Тексты
Обзоры

«Самокат»: Новые тексты для театра

Один из самых действенных способов привлечь в театр молодежную аудиторию – брать современные тексты. Это путь более сложный, чем ставить «старое, доброе, вечное». Современная детская и подростковая литература развивается довольно активно, постоянно появляются новые книги, и для того, чтобы найти что-то по-настоящему интересное, нужно пристально следить за процессом. К тому же, часто возникают сложности с правами: трудно связаться с правообладателем, получить ответ, цена на покупку прав может быть довольно высокой…

Однако если театр застрянет в бесконечном переосмыслении классики, он перестанет развиваться. Поэтому работа с современными текстами нужна всем: и артистам, и режиссерам, и зрителям. Вместе с издательством «Самокат»  (www.samokatbook.ru) мы открываем новую рубрику, где будем рассказывать о новых текстах, на которые стоит обратить внимание людям театра. Если какое-то произведение вас заинтересовало, и вы хотели бы связаться с правообладателем, пишите на maria.tretyakova@samokatbook.ru

Открываем рубрику современными русскоязычными произведениями.

Ева Немеш «Субтитры»


Часто режиссеры жалуются на дефицит современных пьес, особенно рассчитанных на подростков. Если вы ищете хорошую пьесу, советуем обратить внимание на «Субтитры» Евы Немеш. Книга стала финалистом конкурса «Книгуру» в 2020 году. 

«Субтитры» – это повесть, но она построена в основном на диалогах, так что возникает ощущение, что читаешь пьесу. Или смотришь интервью на Youtube. 

На протяжении всей повести мы следим за каналом популярного блогера. В первой части он разговаривает с Лерой, победительницей танцевального шоу и обладательницей киберпротеза руки. Параллельно мы наблюдаем за блогом самой Леры, где она дурачится, демонстрирует своего попугая и делает макияж. Такая обычная подростковая жизнь – погоня за контентом и лайками, эпатаж и торжество формы над содержанием. Но постепенно за всеми легкомысленными фразочками и кривлянием проявляется настоящая глубина, человеческая боль и трагедия. Автор поднимает темы буллинга, проживания травмы, ответственности.

Вторая часть – это расследование аварии, в которой Лера потеряла руку. Расследование транслируется в блог, так что читатели и «зрители» наблюдают за ним в прямом эфире.

Youtube-шоу – необычный и благодатный материал для перенесения на сцену. Текст построен очень визуально, читая, ты всегда видишь перед собой кадр. Текст разбит на выпуски (эпизоды), что очень удобно, так как это фактически готовые сцены. А наличие в Youtube-шоу рекламы и заставок – это дополнительные возможности разнообразить спектакль, добавить в него юмор, какие-то узнаваемые для молодежной аудитории мемы и прочее.

Ася Кравченко «Лучше лети»


Повесть, ставшая лауреатом премии им. Корнея Чуковского, рассчитана на, пожалуй, самую сложную возрастную группу – 7-10 лет. Книги для малышей, так же, как и бэби-спектакли, их уже не увлекают, для проблемных подростковых тем и большой классики еще рано. Чтобы заинтересовать читателя и зрителя этого возраста, нужно собрать непростой пазл: харизматичный главный герой, приключения и интересный сюжет, близкие ребенку реалии, искренность и отсутствие поучительного тона. Все это есть в книге Аси Кравченко. По ощущениям эта история напоминает культовый фильм Уэса Андерсона «Королевство полной Луны» – такая же добрая, теплая, пронизанная каким-то особенно узнаваемым духом детства. Причем, вневременного. То есть в главном герое, мальчике Мите, себя узнают и современные дети, и взрослые, которые вспомнят себя много лет назад.

Митя мечтает стать изобретателем и одержим мыслью построить везделет, а также аппарат для передачи счастья (есть, где разгуляться режиссерской и театральной мысли!). Он не только мечтает, но еще и действует – придумывает, разрабатывает и пытается преодолеть досадные бытовые препятствия вроде нехватки денег. В своих мыслях и идеях Митя не сам по себе, у него есть настоящие друзья, которые делят с ним смелые идеи и верят в него. Чего нельзя сказать о родителях. Повесть Аси Кравченко затрагивает тему детско-родительских отношений. Она показывает, насколько огромная пропасть иногда лежит между детьми и взрослыми даже в одной семье, и насколько детям важно чувствовать веру и поддержку родителей. 

Образы родителей тоже очень яркие, интересные для осмысления в театре. Папа – физик, потерявший работу, такой большой ребенок, который вне своей сферы деятельности совершенно беспомощен, так что Мите приходится взять на себя даже поиски работы для него. А мама – уставшая от повседневных забот и забывшая, что такое счастье. Противопоставление мира детей и взрослых и при этом их движение навстречу друг другу – один из важнейших мотивов повести.

Юлия Мнижек «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса»


Абсурд – один из самых популярных театральных жанров. Хороший детский спектакль, поставленный в жанре абсурда, – настоящий подарок и для детей, и для взрослых. 

Повесть Юлии Мнижек создавалась под влиянием таких мастеров как Евгений Клюев, Тоон Теллеген (спектакли по их книгам с успехом идут в театрах разных городов) и Льюис Кэрролл, и их настроение, конечно, чувствуется. Тут есть оживающие предметы, колбаса одеял, лестницы-ходули, ковши для кислых щей и много другого, что станет настоящим подарком для театрального художника. Еще здесь простирается Страна Хихиканья, плещется Море отрицания и манит своей загадочностью Обратная Сторона Всего. 

При всех возникающих ассоциациях с другими авторами и книгами «Настоящие бумажные вещи» – это абсолютно самостоятельное произведение. Это не разные сказочные истории, как у упомянутых Клюева и Теллегена, а отдельная повесть с цельным сюжетом. Это такое сказочно-абсурдистское роуд-муви. Главный герой, Тристан Гримс, отправляется на поиски своего внезапно пропавшего отца. Но поскольку он не имеет представления о том, как и куда исчез отец, где его искать, он тоже не знает. Вот и получается «пойди туда, не знаю куда». Постепенно этот странный путь наполняется все большим смыслом, неожиданными встречами, узнаванием себя и пониманием жизни.

Юлия Яковлева, серия «Ленинградские сказки»


Юлия Яковлева ведет своеобразную летопись болевых точек истории двадцатого века глазами детей. Ее первая книга – «Дети ворона» – посвящена сталинским репрессиям, которые в одно мгновение лишают девочку Таню и ее братьев Шурку и Бобку родителей, счастливого детства и привычной жизни. Пока режиссерами замечена только эта книга, но и остальные книги серии не менее важные и интересные. «Краденый город» заставляет вместе с героями пережить блокаду Ленинграда. «Жуки не плачут» рассказывает о жизни детей в эвакуации вдали друг от друга. «Волчье небо» и «Глиняные пчелы» – о послевоенной жизни, которая иногда оказывается сложнее и бессмысленнее, чем военная. 

Все книги написаны в жанре мистического реализма. Из невыносимой реальности герои то и дело «выпадают» в потусторонний мир, где встречаются с необычными существами или сами превращаются в них. Эти то ли игры, то ли сны, то ли фантазии помогают детям пережить самые трудные времена.

Серия Юлии Яковлевой была отмечена различными литературными премиями: лонг-лист премии им. В. Крапивина, лонг-лист премии «НОС», шорт-лист премии «Ясная поляна», а также получила премию In Other Words крупнейшего британского фонда поддержки детской литературы BookTrust.