек сцены выплывает занавес – старый белый пододеяльник с ромбовидным вырезом посередине, в который высовываются четыре персонажа, едущие, например, в цирк на представление. Каким-то непостижимым образом в эти моменты картинка будто резюмирует все содержание истории, даже вообще жизни.

То же самое – когда визуальный фокус внезапно меняется, и вместо артистов в живом плане в прорезях пододеяльника появляются маленькие куклы. Или, наконец, когда на нем возникают точные теневые образы фрагментов истории.

Картинки на любой вкус раскрываются в нашей волшебной живой книжке. С незабываемой музыкой, добрыми клоунами. С правдой жизни, верностью памяти, истинностью мечты.

Можно позавидовать детям, которые вот здесь, в этом зале впервые встречаются с «Каштанкой». И могут потом прийти еще раз и еще…

Мне тоже хочется снова посмотреть «Каштанку»…