Тексты
Обзоры

Тук-тук, к вам гости!

С 24 по 30 июня 2023 года в Ижевске прошел Второй театральный фестиваль «ТУК-Фест»*. Организовал его АНО «Пролог» и Театр кукол Удмуртии - отсюда и смешное название из поменявшихся местами первых букв. Но фестиваль этот не исключительно кукольный, а многожанровый, стремящийся представить всю театральную палитру - и драматические, и музыкальные, и уличные спектакли. Проходил он на разных городских площадках, а открывался большим шествием от Театра кукол к центральной площади, где для жителей города устроили целый праздник. Потому что главные на этом фестивале - зрители, для них устраивали мастер-классы, обсуждения и встречи с артистами после спектаклей, вовлекали публику в яркую орбиту фестивальной жизни, делая из сторонних наблюдателей - соучастников.

ТУК-Фест 2023 открыл один из лучших спектаклей театра кукол последних лет - «Пегий пёс, бегущий краем моря» Рязанского театра кукол в постановке режиссера Бориса Константинова и художника Виктора Антонова, получившего за эту работу «Золотую Маску». Постановка по роману Чингиза Айтматова завораживает мистической, мифологической красотой и глубиной, где дышат и оживают древние легенды и предания, а человек выглядит игрушкой в руках могущественных сил природы.

Помимо Рязани жанр театра кукол представлял Театр Образцова с другим хитом Бориса Константинова и художницы Евгении Шахотько - тоже «золотомасочным» «Снеговиком». Этот спектакль похож на волшебную шкатулку или стеклянный рождественский шар, внутри которого так хочется очутиться и попасть в этот уютный зимний городок, где дети катаются на коньках, лепят Снеговика, а тот вдруг влюбляется в жаркую печку.

Такую же нежную философскую историю о дружбе и мечте показал в Ижевске известный независимый петербургский театр Karlsson Haus. Спектакль Екатерины Ложкиной-Белевич «Мама Му, счастливая корова» по мотивам известной многим книжной серии рассказывает, что фантазировать и мечтать о полете можно, даже если ты - обычная корова и живешь в хлеву.
В формате SOLO

Интересно, что целых пять фестивальных постановок были сделаны в формате моноспектакля, и некоторые из них - как самостоятельные актерские работы без участия режиссеров, причем, на хорошем уровне.

Так, Георгий Иобадзе из Москвы в работе над моноспектаклем «Я, бабушка, Илико и Илларион» по роману Нодара Думбадзе вдохновлялся своими детскими воспоминаниями и рассказами бабушки. В итоге спектакль получился настолько личным, что постороннее вмешательство, возможно, только разрушило бы обаяние прямого высказывания. Тут видно, что актёр владеет национальным кодом, который невозможно присвоить, а грузинские танцы и песни становятся не просто декоративными украшениями, а самим языком постановки, где порхающая рука изображает отлетающую душу, а меховая шапка - верного пса Мураду.

Французская актриса Аурелия Имберт, наоборот, сделала главным сюжетом своего спектакля «Монолог уборщицы» процесс присвоения чужой роли. Она выходит на сцену из зала босая, с ведром и тряпкой и говорит по-польски - во Франции мигрантам-славянам редко достается более высококвалифицированная работа. Но поскользнувшись и ударившись головой, как в анекдоте, она внезапно начинает говорить по-французски и в упоении от новых возможностей примеряет на себя разные шекспировские образы - от Джульетты и Офелии до Ричарда и Отелло.

В смысловом облаке спектакля переплетены разные темы: и социальная - про судьбу восточноевропейских гастарбайтеров, и сугубо театральная - про мир сцены, где все, начиная от простой уборщицы, грезят Шекспиром. При этом Аурелия легко отходит от классического текста, перемежая его собственными «лирическими отступлениями», и показывает, как шекспировские герои до сих пор служат ролевыми архетипами нашего поведения и определяют наши поступки.
Похожую модель, где один артист играет сразу всех персонажей, представил Армен Кушкян из Армении. Его спектакль называется «В роли Настасьи Филипповны князь Лев Николаевич Мышкин». Тут заглавный герой романа «Идиот» оказывается в доме скорби и переживает заново все случившееся. Воспоминания приходят к нему в виде хаотичных флэшбеков, и нужно хорошо помнить роман, чтобы по отдельным репликам восстановить всю цепочку событий.

Актёр появляется на сцене в белом одеянии – это и смирительная рубашка, и платье Настасьи Филипповны - и постепенно два персонажа сливаются в одно существо. Так что в конце ты уже не замечаешь, что женский монолог произносит брутальный бородатый мужчина, - потому что это монолог страдающей души, не имеющей пола.

Интересно, что изначально Армен Кушкян играл Мышкина в дипломном спектакле на курсе режиссера Ваге Шахвердяна, а потом вместе со своим мастером создал моноспектакль, исполнив в нем все роли сразу.


А вот спектакль «Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе» родился всего за несколько дней на режиссерской лаборатории в Кировском театре кукол. В его основе - автобиографические книги английского астрофизика Стивена Хокинга, страдавшего боковым амиотрофическим склерозом, который постепенно парализовал все его тело, но не мозг и волю. Даже будучи полностью обездвиженным, он продолжал работать и выпускать книги.

Режиссер Алексей Егоров построил спектакль в форме лекции Хокинга с рассказом о его жизни. Тут использовано множество приемов - театр кукол, театр предмета, маски и игра света. Молодой артист Егор Паншин играет Хокинга юным и полным сил, настоящей рок-звездой. Он не изображает болезнь, лишь в одном эпизоде мел раз за разом выскальзывает из рук ученого - как будто выскальзывает сама его жизнь. Дальше Хокинга внешнего, устраивающего гонки на инвалидной коляске, играет уже кукла, а актер остается в роли его внутреннего «я» - живого и непокоренного.
Еще один моноспектакль для подростков привез в Ижевск независимый Театральный проект 27 из Петербурга. Надо сказать, что на прошлом фестивале они тоже показывали моноспектакль - «Жирную Любу» Олега Липовецкого, где актер играл самого себя в детстве. Та постановка была посвящена буллингу в школе, «Тетрадь мщения» рассматривает ту же проблему с другой стороны - поднимает тему травли учителей. Все эти кнопки на стуле, карикатуры на доске и спрятанный мел дети считают веселой забавой и видят в учителях лишь функцию, их социальные роли, но не живых людей. Новый спектакль Юлии Каландаришвили призван показать, что учитель - тоже человек и может чувствовать боль, злость, обиду, унижение и даже жажду мщения. А заодно наглядно демонстрирует, как работает ресентимент.

Герой Игоря Головина, бывшего артиста легендарного театра «Фарсы», а сейчас популярного киноактера, выглядит комично, что не отменяет сочувствия к нему. Всю жизнь он копил обиды от своих учеников, чтобы, выйдя на пенсию, сделаться вторым Монте-Кристо и жестоко отомстить всем виновникам. Так и не выросший до старости ребенок, заручившись поддержкой любимой мамы (в спектакле мы видим только ее большие, ласковые руки-крылья), устраивает «казни египетские» для своих бывших учеников, но в последний момент сострадание все же побеждает в его душе жажду реванша.

Алексей Высторопец, актер Камчатского театра драмы, показал на фестивале моноспектакль по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке режиссера Валентина Зверовщикова. Эту пьесу, написанную в форме монолога, тем не менее часто ставят как многофигурный спектакль. Однако, тут харизмы исполнителя хватило на всех героев - и на Мишку Питунина, которого еще с детского сада преследовал Пушкин, и на его учителей, одноклассников, и само «солнце русской поэзии».
И смех, и слезы

Единственный музыкальный спектакль на фестивале показала Оперно-драматическая студия Ивана Поповски, созданная на базе его курса в ГИТИСе. Они представили гоголевскую «Женитьбу» на музыку Мусоргского и Иполлитова-Иванова - микст разных стилей, оперы и драмы, в результате которого родился яркий, эксцентричный спектакль, где зрители от души хохотали, как никогда не смеются в опере.

Ну а завершил фестиваль спектакль Альметьевского театра «Бегущий за ветром» в постановке Камиля Тукаева - в 2022 году он стал лауреатом Фестиваля театров малых городов. В его основе - роман Халеда Хоссейни, известный также по одноименному фильму, история двух афганских мальчиков, аристократа-пуштуна Амира и его слуги-хазарейца Хасана, история дружбы и предательства, вины и искупления. Хотя постановка вполне традиционна по форме, нарративна и идет на татарском языке, чувства героев кажутся понятными и без перевода. Ведь события прошлого века - исламская революция, бегство либеральных деятелей из страны - сегодня воспринимаются болезненно актуально. Более того, спектакль поднимает и общечеловеческие, универсальные вопросы, которые объединяют зрителей независимо от их веры, взглядов, возраста и национальности, что сейчас для всех нас особенно важно. Так что «Бегущий за ветром» не только стал мощным завершающим аккордом фестиваля, но и задал высокую планку для будущих смотров.
* Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив